Виды авиации в России

Содержание

Виды авиации в России

Виды авиации в России

Времена, когда самолет был простым аэропланом, давно канули в Лету. Потребности человечества изменились, и обычного интереса и экстрима в запуске двигателей современных лайнеров уже нет. Сейчас авиация применяется в совершенно разных областях нашей повседневной жизни, начиная от авиаперевозок и заканчивая военной разведкой.

Наши дни предоставляют нам море возможностей в модернизировании и увеличении площадок для использования авиационной техники.

Виды авиации в Российской Федерации

Внутри государства существует четкое разграничение по назначению воздушных судов. Все виды авиации в РФ описаны в главном авиационном документе – Воздушном кодексе. Какая бывает авиация:

  • Гражданская.
  • Государственная.
  • Экспериментальная.

Каждый из перечисленных видов подразделяется на подвиды. Так, например, под видами гражданской авиации понимаются: непосредственно гражданская (созданная для пассажироперевозок), гражданская коммерческая (используемая в коммерческих целях, перевозке грузов, транспорта и так далее), авиация общего назначения (направленная на выполнение полезных работ для общества в сельском хозяйстве, для осуществления медицинской, полицейской помощи, а также для частных перелетов и обучения).

Под экспериментальной обычно понимаются технические испытания авиатехники и разные экспериментальные работы. Государственная авиация подразделяется на военную и государственную специального назначения (отряды МЧС, МВД, созданные для исполнения разного рода специальных заданий). Данные два вида авиации могут использоваться и в коммерческих миссиях.

VIP-авиация

За границей такой вид давно уже занял лидирующие позиции и обладает высокой подачей сервиса. В России он определяется как деловой и только начал набирать скорость в своем развитии. К этой же категории относят и бизнес-авиацию. Обычно под таким видом понимают использование малогабаритных самолетов в частном порядке.

Самым популярным бортом на данный момент остается Gulfstream G500. Такие воздушные суда чаще всего находятся в частном владении одного хозяина либо снимаются в аренду у определенных компаний, занимающихся предоставлением исключительно VIP-сервиса. Самолет заказывается с персоналом в виде пилотирующего состава и обслуживающего проводника. Все нюансы обговариваются непосредственно с заказчиком (включая обстановку салона).

Спортивная авиация

К спортивной относится и авиация первоначального обучения, это все те, кто имеет отношение к аэроклубам, таким пилотам выдается свидетельство пилота-любителя (частного пилота). В аэроклубах обычно получают первичные навыки пилотирования на небольших аэропланах. Парк воздушных судов представлен в виде Як-55, Су-26, Як-18Т, Як-52. Для спортсменов, занимающихся парашютным спортом, используется Ан-2. Некоторые самолеты могут принадлежать определенным людям и использоваться наряду с вышеперечисленными функциями в коммерческих перевозках груза и пассажиров. В целом все аэроклубы России находятся в частном владении.

Малая авиация

Чем отличается бизнес-авиация от малой? Можно сказать, ничем, но данное понятие на законодательном уровне до сих пор не определено, его можно включить в раздел авиации общего назначения. Воздушные суда малой авиации имеют вместимость до восемнадцати человек, а взлетная масса – до девяти тысяч килограмм.

Под малой авиацией также понимают инфраструктуру аэродромов, их обслуживание техническим составом, систему управления воздушным движением и так далее. Во всем мире общее количество малых летательных аппаратов становится все больше, и в России число ВПП и площадок увеличивается.

Военная авиация

Это особый вид государственной авиации, который имеет не только свои подвиды, но и рода. Она предназначается для выполнения оборонных и наступательных целей, то есть исполнения боевых дежурств, в том числе и вылетов, разведывательных миссий, перебрасывания военных отрядов и вооружения в определенную местность, установления лидирующей ступени в воздухе и, конечно, для выполнения боевых вылетов и операций.

Среди видов военной авиации выделяют:

  • Дальнюю.
  • Фронтовую.
  • Армейскую.
  • Авиацию ПВО.
  • Морскую (ВМФ).
  • Транспортную авиацию.
  • Авиацию специального назначения.

Дальняя

Назначение стратегической авиации (дальней) – в уничтожении объектов противника, в том числе и летательных, непосредственно в тылу боевых действий. Помимо этого, дальняя авиация выполняет разведывательную функцию и другие специальные задания. Основным представителем самолетного парка является Ту-160.

Первым бомбардировщиком стал знаменитый “Илья Муромец”, созданный в 1914 году, еще при царской России, тогда же была создана первая специальная эскадра тяжелых бомбардировщиков. А во время Второй мировой войны произошла одна интересная история, связанная с советским бомбардировщиком дальней авиации Пе-2. Тогда, в 1942 году, он успешно перевез в обе стороны наркома иностранных дел Молотова, который сумел добиться союзных “рукопожатий” с США и Великобританией.

Товарищ Молотов вспоминал, что на момент нахождения в самолете одетый так же, как и остальной экипаж – в унты, комбинезон на меху и шлем, он перестал себя ощущать вторым человеком СССР после генерального секретаря Сталина. Немецкая разведка, кстати, узнала об этом случае только через несколько дней, когда уже невозможно было помешать переговорам. Таким образом, Пе-2 прозвали “дипломатический бомбардировщик”.

Фронтовая авиация

Данный вид военной авиации создан для выполнения задач по боевым вылетам, а также для участия в операциях, выполняемых сухопутными войсками и Военно-воздушными силами РФ. Виды фронтовой авиации (рода): штурмовая, истребительная, разведывательная, бомбардировочная, истребительно-бомбардировочная, вспомогательная.

Впервые понятие фронтовой авиации появилось в Первую мировую войну, а после образования Советского Союза определились отдельные авиационные отряды, которые объединялись в окружные. К началу Второй мировой фронтовая авиация уже состояла из дивизий: бомбардировочных, разведывательных и так далее. Сейчас данный вид имеет на вооружении самолеты со сверхзвуковыми двигателями, снабженные пушечным оружием, ракетными установками и бомбардировочным снаряжением. Также все самолеты оборудованы радиолокацией.

Фронтовую авиацию еще называют тактической из-за ее способности выполнять задания при абсолютно любых погодных условиях, уничтожать на дальних расстояниях цели, обладающие сверхзвуковыми возможностями. В функции фронтовой авиации включаются и прикрытие войск, содействие сухопутным войскам в виде нанесения авиаударов по противнику, как подвижным объектам, так и военным недвижимым, и осуществление разведывательных вылетов. Разведка осуществляется на Су-24МР.

Армейская и истребительная авиации

Для того чтобы вести лидирующую ступень в воздушном пространстве, ее нужно сначала занять, этим занимается истребительная авиация. Она борется за превосходство путем уничтожения воздушных судов противника, уходя в тактическую глубину. Вести воздушный бой нелегко, поэтому пилоты выполняют такие маневры на истребителях, самые известные из которых – МиГ-29 и Су-27.

Армейская или войсковая авиация – вид авиации ВВС, напрямую подчиняющийся сухопутным войскам РФ. С помощью нее совершается десантирование военных, проводится разведка и поддерживаются боевым огнем сухопутные войска. Подразделяется на штурмовую, транспортную, специального назначения и разведывательную. Плюсом является то, что помимо самолетов армейцы располагают и вертолетами, например Ми-24, Ка-52, Ми-28.

Авиация ПВО, ВМФ, специального назначения и транспортная

Первый вид предназначается для защиты и прикрытия стратегически расположенных военных и других объектов, а также территорий от нападения с воздуха. Несмотря на всю важность функции авиации ПВО, выполнение работы идет на одном-единственном представителе – МиГ-31.

Среди видов авиации России выделяются пилотирующие отряды ВМФ, предназначенные для предотвращения нападения и уничтожения противника, а также его стратегически важных объектов в морских водах. Она же является защитой военным кораблям на берегу и во время выполнения разведывательных, боевых миссий. Авиация ВМФ делится на несколько родов: истребительная, ракетоносная, штурмовая и разведывательная. Она, так же как и армейская, имеет в строю вертолетный парк. Часто базой для летательных аппаратов являются авианосцы.

Авиация специального назначения выполняет функции помощника летательным аппаратам в виде воздушной дозаправки с помощью специальных приборов, установленных в том числе на беспилотных аэропланах, совершает радиолокационный дозор. Операции по поиску и спасению также включены в обязательства. Изначально создавалась для работы с ВМФ.

И последний вид, выделяющийся среди военной авиации, – транспортный. Он используется для переброски грузов и десанта. В наличии транспортной авиации находится и самый большой транспортно-военный самолет в мире, прозванный “Русланом”, – Ан-124, а также Ан-12, Ан-26, Ил-76. Функции транспортной авиации – перевозить в том числе и тяжеловесные грузы в виде танков, малогабаритных самолетов, ракет, самоходных артиллерийских установок и другую боевую технику.

Читайте также:  Виды права. Какие бывают виды права?

Военная авиация России

Военно-промышленный комплекс России является одним из самых современных в мире, поэтому военная авиация России также является одной из самых современных на планете.

ВПК России способен производить практически любые типы современных военных самолётов, включая истребители пятого поколения.

Военная авиация России состоит из:

  • Бомбардировщики России
    • Дальние бомбардировщики России
    • Фронтовые бомбардировщики России
  • Истребители России
  • Штурмовики России
  • Самолёты ДРЛО России
  • Летающие танкеры (дозаправщики) России
  • Военно-транспортные самолёты России
  • Военно-транспортные вертолёты России
  • Ударные вертолёты России

Основными производителями военной авиационной техники в России являются компании ПАО «Компания «Сухой», АО «РСК „МиГ“», Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля, ОАО «Камов» и другие.

Вы можете посмотреть фото и описание продукции некоторых компаний по ссылкам:

Давайте рассмотрим каждый класс судов военной авиации с описаниями и фотографиями.

Бомбардировщики России

Что такое бомбардировщик нам очень точно объяснит Википедия: — военный самолёт, предназначенный для поражения наземных, подземных, надводных, подводных объектов средствами бомбового и/или ракетного вооружения. .

Дальние бомбардировщики России

Дальние бомбардировщики в России разрабатывает и выпускает Конструкторское бюро «Туполев».

Дальний бомбардировщик Ту-160

Ту-160, получивший неофициальное название «Белый лебедь» — самый быстрый и тяжёлый дальний бомбардировщик в мире. Ту-160 «Белый лебедь» способен развивать сверхзвуковую скорость, не каждый истребитель способен угнаться за ним.

Дальний бомбардировщик Ту-95

Ту-95 является ветераном дальней авиации России. Разработанный в далёком 1955 году, пройдя множество модернизаций, Ту-95 всё ещё является основным дальним бомбардировщиком России.

Дальний бомбардировщик Ту-22М

Ту-22М – ещё один дальний бомбардировщик ВКС России. Имеет крылья изменяемой стреловидности, как и Ту-160, но его размеры меньше.

Фронтовые бомбардировщики России

Фронтовые бомбардировщики в России разрабатывает и выпускает ПАО «Компания «Сухой».

Фронтовой бомбардировщик Су-34

Су-34 — боевой самолёт поколения 4++, истребитель-бомбардировщик, хотя точнее его назвать фронтовым бомбардировщиком.

Фронтовой бомбардировщик Су-24

Су-24 — фронтовой бомбардировщик, разработка которого началась в СССР в начале 60-ых годов прошлого века. В настоящее время ему на замену приходит Су-34.

Истребители России

Истребители в России разрабатывают и выпускают две компании: ПАО «Компания «Сухой» и АО «РСК „МиГ“».

Истребители Су

ПАО «Компания «Сухой» поставляет в войска такие современные боевые машины, как истребитель пятого поколения Су-50 (ПАК ФА), Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34, палубный истребитель Су-33, Су-30, тяжёлый истребитель Су-27, штурмовик Су-25, фронтовой бомбардировщик Су-24М3.

Истребитель пятого поколения ПАК ФА (Т-50)

ПАК ФА (Т-50 или Су-50) — истребитель пятого поколения, разрабатываемый ПАО «Компания «Сухой» для ВКС России с 2002 года. По состоянию на конец 2016 года завершаются испытания и самолёт готовится к передачи в регулярные части.

Фото ПАК ФА (Т-50).

Су-35 — истребитель истребитель поколения 4++.

Фото Су-35.

Палубный истребитель Су-33

Су-33 — палубный истребитель поколения 4++. Несколько таких самолётов находятся на вооружении авианосца «Адмирал Кузнецов».

Су-33

Истребитель Су-27

Су-27 — основной боевой истребитель ВКС России. На его основе были разработаны Су-34, Су-35, Су-33 и ещё несколько истребителей.

Су-27 в полёте

Истребители МиГ

АО «РСК „МиГ“» на сегодня поставляет в войска истребитель-перехватчик МиГ-31 и истребитель МиГ-29.

Истребитель-перехватчик МиГ-31

МиГ-31 — истребитель-перехватчик, предназначен для выполнения задач в любое время суток и при любой погоде. МиГ-31 — это очень быстрый самолёт.

МиГ-31

Истребитель МиГ-29

МиГ-29 — является одним из основных боевых истребителей ВКС России. Есть палубная версия — МиГ-29К.

МиГ-29УБ

Штурмовики

Единственный штурмовик находящийся на вооружении ВКС России — это штурмовик Су-25.

Штурмовик Су-25

Су-25 — бронированный дозвуковой штурмовик. Первый полёт машина совершила в 1975 году с тех пор, пройдя множество модернизаций надёжно выполняет свои задачи.

Су-25БМ

Военные вертолёты России

Вертолёты для армии производят Московский вертолётный завод имени М.Л.Миля и ОАО «Камов».

Вертолёты Камова

ОАО «Камов» специализируется на производстве вертолётов соосной схемы.

Вертолет Ка-52

Ка-52 «Аллигатор» – двухместный вертолет, способный выполнять как ударные, так и разведывательные функции.

Ка-52 «Аллигатор»

Палубный вертолет Ка-31

Ка-31 – палубный вертолет, оснащенный комплексом дальнего радиообнаружения и наведения, находятся на вооружении авианосца «Адмирал Кузнецов».

Фото Ка-31

Палубный вертолет Ка-27

Ка-27 – многоцелевой вертолёт палубной авиации. Основные модификации – противолодочная и спасательная.

Фото Ка-27ПЛ ВМФ РФ

Вертолёты Миля

Вертолёты Ми разрабатывает Московский вертолётный завод имени М.Л.Миля.

Вертолет Ми-28

Ми-28 – ударный вертолет используемый армией России советской разработки.

Ми-28

Вертолет Ми-24

Ми-24 – знаменитый на весь мир ударный вертолет, созданный в 1970-х годах в СССР.

Ми-24

Вертолет Ми-26

Ми-24 – тяжелый транспортный вертолет, также разработанный ещё во времена СССР. На данный момент является самым большим вертолётом в мире.

Ми-26

Виды авиации. Часть 1.

Здравствуйте, друзья!

Представитель деловой авиации.

Давно прошли те времена, когда аэроплан ( в последствии самолет) был просто аэропланом. Как говорится сам в себе и для себя. Потребности людей меняются, технический прогресс совсем не стоит на месте и самолеты практически не летают ради интереса, экстрима или чего-либо подобного. Хотя, конечно, справедливости ради стоит сказать, что и это тоже имеет место. Однако все же меркантильно- полезное применение авиации преобладает. А так как в современном мире областей ее применения уже достаточно много, то и разнообразие ее достаточно велико.

Итак, виды авиации. Они определяются согласно нормативным документам. Есть такой серьезный (по виду :-)) документ: Воздушный кодекс РФ. Так вот в нем определено, что авиация имеет три вида: гражданская, государственная и экспериментальная . К гражданской относится собственно гражданская, гражданская коммерческая и авиация общего назначения. С первыми двумя, я думаю, понятно, а «общее назначение» — это всевозможные полезные работы, как-то: сельхозработы, медицинская помощь, помощь полиции, частные и корпоративные перелеты, обучение, и т.д. Экспериментальная авиация применяется для проведения различных экспериментальных работ и испытаний техники (в т.ч. и авиационной). А государственная – это военная авиация и государственная авиация специального назначения , такая, как например авиация МЧС или есть еще авиация МВД для выполнения различных спецзаданий. Интересно, что как государственная, так и экспериментальная авиация тоже могут быть использованы в коммерческих целях. Это определено в вышеупомянутом кодексе.

Всем известный пассажирский Boeing 737

Вот так оно все звучит официально. А теперь, не глядя в нормативные документы, я еще кое-что добавлю и от себя. С гражданской авиацией все более-менее ясно. Это пассажирская, транспортная и грузо-пасcажирская. Их функции понятны всем. А яркие их представители – это, например, трудяги ТУ-154 и Боинг-737, Ан-12 и Ил-76.
Что касается авиации общего назначения, то хоть в кодексе этот название и прописано, но рядом с ним существуют и другие определения, и иной раз не всегда понятно которое из них вмещает в себя другое. Разбираться в этом не будем, просто я еще упомяну кое-какие виды авиации, точнее их названия, которые сейчас употребляются в авиационной практике.

Интерьер салона самолета бизнес-авиации.

За рубежом уже достаточно давно существует, а в России только набирает обороты так называемая деловая авиация или «Business aviation» в англо-американском варианте. Это обычно специальные самолеты ( ну и, конечно, комплекс их технического обслуживания) малой вместимости, но совсем немалого комфорта :-). Они используются для индивидуальных и корпоративных полетов и, конечно же, для оказания специальных услуг. Один из представителей – это Gulfstream G500.

Далее можно выделить спортивную авиацию и авиацию первоначального обучения. Иначе говоря аэроклубовскую. Это те самолеты и вертолеты, на которых люди учатся летать и далее совершенствуют свои навыки полета. В России система аэроклубов в процессе революционных преобразований, начиная с перестройки и далее, была основательно порушена. Но кое-что осталось и сейчас даже потихоньку развивается. Представители этого вида авиации у нас это, в основном, ЯК-52, ЯК-55, СУ-26 и трудяга ЯК-18Т. Используется, конечно, в этой системе и АН-2 (в основном для вспомогательных целей, например для вывоза парашютистов). За рубежом это чаще всего Cessna-172, Piper PA-28 Warrior и вертолет Robinson R-22.

Piper PA-28 Warrior

Вертолет Robinson R-22

Естественно, что все эти летательные аппараты используются также и в коммерческих грузовых и пассажирских целях. Ведь аэроклубы все, в основном, частные. Да и просто один самолет может быть в частном владении. Тогда человек, имеющий удостоверение частного пилота, может летать на нем в собственных целях (даже просто для удовольствия :-)). Но это, правда, больше относится к США и западным странам. В России для этого пока нет ни законодательной базы, ни технических и финансовых возможностей. А жаль… Было бы неплохо иметь такой «семейный самолетик» и летать на нем по выходным в гости в другой город :-).

В связи с вышеупомянутым нужно обязательно сказать, что вообще сейчас сформировалось такое понятие, как малая авиация . Законодательно это понятие четко не определено (хотя, на мой взгляд оно наиболее близко к авиации общего назначения), но обычно летательные аппараты малой авиации имеют малый взлетный вес (обычно до 9000 кГ) и берут на борт не более 18 пассажиров. Конечно же к малой авиации относится и вся инфраструктура обслуживния, т.е. аэродромы, системы управления воздушным движением, техническое обслуживание. Летательных аппаратов малой авиации сейчас по миру становится все больше. В США, например, их зарегистрировано уже более 280-ти тысяч. Соответственно растет и количество взлетных полос и площадок. По статистике более 80% всего, что летает в мире работает в малой авиации. То есть малая авиация завоевывает мир :-). Вот такие дела. Но оставим ее в покое и вернемся к серьезным самолетам :-).

Читайте также:  Цель командировки - примеры. Задание на командировку: заключение договора поставки, реклама продукции

Хотя я, собственно, уже все виды авиации перечислил. Но обязательно стоит сказать, что некоторым особняком от этого деления стоит военная авиация (хоть она и является частью государственной). Дело в том, она сама тоже имеет виды и кроме того некоторые из них еще и делятся на рода. Довольно интересное деление и это уже тема другой статьи, а точнее второй части статьи о видах авиации.

Виды авиации в России

Современные Военно-воздушные силы Российской Федерации традиционно являются самым мобильным и маневренным видом Вооруженных Сил. Состоящая на вооружении ВВС техника и другие средства предназначены, в первую очередь, для отражения агрессии в воздушно-космической сфере и защиты административных и промышленно-экономических центров страны, группировок войск и важных объектов от ударов противника; для обеспечения действий Сухопутных войск и ВМФ; нанесения ударов по группировкам противника в небе, на земле и на море, а также по его административно-политическим и военно-экономическим центрам.

Существующие ВВС по своей организационно-штатной структуре ведут свое начало с 2008 года, когда в стране приступили к формированию нового облика Вооруженных Сил России. Тогда были сформированы командования ВВС и ПВО, подчиненные вновь созданным оперативно-стратегическим командованиям: Западному, Южному, Центральному и Восточному. За Главным командованием ВВС закреплялись задачи планирования и организации боевой подготовки, перспективного развития ВВС, а также подготовки руководящего состава органов управления. В 2009–2010 годах был осуществлен переход к двухуровневой системе управления ВВС, в результате чего количество объединений было сокращено с 8 до 6, а соединения ПВО были переформированы в 11 бригад воздушно-космической обороны. Авиаполки были сведены в авиабазы общим количеством около 70, в том числе 25 авиабаз тактической (фронтовой) авиации, из которых 14 являются чисто истребительными.

В 2014 году реформирование структуры ВВС продолжилось: силы и средства ПВО были сосредоточены в дивизиях ПВО, в авиации началось формирование авиационных дивизий и полков. В составе объединенного стратегического командования «Север» создается армия ВВС и ПВО.

Самое фундаментальное преобразование ожидается в 2015 году: создание нового вида — Воздушно-космических сил на основе интеграции сил и средств ВВС (авиация и ПВО) и Войск воздушно-космической обороны (космические войска, ПВО и ПРО).

Одновременно с реорганизацией происходит активное обновление авиационного парка. На смену самолетам и вертолетам предыдущих поколений стали приходить их новые модификации, а также перспективные машины, имеющие более широкие боевые возможности и летно-технические характеристики. Были продолжены текущие и начаты новые опытно-конструкторские работы по перспективным авиационным комплексам. Началось активное освоение беспилотной авиации.

Современный воздушный флот ВВС России по своей численности уступает только ВВС США. Правда, его точный количественный состав официально не публиковался, но на основе открытых источников можно сделать вполне адекватные подсчеты. Что касается обновления авиапарка, то, по словам представителя управления пресс-службы и информации Минобороны России по ВВС И. Климова, Военно-воздушные силы России только в 2015 году в соответствии с государственным оборонным заказом получат более 150 новых самолетов и вертолетов. В их число входят новейшие самолеты Су‑30 СМ, Су‑30 М2, МиГ‑29 СМТ, Су‑34, Су‑35 С, Як‑130, Ил‑76 МД‑90 А, а также вертолеты Ка‑52, Ми‑28 Н, Ми‑8 АМТШ/МТВ‑5–1, Ми‑8 МТПР, Ми‑35 М, Ми‑26, Ка‑226 и «Ансат-У». Известно также со слов бывшего главкома ВВС России генерал-полковника А. Зелина, что на ноябрь 2010 года общая численность личного состава ВВС составляла около 170 тысяч человек (в том числе 40 тыс. офицеров).

Вся авиация ВВС России как род войск по своему предназначению и решаемым задачам подразделяется на:

  • Дальнюю (стратегическую) авиацию,
  • Оперативно-тактическую (фронтовую) авиацию,
  • Военно-транспортную авиацию,
  • Армейскую авиацию.

Помимо этого в состав ВВС входят такие рода войск, как зенитные ракетные войска, радиотехнические войска, специальные войска, а также части и учреждения тыла (все они в данном материале рассматриваться не будут).

В свою очередь, авиация по родам делится на:

  • бомбардировочную авиацию,
  • штурмовую авиацию,
  • истребительную авиацию,
  • разведывательную авиацию,
  • транспортную авиацию,
  • специальную авиацию.

Далее рассматриваются все типы летательных аппаратов в составе Военно-воздушных сил Российской Федерации, а также перспективные машины. Первая часть статьи охватывает дальнюю (стратегическую) и оперативно-тактическую (фронтовую) авиацию, вторая часть — Военно-транспортную, раведывательную, специальную и армейскую авиацию.

Дальняя (стратегическая) авиация

Дальняя авиация является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России и предназначена для решения стратегических, оперативно-стратегических и оперативных задач на театрах военных действий (стратегических направлениях). Дальняя авиация также является составляющей триады стратегических ядерных сил.

Основные выполняемые задачи в мирное время — сдерживание (в том числе ядерное) вероятных противников; в случае начала войны — максимальное снижение военно-экономического потенциала противника путем поражению его важных военных объектов и нарушению государственного и военного управления.

Основными перспективными направлениями развития дальней авиации являются поддержание и наращивание оперативных возможностей по выполнению поставленных задач в составе стратегических сил сдерживания и сил общего назначения за счет проведения модернизации самолетов с продлением их срока службы, закупка новых машин (Ту‑160 М), а также создание перспективного авиационного комплекса дальней авиации ПАК-ДА.

Основным вооружением самолетов дальней авиации являются управляемые ракеты, как в ядерном, так и в обычном снаряжении:

  • стратегические крылатые ракеты большой дальности Х‑55 СМ;
  • аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х‑15 С;
  • крылатые ракеты оперативно-тактического назначения Х‑22.

А также свободнопадающие бомбы различного калибра, в том числе в ядерном снаряжении, разовые бомбовые кассеты, морские мины.

В перспективе в состав вооружения самолетов дальней авиации планируется ввести высокоточные крылатые ракеты нового поколения Х‑555 и Х‑101 со значительно увеличенной дальностью и точностью.

Бомбардировочная авиация в составе дальней авиации

Основу современного самолетного парка дальней авиации ВВС России составляют бомбардировщики-ракетоносцы:

  • стратегические ракетоносцы Ту‑160–16 единиц. До 2020 года возможна поставка около 50 модернизированных машин Ту‑160 М2.
  • стратегические ракетоносцы Ту‑95 МС — 38 единиц, и еще около 60 на хранении. С 2013 года ведется модернизация этих самолетов до уровня Ту‑95 МСМ с целью продления срока эксплуатации.
  • дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту‑22 М3 — около 40 единиц, и еще 109 в резерве. С 2012 года осуществляется модернизация 30 самолетов до уровня Ту‑22 М3 М.

Также в состав дальней авиации входят самолеты-заправщики Ил‑78 и самолеты-разведчики Ту‑22 МР.

Ту‑160

Работы над новым многорежимным стратегическим межконтинентальным бомбардировщиком были начаты в СССР в 1967 году. Испробовав самые разные варианты компоновок, конструкторы в конце концов пришли к конструкции интегрального низкоплана с крылом изменяемой стреловидности с четырьмя двигателями, установленными попарно в мотогондолах под фюзеляжем.

В 1984 году Ту‑160 был запущен в серийное производство на Казанском авиационном заводе. На момент распада СССР было выпущено 35 самолетов (из них 8 прототипов), к 1994 году КАПО передало ВВС России еще шесть бомбардировщиков Ту‑160, которые дислоцировались под Энгельсом в Саратовской области. В 2009 были построены и поставлены в строй 3 новых самолета, к 2015 году их количество составляет 16 единиц.

В 2002 году Минобороны заключило договор с КАПО на модернизацию Ту‑160 с целью постепенно отремонтировать и модернизировать все бомбардировщики этого типа, находящиеся в эксплуатации. По последним данным, до 2020 года на вооружение ВВС России будут поставлены 10 самолетов модификации Ту‑160 М. Модернизированные машины получат систему космической связи, усовершенствованные прицельные системы наведения и электронику, будут способны применять перспективные и модернизированные (Х‑55 СМ) крылатые ракеты и обычное бомбовое вооружение. Ввиду потребности в пополнении парка дальней авиации в апреле 2015 года Министр обороны России Сергей Шойгу поручил рассмотреть вопрос о возобновлении производства Ту‑160 М. В мае того же года Верховный главнокомандующий В. В. Путин официально поручил возобновить производство усовершенствованных Ту‑160 М2.

Виды авиации, их назначение и предъявляемые к ним требования

Разведывательная авиация по дальности ведения разведки распадается на дальнюю и ближнюю, а по организационной принадлежности — на армейскую и войсковую.

Дальняя (армейская) разведывательная авиация обслуживает крупные соединения сухопутных и морских сил.

Ближняя (войсковая) по характеру своей работы в большей пере связана с высшими тактическими соединениями. Она или входит организационно в их состав (войсковая авиация), или предается им на определенное время в зависимости от потребности.

Разведывательная авиация является основным средством оперативной и одним из средств тактической разведки.

  • а) имеющую на вооружении многоместные двухмоторные истребители»
  • б) имеющую на вооружении двухместные одномоторные истребители
  • в) имеющую на вооружении одноместные двухмоторные истребители
  • г) имеющую на вооружении одноместные одномоторные истребители.

Основное назначение истребительной авиации — уничтожение неприятельской авиации в воздухе и на земле.

Читайте также:  Дефляции - это ... : причины, примеры, последствия

  • а) по-боевому ее применению на ближнюю — решающую свои задачи в интересах боя и операции наземных войск армии и фронта, и дальнюю — выполняющую самостоятельные воздушные операции, в интересах главного командования;
  • б) бомбардировщики — по грузоподъемности и конструкции—на легкие, средние и тяжелее.

К легким бомбардировщикам относятся самолеты, главным образом одномоторные с полетным весом до 5 ООО кг и бомбовой нагрузкой около 500 кг.

К средним бомбардировщикам относятся двухмоторные самолеты с полетным весом до 10 т и бомбовой нагрузкой (в зависимости от дальности полета) от 1 ООО до 2 ООО кг.

К тяжелым бомбардировщикам относятся двухмоторные или четырехмоторные самолеты с «полетным весом свыше 10-ти бомбовой нагрузкой (в зависимости от дальности полета) от 2 000 до 4 000 кг.

Кроме бомбардировщиков, производящих бомбометание с горизонтального полета, широкое развитие получили пикирующие бомбардировщики.

Пикирующий бомбардировщик — особый тип самолета с повышенными требованиями к его прочности, способной выдержать те перегрузки, которые развиваются при длительном пикировании и выходе из него. Так, например, при продолжительном пикировании под углами более 45° и до 90° скорость самолета может почти в два раза превосходить горизонтальную скорость полета, т. е. горизонтальная скорость самолета порядка

400—500 км при продолжительном пикировании может достигнуть 800—900 км/час, или 220—250 м/сек.

Бомбардировщики применяют бомбы различной разрушительной силы и веса. Они действуют против войск, полевых и долговременных инженерных укреп пений, железнодорожных станций и сооружений, аэродромов, морских судов, заводов и фабрик, складов военного значения, политических, экономических и промышленных центров страны противника и т. п.

Возможные случаи взаимодействия различных видов авиации

Разнохарактерность объектов нападения, находящихся как на поле боя, так и в различных тыловых зонах, требующих различных средств и способов нападения, ставит перед ВВС много образные задачи, разрешение которых одним каким-либо видом авиации самостоятельно, без прямого или косвенного участия другого вида авиации, возможно tojb>ko в редких случаях.

При взаимодействии авиации различных видов каждый ее вид применяется в соответствии с наиболее сильными сторонами его и качеством материальной части самолетов.

Наиболее характерными случаями взаимодействия различных видов авиации будут:

1) взаимодействие разведывательной и истребительной авиации в зоне действия неприятельских истребителей, когда истребительная авиация прикрывает работу своих разведывательных самолетов;

2) взаимодействие штурмовой и бомбардировочной авиации с истребительной при необходимости завоевания господства в воздухе, когда на первых возлагается непосредственный удар по аэродромам и другим авиационным объектам противника, а на последнюю — прикрытие их от ВВС противника и уничтожение самолетов противника в воздухе;

3) взаимодействие штурмовой, бомбардировочной и истребительной авиации при действиях по объектам, расположенным в оперативном тылу противника, когда непосредственным исполнителем задачи являются бомбардировщики; штурмовая авиация содействует им уничтожением наземных средств ПВО и авиации на аэродромах, а истребительная прикрывает их в воздухе;

4) взаимодействие штурмовой, бомбардировочной и истребительной авиации при комбинированном ударе по объектам, расположенным в тылу противника, когда первые два вида авиации бомбардируют объекты, а последняя прикрывает свою авиацию с воздуха;

5) взаимодействие всех видов авиации с привлечением разведывательной армейской и войсковой авиации, когда необходимо нанести массированный удар всеми средствами для завоевания решительного превосходства (господства) в воздухе или достичь максимально быстрого эффекта в тылу противника, а также в своем тылу при прорывах фронта и авиадесантах противника.

Взаимодействие может быть оперативным и тактическим. При оперативном взаимодействии решается ряд задач, направленных к достижению одной цели с действиями по различным пунктам и целям. При тактическом взаимодействии усилия направляются для решения одной задачи, но с применением различных способов и средств нападения.

Порядок подчинения крупных групп ВВС, состоящих из нескольких соединений различных видов авиации

Боевая авиация, как правило, используется централизованно, находясь в руках армейского, главного командования.

В распоряжении командования армии, как правило, будет находиться часть легкой армейской авиации, состоящей из легкобомбардировочных, штурмовых и истребительных соединений (частей) и разведывательных частей. Особенно большого насыщения авиационными соединениями следует ожидать в армиях, предназначенных к ударным действиям.

Непосредственное определение сил, (необходимых для выполнения различного рода задач, поставленных командованием армии, лежит на начальнике ВВС армии; выбор способа и средств выполнения задачи предоставляется командирам авиационных соединений.

Использование ВВС во взаимодействии друг с другом в различных видах армейских операций

Во встречной операции. В условиях встречной операции, возможной главным образом в начальный период войны, противники будут находиться в значительном удалении друг от друга. В этот период армия будет нуждаться в возможно более

полных разведывательных данных и стремиться к нарушению оперативкой мобильности противника. Отсюда задачи авиации распадутся -на разведку и боевые действия по наземным и воздушным объектам. При этом воздушная разведка вынуждена работать на значительной глубине, проникая в зоны, прикрываемые истребителями противника, и взаимодействуя со своей истребительной авиацией.

Встречному столкновению предшествует сосредоточение определенной группы войск, перебрасываемых по железным дорогам, автотранспортом и походным порядком. Чтобы помешать сосредоточению войск противника, а также для завоевания оперативного превосходства (господства) в воздухе, обеспечивающего свободу действий, используются: 1) бомбардировочная и штурмовая авиация для воздействия по путям движения войск, по аэродромам и другим авиационным объектам; 2) истребительная авиация для прикрытия действий бомбардировочной и штурмовой авиации от воздушных сил противника и для самостоятельных действий по уничтожению самолетов противника в воздухе и на земле.

Бомбардирование колонн противника на марше, на переправах и в районах отдыха, а также станций выгрузки и снабжения потребует тесного взаимодействия бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации.

В наступательной операции. В наступательной операции основными задачами ВВС армии являются:

а) завоевание оперативного или тактического господства в воздухе;

б) разведка железных дорог и грунтовых путей, выходящих к фронту действия армии, для обнаружения подхода подкреплений;

в) выполнение авиационной подготовки прорыва оборонительной полосы;

г) содействие вводу в прорыв подвижных групп;

д) препятствие подходу подкреплений и подвозу запасов;

е) дезорганизация тыла противника и его управления;

ж) уничтожение его резервов и технических средств борьбы;

з) борьба с авиадесантами;

и) борьба с рейдирующими в своем тылу частями и конницей противника.

Все эти задачи в основном требуют взаимодействия разведывательной, бомбардировочной, истребительной и штурмовой авиации.

В оборонительной операции. В оборонительной операции командование армии, как правило, будет иметь более ограничение ВВС, чем наступающий. В состав их обычно включаются истребительные и штурмовые авиационные соединения, а если возможно, то и легкобомбардировочные.

Взаимодействие авиации в данной операции будет иметь место:

а) при прикрытии истребительной авиацией своих разведывательных самолетов, ведущих разведку, наблюдение поля боя и контроль артиллерийского огня;

б) при совместных нападениях легкобомбардировочной, штурмовой, истребительной, а иногда и разведывательной авиации на аэродромы противника для завоевания тактического господства в воздухе;

в) при совместных действиях против противника, прорвавшего фронт, или при высадке воздушного десанта противника в тылу войск.

Способы и цели взаимодействия различных видов авиации

Взаимодействие при обеспечении действий ВВС

Обеспечение работы того ш иного вида авиации от противодействия воздушного противника может строиться в расчете на собственное обеспечение («самообеспечение»). В этом случае самолеты полагаются лишь на собственное вооружение, на скорость и внезапность и согласованные действия как экипажа самолета, так и группы самолетов. Разведчики, бомбардировщики и др. могут объединяться в довольно значительные боевые группы. Поддерживая друг друга огнем, ведя оборонительный бой с истребителями противника, эти самолеты, идя в группе, выполняют свои прямые функции.

Самообеспечение может достигаться также применением данным видом авиации или данным соединением самолетов обеспечения. Это самолеты того же типа, но с меньшей нагрузкой и с большим запасом патронов и снарядов для пулеметов и пушек (если они есть). На самолеты обеспечения возлагается задача сопровождения (прикрытия) своих самолетов, идущих в менее маневренных, более крупных строях.

Самолеты обеспечения окаймляют охраняемых и отражают нападение.

Большинство операций требует обеспечения специальными самолетами—одноместными, двухместными и многоместными истребителями. Таким обеспечением может быть:

1. Борьба с истребительной авиацией противника в данном районе (более или менее обширном) для захвата временного тактического господства в воздухе (в интересах той или иной воздушной или наземной операции); это (временное) воздушное господство достигается изгнанием истребительной авиации противника (путем патрулирования, «засад» в воздухе и на земле и т. д.) и ее уничтожением.

2. Одновременный удар по истребительной авиации противника, вылете в шей или готовой вылететь для противодействия нашей бомбардировочной, штурмовой или разведывательной авиации (в районе объекта бомбометания, разведки или непосредственно над ним), причем удар по истребителям наносится или одновременно с ударом бомбардировщиков, или перед ним (упреждающие действии — выманивание и атака или атака на аэродромах).

3. Непосредственное сопровождение самолетов истребителями.

4. Нейтрализация авиации противника к нужному моменту бомбардированием летного поля аэродромов и прекращением полетов с них или одновременно с бомбардированием летного поля и уничтожением материальной части ВВС противника. Этот способ в комбинировании с другими явится одним из наиболее решающих при условии учета и знания воздушной обстановки и действий ВВС противника (слежка, наблюдение).

Оцените статью
Добавить комментарий