Банкротство юридических лиц – закон, разъяснения в обновлениях

Содержание

Банкротство юридических лиц – закон, разъяснения в обновлениях

ФЗ о несостоятельности (банкротстве) – комментарии для юридических лиц

Позитивным в состоянии банкрота для предприятия является, во-первых, применение моратория на возможность кредиторов (например: банков) выставлять требования. Во-вторых, отсутствие налоговых проверок из-за ликвидационных мероприятий. И, в третьих, официальное списание всех долгов и погашение всех претензий. Кроме того, статус юридического лица в ЕГРПОУ более отсутствует.

Но было бы неправильным, если б не было и «горького». А это срок проведения ликвидации и ее стоимость. И, наконец, особые условия действий в этот период с активами и пассивами предприятия.

Как получить статус банкрота?

Для изложения инструкции по приобретению статуса несостоятельности необходимо рассмотреть закон РФ о банкротстве юридических лиц, более полное его название следующее: Федеральный закон о несостоятельности банкротстве юридических лиц от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1-го сентября прошлого года.

Прочесть его текст можно в «Собрании законодательства РФ» (от 28-го октября 2002 года, N 43, ст. 4190) или в «Парламентской газете» (N 209-210, за 2-е.ноября 2002 года).

Последняя редакция указанного Закона, после внесения в его текст изменений позволяет назвать его новым законом о банкротстве юридических лиц. В нем описываются условия, при которых устанавливается статус несостоятельности, и дается полный список особых экономических составляющих, при наличии которых предприниматель-должник признается банкротом.

Вместе с тем, этот Закон помогает определить и скоординировать действия, меры для недопущения попадания в состояние банкротства. В случае когда несмотря на применение всех предупредительных мер предприниматель все же оказался несостоятелен, этот документ описывает достаточно детальным образом и пошагово процедуру оформления банкротства, а также разъясняет правила взаимодействия лица в стадии оформления банкрота с другими участниками дела.

В чем состоит процедура оформления банкротства юридического лица?

Для констатации данного статуса необходимо решение арбитражного суда о признании лица неспособным финансово погасить заимствованные средства (кредиты) и/или оплатить обязательные счета (гос. налоги и др.). что отвечает Статье 2-ой Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) юридических лиц».

Процедура банкротства начинается с выполнения некоторых требований. Первое и самое определяющее из них – это невыполнение обязательств по платежам в течение 3-х месяцев после даты их исполнения.

Новшества и полезные изменения в законе о банкротстве юридических и физических лиц

На протяжении всего периода действия Закона о несостоятельности (банкротстве) в его текст вносились изменения. Первые были сделаны в конце 2014 года, вместе с новациями в указанном законе, было также видоизменено содержание отдельных статей Российского Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) и тексты других нормативных документов, имеющих касательство к процедуре банкротства. Все эти изменения усовершенствовали правила ведения данных дел.

В следующем, 2015 году, вступил в силу закон о банкротстве физических лиц, что сделало возможным для граждан, которые в силу различных обстоятельств оказались в критической материальной ситуации, разумно и законно разобраться в ней, в перечне настоящих и ожидаемых в будущем платежах, структурировать порядок выполнения обязательств перед кредиторами и в результате комплекса принятых мер восстановить платежную состоятельность.

Надо заметить, что в предыдущий период законодательство России не включало сферу банкротств физических лиц.

Что же касается изменений в законе о банкротстве юридических лиц, которые имели место, это поднятие финансового порога для возбуждения процедуры банкротства и установление для генерального директора срока в десять дней на уведомление учредителей о будущем банкротстве.

При его невыполнении директору грозит штраф в размере 25 – 50 тысяч рублей или дисквалификация на 6 месяцев или два года. Это новшество направлено на повышение дисциплинарной ответственности руководителей предприятий, а также во избежание возможных фактов использования банкротства в противоправных интересах для отмены финансовых обязательств, обманных действий по отношению к деловым партнерам, в связи с имевшим место хищением имущества предприятия и т.п.

Изменения в Закон о несостоятельности юридических и физических лиц вносились в виде новых редакций, начиная с 1992 года, а после присвоения Закону постоянного регистрационного номера (№127-Ф3) – в виде поправок или разъяснений Высшего Арбитражного Суда РФ.

Комментарии по поводу отдельных положений Закона

  • С текущего года была уменьшена госпошлина с 6 тысяч до 3-хсот рублей за оформление банкротства физического лица. В июле прошлого года депутаты Госдумы подняли стоимость самой процедуры в два с половиной раза – с 10-ти тысяч до 25-ти тысяч рублей. /Налицо отсутствие логичности в принятии решении.
  • По данным НБКИ, на 1.11.2016 г. в России имелось 640 тысяч 200 потенциальных банкротов – физических лиц (людей, у которых имеются долги перед банковскими учреждениями в размере 500 тысяч рублей и более и просроченные платежи на протяжении 90 дней. Всего лишь 34 тысячи граждан решились оформить в суде свою финансовую несостоятельность, однако большая часть из этих исков была отклонена и на данный момент только у одной тысячи девяти граждан признали их несостоятельность. /Конечно, это абсолютно не отвечает действительности.
  • Депутаты планируют пересмотреть некоторые составляющие процесса оформления банкротства. Например, необязательное участие арбитражного управляющего. /Такой шаг часто бывает оправданным и, главное, что он позволит значительно удешевить стоимость процедуры банкротства.

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2019) “О несостоятельности (банкротстве)” (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2020)

О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

27 сентября 2002 года

16 октября 2002 года

Судебная практика и законодательство — 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве)

1.2. Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах” и нормативными актами Банка России, регулирующими вопросы деятельности временных администраций финансовых организаций.

2.2. Процедура принятия решения о реализации акций (долей) банков, в случае поступления Предложения о покупке, включает следующие этапы: получение Предложения о покупке; подготовка заключения о соответствии такого Предложения Федеральному закону (в том числе о соответствии предложенной цены установленным требованиям); рассмотрение Предложения о покупке Правлением Агентства; информирование лица, направившего Предложение о покупке, об итогах его рассмотрения.

1) сведения о размере предлагаемых к передаче обязательств и их структуре с разбивкой по обязательствам перед кредиторами каждой из очередей в соответствии с Законом о банкротстве;

2) перечень имущества, которое может быть передано Приобретателю (Приобретателям), с указанием его балансовой и оценочной стоимости;

выполняет иные функции, предусмотренные Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)”.

1.6. В аккредитационное дело кандидата (аккредитованного лица) помещаются поступающие в Банк России документы кандидата (аккредитованного лица) и копии документов, направленных ему Банком России, по вопросам, связанным с аккредитацией, отказом в аккредитации, аннулированием аккредитации, продлением аккредитации, отказом в продлении аккредитации, выдачей свидетельства об аккредитации, а также документы, относящиеся к деятельности кандидата (аккредитованного лица) в качестве временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего, финансового управляющего, ликвидатора.

Вместе с тем федеральными законами, регулирующими деятельность саморегулируемых организаций и особенности осуществления в отношении таких организаций государственного контроля (надзора) (Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (далее – Федеральный закон о банкротстве), Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон об оценочной деятельности), Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности”), установлен закрытый перечень оснований для проведения внеплановых проверок. При этом указанными нормативными правовыми актами истечение срока исполнения предписания саморегулируемыми организациями ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований не отнесено к основаниям для проведения внеплановой проверки.

Читайте также:  Признание банкротом физического лица: условия, способы и последствия

4.8. При наличии признаков банкротства, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, работодатель обязан уведомить работников и профсоюзную организацию о возможном банкротстве организации, а при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве должника-работодателя уведомить их также о проводимых процедурах (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и т.д.).

“В случаях, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (далее – Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)”), полномочия единоличного исполнительного органа банка могут осуществляться обществом с ограниченной ответственностью “Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора”. При этом положения частей шестой и седьмой настоящей статьи не применяются.”;

б) признания банкротом индивидуального предпринимателя – плательщика платежей в бюджет в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенным по причине недостаточности имущества должника;

Денежные взыскания с лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности, а также к ответственности в виде возмещения причиненных должнику убытков, в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)

Федеральный закон N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 2020

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» регулирует достаточно важную в хозяйственной деятельности тематику – признания субъекта отношений неплатежеспособным (банкротом).

Этот нормативный акт детализирует основные положения Гражданского кодекса РФ, определяя основания для того, чтобы признать должника банкротом, сам порядок такого признания, возможные механизмы для того, чтобы предупредить это состояние у должника.

Если должник признаётся банкротом, то законом устанавливается, как должны производится все процессы, связанные с расчётами между должником и его кредиторами, включая порядок взыскания долга или другие сопутствующие отношения.

В действующей редакции этого закона с учётом последних изменений круг лиц, на которых могут распространяться его предписания, включает как юридических, так и физлиц (последние могут не являться индивидуальными предпринимателями).

Закон «О банкротстве физических лиц» от 1 октября 2015 года

Нормы Закона «О банкротстве», которые заработали с 01.10.2015, определяют возможность признания банкротом простого физического лица (не ИП).

Что важно знать:

  • Физическое лицо может быть признано банкротом арбитражным судом. Обычные суды этой тематикой не занимаются (cт.6 Закона);
  • Закон описывает ситуацию, когда физическое лицо имеет право обратиться в суд для признания себя банкротом, а когда это – его непосредственная обязанность (ст. 8 Закона);
  • Кредитор тоже может обратиться в суд, но условия его обращения регламентированы чётко, и перечень является исчерпывающим (ст. 33 Закона);
  • Суд использует процедуру реструктуризации долга физического лица. Закон позволяет заключение мирового соглашения между сторонами (ст. 158 Закона);
  • Признание физического лица банкротом приводит к реализации его имущества через процедуру торгов. Когда вырученные суммы покрывают задолженность – физическое лицо больше не считается должником (ст. ст. 213-26, 213-27 Закона);
  • Физическое лицо после признания его банкротом обязано уведомлять финансовые учреждения, с которыми планирует вести экономические отношения, о данном факте. Также новое дело о банкротстве с участием того же лица не может быть начато по его заявлению (ст. 213-30 Закона).

Кроме перечисленных основных нововведений, закон предполагает их нюансы в соответствующих специальных статьях (кроме упомянутых норм речь идёт о ст. ст. 56, 60, 160, 213, 214-1, 223). Также, этот вопрос регламентируется 230 статьей со всеми примечаниями (ч. с 1 по 32).

Структура закона

Нормативный акт состоит из 12 глав и 233 статей. Первая глава, которая очерчивает общие положения закона, даёт определения прав должников и кредиторов в границах процесса признания банкротства/взыскания долгов.

Глава вторая описывает меры предупреждения несостоятельности должника, а третья – регулирует особенности разбирательства дела о банкротстве в арбитражном суде.

Последующие главы определяют особенности процедур наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления и конкурсного производства. Отдельная глава касается мирового соглашения и особенностей банкротства отдельных категорий должников. Присутствуют также переходные и заключительные положения.

Кому важно знать закон

Поскольку действующая редакция закона теперь распространяется и на физических лиц (т. е. обычных граждан) в части признания их банкротами, то с положениями этого закона будет полезно ознакомиться каждому, кто состоит в отношениях «должник-кредитор» на основании любых договоров. Нужно отметить, что теперь даже лица, не являющиеся ИП и не имеющие задолженностей по закрытому ранее ИП, могут подпадать под урегулированные этим законом процедуры.

Гражданин может быть признан неплатежеспособным или банкротом, после чего его имущество подлежит реализации решением суда. Последствием признания гражданина в таком статусе может стать и запрет на выезд за пределы страны.

Отдельное внимание закон уделяет такому ранее не урегулированному состоянию как рассмотрение дела о неплатежеспособности/банкротстве в случае смерти должника.

Признание банкротом гражданина имеет для него и другие последствия. Так, о данном факте он обязан сообщать в случае принятия обязательств по займам или кредитам. Закон также предполагает назначение для имущества гражданина финансового управляющего (им выступает арбитражный управляющий по делу).

Нужно отметить, что дело о банкротстве гражданина может быть разрешено мировым соглашением или реструктуризацией долга, а не только реализацией его имущества для оплаты обязательств перед кредиторами.

Что гражданам нужно иметь в виду, так это то, что возможность инициировать процедуру признания их банкротами можно только при соблюдении определённых условий. Сумма задолженности должна составлять не менее 0,5 млн рублей и обязательства по таким суммам не были выполнены в течении трёх месяцев.

Банкротство по-новому: обзор изменений законодательства

Поправки в банкротство: что нового

Первые, концептуальные, касаются процедуры Реструктуризации долгов юридического лица, а также новых организационных принципов работы Арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций.

Вторая часть изменений — техническая, затрагивающая на первый взгляд только вводные и вспомогательные положения, связанные c введением процедуры реструктуризации в закон. Но при детальном рассмотрении они содержат массу новелл, которые могут существенно изменить текущий порядок проведения процедур банкротства, сместить баланс интересов участников дела о банкротстве.

В этом обзоре законопроекта рассматриваются технические изменения, так как они представляют не меньший интерес, чем сама процедура реструктуризации.

Повысить экономическую грамотность и ответственность

Технические изменения тоже можно разделить на два блока. Первый – условно положительный, это изменения, которые скорее положительно скажутся на процедурах, не содержат двойных смыслов. Второй – спорный, это неоднозначные или противоречивые изменения, меняющие баланс интересов сторон процесса.

Первая часть изменений коснулась порядка подачи и рассмотрения заявления о признании должника банкротом или реструктуризации долгов, статуса лиц в деле о банкротстве, расходов по делу о банкротстве, экономической грамотности участников процесса.

Так, должник в момент подачи заявления о признании его банкротом или реструктуризации, а также в отзыве на заявление кредитора, обязан приложить отчет о финансовом состоянии компании, вправе приложить проект плана реструктуризации долгов. Кредиторы, в случае подачи заявления о реструктуризации, обязаны указывать сведения о возможных мерах по восстановлению платежеспособности должника и о предпринятых ими мерах по урегулированию задолженности. Таким образом, уже на этапе рассмотрения заявления и суд и кредиторы смогут убедиться в возможности или невозможности восстановить платежеспособность должника, изучив и его финансовый отчет, и проекты плана по реструктуризации.

Описанные изменения предполагают более ответственный подход сторон к инициации дела о банкротстве. Ведь при отсутствии необходимых документов или при их очевидной неполноте суд может как наложить штраф на руководителя должника, так и вернуть заявление.

Более того, согласно законопроекту суд при рассмотрении заявления о признании должника банкротом может, минуя процедуру наблюдения, назначить процедуру конкурсного производства. Это происходит, если по итогу анализа представленных документов суд сочтет, что очевидна невозможность восстановить платежеспособность. Такие изменения существенно сократят сроки рассмотрения дела и судебные издержки сторон процесса, будут способствовать сохранению конкурсной массы, так как времени у должника на вывод активов в наблюдении уже не останется.

Важная новелла касается и защиты конфиденциальных данных на этапе рассмотрения заявления. Должник обязан будет предоставлять финансовый отчет, судебное заседание по рассмотрению заявления может быть закрытым по ходатайству стороны процесса.

Закладывается и механизм по сокращению трат конкурсной массы, при котором участники дела о банкротстве будут более взвешенно подходить к согласованию расходов в деле о банкротстве, привлечению в дело лиц, оказывающих услуги на возмездной основе.

Кредиторы должны будут более добросовестно подходить к самому факту подачи заявления о признании должника банкротом, так как все понесенные расходы на финансирование деятельности арбитражного управляющего, если заявление оставлено без рассмотрения или производство по делу прекращено, (за исключением удовлетворения требований и заявления о реструктуризации) ложатся на заявителя, который подал такое заявление.

Читайте также:  Процесс участия в тендерах на строительство в 2020 году: условия, процедура оформления, особенности

Это изменение может помочь избежать подачи формальных заявлений и снизить нагрузку на суды. Более того, при рассмотрении заявления суд и кредиторы смогут сразу оценить финансовое состояние должника. При несогласии кредиторов с отчетом должника о финансовом состоянии они смогут предоставить суду альтернативные отчеты, из которых суд на этапе рассмотрения заявления сможет понять, какую процедуру назначить.

Законопроектом предусмотрено, что расходы по делу о банкротстве — кроме специально оговоренных законом — будут компенсироваться не из конкурной массы, а конкурсным управляющим, который обязан их оплачивать из своего финансирования, порядок и лимиты которого также устанавливаются законом. Далее справедливо указывается и на обязанность кредитора оплатить расходы по делу о банкротстве, если он голосовал за несение этих расходов или сам их предложил на собрании кредиторов. Изменения затронули и статуса лиц, участвующих в деле. Теперь кредиторы, чьи требования подтверждаются вступившими в законную силу судебными актами, априори обладают всеми правами участника дела о банкротстве, даже правом высказываться относительно кандидатуры управляющего, с момента принятия судом соответствующего заявления. Это существенно снижает временные издержки таких кредиторов на вступление в дело. Вместе с тем законом не оговорено, освобождены ли такие кредиторы от дальнейшего заявления в реестр в принципе или все же данные процедуры необходимо будет пройти.

Изменения процессуального статуса коснулись и других лиц. Так, представители работников теперь являются участниками дела о банкротстве с момента принятия заявления, а учредителей (участников) общества, если их не больше пяти, либо имеющих наибольшую долю, суд теперь императивно обязан уведомлять о дате заседания по рассмотрению заявления.

Следует отметить и новый подход законодателя и к определению статуса конкурсных кредиторов. Законопроект особо выделяет «крупных кредиторов», требования каждого из которых составляет не менее 5 % от общего размера требований, и/или не менее ста миллионов рублей.

Таким образом, значительная часть новелл направлена на большую экономическую грамотность и ответственность участников процесса по делу о банкротстве.

Заинтересованные лица

Вторая часть новелл относится к изменениям процессуального статуса заинтересованных лиц, порядку применения обеспечительных мер, а также балансу кредиторов в деле о банкротстве.

Заметные изменения коснулись статуса так называемых аффилированных кредиторов, сам факт существования которых действующим законом никак не фиксируется. Законопроектом данная дефиниция тоже не вводится, но первые шаги в этом направлении сделаны.

В законопроекте вводится понятие кредитор, заинтересованный по отношению к должнику, и он является «самым слабым» кредитором. Например, должник, при подаче заявления о признании себя несостоятельным или в отзыве на заявление кредитора будет обязан указать заинтересованных кредиторов.

Заинтересованный кредитор, в свою очередь, обязан при подаче заявления указать свой статус. Такой кредитор лишен права голоса на собраниях кредиторов, не вправе выбирать и предлагать при подаче заявления о банкротстве кандидатуру арбитражного управляющего. Если информация о заинтересованности была сокрыта, но стала известна после того, как суд назначил предложенного таким кредитором управляющего, то последнего можно отстранить. Тем не менее, требования такого кредитора предполагается удовлетворять в общем порядке, положений о понижении таких требований «за реестр» законопроектом не предусмотрено.

У приведенных ограничений статуса заинтересованного кредитора есть исключение: если «заинтересованный кредитор» является кредитной организацией, то права голоса он не лишен. Логика такого решения не очень понятна, налицо дискриминация по признаку организационной принадлежности кредитора.

Вместе с тем сама ст. 19 Закона о банкротстве не претерпела изменений, понятийный аппарат «заинтересованности» в законе так и не раскрыт, оставляя все же общие отсылки к легальному понятию аффилированности. Единственное изменение в ст. 19 Закона о банкротстве касается очевидного – в список заинтересованных лиц добавлены контролирующие должника лица. Возможно, на втором чтении законопроекта законодатель будет учитывать последнюю практику ВС и добавит презумпцию автоматического «понижения» требований заинтересованных кредиторов «за реестр».

Обеспечительные меры

Необходимо обратить внимание и на то, что изменились правила о применении обеспечительных мер. Предполагается, что по ходатайству арбитражного управляющего суд может принять меры по запрету распоряжением имуществом не только в отношении имущества должника, но и имущества контролирующих лиц, даже имущества контрагентов (при условии того, что есть основания признать сделку, по которой контрагент получил от должника имущество, недействительной). При этом ответственности за убытки таких лиц арбитражный управляющий не несет, конечно, при условии того, что он действовал добросовестно. Контрагенты, которых коснутся обеспечительные меры, вправе их оспорить, но учитывая специфику и сроки рассмотрения дел о несостоятельности, такой арест может повлечь за собой вал банкротств компаний, у которых арестуют имущество.

При этом обязательства перед налоговым органом исполнять можно. Впрочем, это не единственная преференция, которая дается государственным органам в деле о банкротстве. В законопроекте появляется новая форма залога – «административный», а вместе с ним и новый тип залогового кредитора, что может существенно изменить баланс удовлетворения требований в деле о банкротстве.

Согласно замыслу законодателей, залоговыми следует признать требования, основанные на обязательствах, вытекающих из отношений, «которые основаны на административном или ином властном подчинении одной стороны другой и наличие которых или размер которых в части превышения над размером обязательств, известных кредитору, в установленные законодательством сроки были сокрыты от кредитора, заявившего требования, в том числе если о наличии и/или надлежащем размере таких обязательств не было сообщено кредитору в порядке и в сроки, которые установлены законодательством».

Состав имущества, в отношении которого устанавливается административный залог, указывается самим кредитором. То есть любое доначисление налогов и пеней сверху уплаченной должником суммы налога будет залоговым требованием.

Эта новелла оставляет много вопросов. Как быть, если имеющееся у должника имущество уже в залоге? Он аннулируется или залог становится пропорциональным размеру требований? Каковы законные основания для признания такого залога? ГК РФ таких конструкций не знает.

Баланс интересов

Нельзя отрицать желание законодателя защитить публичный интерес в деле о банкротстве, но в совокупности с другими преимуществами, которыми пользуется налоговый орган, о таком понятии как баланс интересов кредиторов вскоре можно забыть.

Это часть существенных изменений, которые ждет закон о банкротстве. Следует отметить, что, несмотря на то, что некоторые из них действительно важны и могут изменить в лучшую сторону Банкротное законодательство, законопроект в существующем виде оставляет много вопросов.

Все предлагаемые изменения таят в себе много «НО» и неопределенностей в части применения на практике, а какие-то необходимые инициативы не реализованы в принципе, баланс кредиторов, если законопроект будет принят в этом виде, будет существенно смещен в пользу государственных органов и кредитных организаций.

*Законопроект №239932-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц»

Закон о банкротстве физических лиц в 2020 году (ФЗ-127 о несостоятельности)

Если вы сейчас читаете эту статью – значит, в Вашей жизни наступили сложные времена, и банкротство физических лиц уже не кажется абсурдной идеей. Именно этот путь выбирают граждане, которые столкнулись с невозможностью рассчитаться с кредиторами. В России на сегодняшний день 800 000 граждан живет «на грани» банкротства – это заемщики, которые по различным причинам не в силах платить по кредитам, их терроризируют банки и коллекторы. Благодаря возможности оформить банкротство физлица у них появился шанс легально списать свои долги.

Что это такое – банкротство или финансовая несостоятельность? Это абсолютно законный способ избавиться от непосильных долгов, регламентированный № 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве). Фактически, это право каждого гражданина на реабилитацию при больших долгах. Должники получают возможность реабилитироваться перед кредиторами, обществом, и начать свою финансовую историю с нуля с некоторыми оговорками.

Интересно, что до 2015 года право заявить на банкротство было предоставлено только компаниям и индивидуальным предпринимателям. Однако с 1 октября 2015 года ситуация изменилась, и теперь не только юридические лица, но и каждый должник-физлицо получил возможность избавиться от долгового бремени законным путем.

Как работает Федеральный закон о банкротстве физических лиц № 127-ФЗ?

Когда речь идет о крупных задолженностях, необходимо понимать, какие права и обязанности устанавливает закон для потенциального банкрота. Как Вы уже поняли, право на списание долгов имеет под собой законную основу – это Федеральный закон о банкротстве физлиц. Законопроект находится в открытом доступе, в частности – на сайте Консультанта, его может изучить любой желающий. Его Вы можете скачать бесплатно, он представлен со всеми изменениями на 2020-2020 годы. Ознакомление со всеми существующими поправками позволит получить более полное представление обо всех нюансах банкротства физлиц.

Читайте также:  Что такое незаконная торговля и что за нее грозит

Текст закона подробно регулирует следующие пункты:

  • Порядок осуществления банкротства физических лиц. Банкротиться граждане могут исключительно через Арбитражный суд. Никакой банк, учреждение, компания или другое лицо не могут признать человека банкротом;
  • Решения суда по делу о банкротстве. Установлено, что суд может принять решение только по двум процедурам. Каждая из них тщательно регулируется законодательными нормами;
  • Признаки банкротства физлица. В законе четко установлено, что признаками несостоятельности гражданина является долг от 500 000 рублей и просрочка от 90 дней по кредитам. Также сюда входят обстоятельства, при наступлении которых должник понимает, что не сможет рассчитаться со своими обязательствами. Что это за обстоятельства – в законопроекте не уточняется. Это решает суд, исходя из конкретной ситуации и представленных гражданином документов;
  • Последствия банкротства. Последствия перечислены в законодательстве, сюда относятся, в частности, невозможность повторного признания некредитоспособности после предыдущего судебного решения, запрет на деятельность в должности на руководящих постах в юрлицах. Также установлены последствия, наступающие при установлении факта финансовой несостоятельности, с момента первого заседания по делу – это приостановление судебных постановлений, вынесенных ранее, прекращение начислений % по кредитным обязательствам;
  • Обязанности и полномочия финансовых управляющих. Финуправляющие составляют отчеты для суда, подают ходатайства, управляют финансовыми делами должников. Они также проверяют дело на добросовестность, фиктивность, собирают кредиторов, проводят торги для реализации имущества должника. Ранее вознаграждение финуправляющего составляло 10 000 рублей за процедуру, но действующая редакция закона о банкротстве граждан № 127-ФЗ предусматривает 25 000 рублей в качестве оплаты услуг такого специалиста. Помимо этого управляющий имеет право на 7% от стоимости реализованной собственности банкрота.

Какие изменения и поправки в законе о банкротстве физических лиц принимались за период с 2015 по 2020 годы?

Востребованность банкротства среди физлиц растет с каждым годом, поэтому время от времени законодатель корректирует имеющуюся редакцию закона, исходя из потребностей простых граждан. Давайте подробно рассмотрим изменения, которые коснулись законодательства о банкротстве. За последние 3 года мало что изменилось – никаких кардинальных мер не предпринималось. Но все же, некоторые правки вносились.

Когда закон о банкротстве физических лиц с 2015 года вступил в силу, размер вознаграждения для финуправляющего составлял 10 000 рублей. Уже в июне 2016 года было принято изменение – сумма выросла до 25 000 рублей за одну процедуру в рамках дела о банкротстве физических лиц. При реализации имущества управляющий начал получать не 2%, а 7%. С января 2020 года в закон о банкротстве физических лиц и в НК РФ были внесены новые правки – госпошлина для физлиц перестала составлять 6 000 рублей. Теперь заплатить за нее нужно всего лишь 300 рублей.

Судебная практика четко показала, что большинство потенциальных банкротов испытывают трудности с тем, чтобы корректно составить заявление о банкротстве и отнести его с остальными документами, подтверждающими факт несостоятельности, в суд. Интересно, что эксперты до принятия законопроекта прогнозировали буквально шквал заявлений в Арбитражные суды. Пресса публиковала сумасшедшие цифры в 100 000-300 000 заявлений в месяц, однако реальность оказалась иной. В действительности в первый месяц действия закона о банкротстве физических лиц в суд обратились около 200 граждан. Со временем ситуация немного улучшилась, но о прогнозируемых 100 000 заявлений в месяц оставалось только мечтать. Законодатели начали активно разбираться – в чем была допущена ошибка? Почему должники, получив привлекательную возможность законно списать все долги, по-прежнему предпочитали сидеть и страдать от звонков из банков и визитов коллекторов?

Позже выяснилось, что основная проблема запущенного законопроекта – деньги. В среднем стоимость банкротства составляет около 80 000-100 000 рублей, и у должника, который по уши в кредитах и долгах, попросту нет такой суммы разрешение дела о банкротстве в судебном порядке. В связи с этим и было принято решение уменьшить размер пошлины при подаче документов в Арбитражный суд в 20 раз – с 6 000 рублей до 300 рублей. Тем временем сообщества арбитражных управляющих, из числа которых АС назначает финуправляющего для каждого конкретного дела, также начали высказывать неудовлетворенность оплатой своих услуг в размере 10 000 рублей. По мнению экспертов, на управляющих возложена слишком большая ответственность, и 10 000 рублей за процедуру – это невероятно мало. В результате и были приняты поправки, повысившие размер вознаграждения финансового управляющего до 25 000 рублей.

Закон о несостоятельности (банкротстве): что ждать должникам в 2020 году?

Актуальность услуги и осведомленность населения о возможности списать все задолженности через суд постоянно растет. За прошедшие годы также всплывали некоторые идеи от политиков, прошедшие стадию бурных общественных осуждений. Основная цель таких идей – уменьшение расходов на услуги при банкротстве – речь идет о юристах/финуправляющих и различных процедурах, требующих определенных затрат. Ведь если затраты на банкротство физических лиц сократить до минимума, это даст шанс гораздо большему количеству должников начать жить заново – с чистой совестью и без долгов.

1. Упрощенное банкротство

Законопроект об упрощенном банкротстве давно лежит в столах сотрудников департаментов и ведомств РФ. Есть мнение, что он будет принят примерно в конце 2020 – начале 2021 года, однако точные сроки и вероятность принятия этого закона все еще туманны.

Суть законопроекта об упрощенном банкротстве физлиц заключается в следующем:

  • при задолженностях до 700 000 рублей (в новой редакции, в старой – до 900 000 рублей) процедура будет осуществляться в упрощенном порядке;
  • сроки на процедуру будут составлять до 120-ти дней;
  • к процедуре не нужно привлекать финуправляющего;
  • банкротство инициируется только самим должником;
  • количество кредиторов – до 10-ти лиц.

При соблюдении обозначенных выше условий гражданин получает возможность официально подтвердить свою некредитоспособность быстро и дешево. К сожалению, пока что невозможно сказать, когда именно у россиян появится возможность воспользоваться упрощенной процедурой в рамках банкротства.

2. Юридические консультации в МФЦ

Не секрет, что большинство граждан не умеют составлять юридические документы, и формирование заявления в суд вынуждает их обращаться к специалистам (и платить деньги за их услуги). Комментарии на форумах показывают, что такая услуга обходится как минимум в 3 000 рублей, которые могут существенно подорвать бюджет человека с большими долгами и маленьким доходом. Законодатели решили изменить ситуацию – предложили возложить функции юристов на сотрудников МФЦ.

Фактически работники таких заведений станут бесплатными юристами – будут консультировать, составлять заявления, помогать собирать документы, и осуществлять другие действия, связанные с банкротством. Пока это только предложение, на государственном уровне такая идея не рассматривалась. Однако ее реализация позволила бы гражданам избежать ошибок при оформлении заявления в суд и сэкономить на юридической консультации по вопросам о финансовой несостоятельности.

3. Продажа единственного жилья.

Не секрет, что на данный момент единственная квартира/дом должника считаются неприкосновенными, в отношении продажи такого жилья в судебном порядке действует запрет. Даже если долг будет составлять 5 миллиардов рублей, а у должника будет во владении только элитный особняк на 4 этажа размером с аэропорт, его не имеют права изъять для реализации (данные условия не распространяются на ипотечную собственность – по закону она подлежит реализации для расчетов с кредиторами, даже будучи единственным жильем должника).

Некоторые законодатели посчитали такое положение неуместным, и предложили проводить изъятие чересчур роскошного жилья для последующей продажи, и покупки для должника жилья поменьше и за меньшую стоимость. Разница в цене могла бы помочь удовлетворить требования кредиторов.

Опять же, идея так и не была оформлена в достойный ФЗ, и она не рассматривалась на заседании Госдумы. Возможно, в 2020 году будет принят упрощенный порядок, однако пока точно об этом утверждать нельзя. Фактически, закон о банкротстве физических лиц остался тем же, каким он был в последние пару лет – существенных изменений не вносилось, как уже было упомянуто выше. Однако не стоит недооценивать нюансы, когда речь идет о судебных делах.

Если у Вас есть вопросы по поводу законодательства, или долги, от которых Вы хотите избавиться через признание своей финансовой несостоятельности в суде – обращайтесь, мы с удовольствием дадим ответы на все вопросы, обеспечим юридическое сопровождение на всех этапах процедуры, а также поможем организовать банкротство в Арбитражном суде. Наши кредитные юристы проследят за тем, чтобы все права гражданина были соблюдены, а суд вынес положительное решение в деле о банкротстве физлица в кратчайшие сроки.

Оцените статью
Добавить комментарий