Управление силами и средствами на пожаре: основы и принципы

Содержание

Управление силами и средствами на пожаре: основы и принципы

Управление силами и средствами на пожаре. Роль и задачи РТП в управлении силами и средствами на пожаре

ПОЖАРНАЯ ТАКТИКА

Тема: ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ НА ПОЖАРЕ

Литература:

1. Приказ МЧС РФ № 156 от 31.03.2011 г. «Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны».

2. Приказ МЧС РФ № 630 от 31.12.2002 г. «Об утверждении и введении в действие правил по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТ РО-2002)”

Теребнев В.В., Подгрушный А.В.Пожарная тактика – М.:- 2007 г.

4. Я.С. Повзик. Справочник РТП. Москва. 2000 г.

5. Я.С. Повзик. Пожарная тактика. Москва. Стройиздат. 1999 г.

Учебные вопросы:

1. Вопрос. Управление силами и средствами на пожаре. Роль и задачи РТП в управлении силами и средствами на пожаре

2. Вопрос. Оперативный штаб на пожаре и его роль в управлении силами и средствами на пожаре. Должностные лица оперативного штаба пожаротушения.

3. Вопрос. Участки (секторы) тушения пожара.

4. Вопрос.Организация взаимодействия подразделений и служб на пожаре.

Управление силами и средствами на пожаре. Роль и задачи РТП в управлении силами и средствами на пожаре

Управление силами и средствами на пожаре предусматривает:

оценку обстановки и создание по решению руководителя тушением пожара временно сформированной нештатной структуры управления действиями на пожаре (далее – оперативный штаб пожаротушения);

установление компетенции должностных лиц оперативного штаба пожаротушения и их персональной ответственности за выполнение поставленных задач;

планирование действий по тушению пожара и проведению АСР, в том числе определение необходимых сил и средств подразделений, принятие решений по организации тушения пожара и проведения АСР;

постановку задач участникам тушения пожара и проведения АСР, обеспечение контроля и реагирования на изменение обстановки на пожаре;

осуществление учета изменения обстановки на пожаре, применение сил и средств подразделений для его тушения и проведения АСР, а также регистрацию необходимой информации;

проведение мероприятий, направленных на обеспечение эффективности тушения пожара и проведения АСР.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (прошедшим соответствующее обучение и допущенным в установленном порядке к руководству тушением пожара).

При создании организационной структуры органов управления силами и средствами на пожаре за основу берется принцип единоначалия. Центральной фигурой управления является руководитель тушения пожара (РТП). Этот принцип, сложившийся на опыте тушения пожаров, особенно большое значение приобретает в современных условиях, когда тактико-технические действия развиваются исключительно в высоком темпе, отличаются предельной напряженностью и резкими изменениями обстановки. В этих условиях только РТП способен обеспечить централизованное управление и направить усилия подчиненных на успешное тушение пожара и проведение АСР.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на участке местности, на которой осуществляются действия по тушению пожара и проведению АСР.

Никто не вмешивается в действия руководителя тушения пожара или отменяет его распоряжения при тушении пожара и проведении АСР.

Руководителем тушения пожара является:

при работе одного караула – начальник караула или старший подразделения, прибывший на пожар во главе караула;

при работе нескольких караулов разных подразделений – старшее должностное лицо местного (территориального) гарнизона пожарной охраны, определяемое в соответствии с приложением к расписанию выезда, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отдача первого указания прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушением пожара.

Старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны, являющееся руководителем тушения пожара, при получении информации о возникновении пожара с более высоким номером (рангом), а также при обстоятельствах, делающих невозможным исполнение им обязанностей руководителя тушения пожара, принимает решение о покидании им места пожара, назначив руководителем тушения пожара другое оперативное должностное лицо из числа участников тушения пожара, о чем в обязательном порядке сообщается диспетчеру гарнизона пожарной охраны и делается запись в соответствующих документах оперативного штаба пожаротушения.

РТП, осуществляя управление силами и средствами, несет полную ответственность за исход тушения пожара. В своей практической работе он опирается на оперативный штаб и другие органы управления (начальников участков тушения пожара, ответственных на участках действий на пожаре). Они помогают ему организовывать тактико-технические действия и постоянно управляют подразделениями в ходе тушения пожара.

РТП принимает решение, ставит задачи для исполнения подчиненным, организует взаимодействие и дает указания по организации управления всестороннего обеспечения тактико-технических действий на пожаре.

Руководитель тушения пожара:

· обеспечивает управление действиями подразделений на пожаре непосредственно или через оперативный штаб пожаротушения;

· устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия подразделений по тушению пожара и проведению АСР, порядок и особенности указанных действий;

· проводит разведку пожара, определяет его номер (ранг), привлекает силы и средства подразделений в количестве, достаточном для ликвидации пожара;

· принимает решения о спасании людей и имущества при пожаре, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на территории пожара;

· определяет решающее направление на основе данных, полученных в ходе разведки пожара;

· производит расстановку прибывающих сил и средств подразделений с учетом выбранного решающего направления, обеспечивает бесперебойную подачу огнетушащих веществ;

· принимает решения об использовании на пожаре ГДЗС, в том числе о составе и порядке работы звеньев ГДЗС, а также других нештатных служб гарнизона пожарной охраны;

· организовывает связь на пожаре, докладывает диспетчеру об изменениях оперативной обстановки и принятых решениях;

· сообщает диспетчеру необходимую информацию об обстановке на пожаре;

· докладывает старшему должностному лицу гарнизона пожарной охраны об обстановке на пожаре и принятых решениях;

· обеспечивает выполнение правил охраны труда и техники безопасности личным составом подразделений, участвующим в тушении пожара и проведении АСР, и привлеченных к тушению пожара и проведению АСР сил, доводит до них информацию о возникновении угрозы для жизни и здоровья;

· обеспечивает взаимодействие со службами жизнеобеспечения, привлекаемыми к тушению пожара и проведению АСР;

· принимает решение о принятии мер по сохранению вещественных доказательств, имущества и вещной обстановки в очаге пожара и на объекте пожара для установления причины пожара;

· принимает меры по охране мест тушения пожара и ведения АСР до времени их окончания;

· составляет акт о пожаре;

· выполняет обязанности, возлагаемые настоящим Порядком на оперативный штаб пожаротушения, если указанный штаб на пожаре не создается;

· предусматривает при тушении затяжных пожаров резерв сил и средств для обеспечения успешного тушения возможного другого пожара.

РТП имеет право:

отдавать обязательные для исполнения указания должностным лицам гарнизона пожарной охраны, руководителям предприятий, органов власти и гражданам в пределах границ территории, на которой ведутся действия по тушению пожара и проведению АСР;

назначать оперативных должностных лиц на пожаре;

освобождать от выполнения обязанностей оперативных должностных лиц на пожаре;

получать необходимую для организации тушения пожара и проведения АСР информацию от администрации организаций (объектов) и служб жизнеобеспечения;

принимать решения по созданию оперативного штаба пожаротушения, УТП (СТП);

принимать решения по привлечению дополнительных сил и средств на тушение пожара и проведение АСР, а также по изменению мест их расстановки;

определять порядок убытия с места пожара подразделений, а также привлеченных сил и средств.

Практика показывает, что каким бы подготовленным и тактически грамотным ни был РТП, он один не в состоянии руководить подчиненными на крупных и сложных пожарах. Тот РТП, который пытается все вопросы, большие и малые решать единолично, распыляет силы, теряет время и в результате не успевает сделать в срок главное. Особенно это справедливо для современных условий, когда намного увеличился объем работы по управлению силами средствами на пожаре, а время на ее выполнение резко сократилось. В этих условиях особенно проявляется необходимость умелого использования РТП в работе подчиненных органов управления. Только совместными усилиями можно в сжатые сроки всесторонне оценить обстановку, изыскать наилучшие пути использования имеющихся сил и средств и, тем самым, обеспечить успешное тушение пожара. Умение РТП опереться на оперативный штаб, способность сплотить организовать людей на решение стоящих задач составляет одно из важнейших качеств командира-единоначальника.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10861 – | 8116 – или читать все.

Основы управления силами и средствами на пожаре

Для правильной организации работ по ликвидации очагов воспламенения осуществляются оперативные меры: вводится руководство, определяются границы тушения. Управление силами и средствами на пожаре выполняет должностное лицо, имеющее соответствующую квалификацию и доступ. Если территория поражения большая, она разбивается на участки, границами которых служат потолочные перекрытия, лестничные секции и клетки.

Читайте также:  Как открыть пенсионный счет в Сбербанке? Вклады Сбербанка для пенсионеров

Общие основы управления силами и средствами по учебно-методическому плану

Руководство ресурсами на очаге возгорания должно соответствовать учебно-методическому плану и предусматривает:

  • оценку оперативной ситуации;
  • создание штаба;
  • определение ответственности и полномочий назначенных должностных лиц;
  • создание плана тушения и эвакуации людей, если последнее необходимо;
  • расчет необходимых сил подразделений и их средств для быстрой ликвидации катастрофы;
  • доведение до участников тушения задач;
  • мониторинг ситуации и реагирование на ее изменения;
  • ведение учета ресурсов, задействованных для устранения пламени, регистрация информации.

Основы управления средствами и силами на пожарах базируются на четком выполнении всеми участниками указаний, быстром реагировании на смену обстановки, информировании руководящего состава о проводимых мерах.

Полномочия участников тушения пожара

Руководит тушением старший по званию, прибывший на очаг возгорания. Руководство осуществляется на основе единоначалия. Его приказы выполняются беспрекословно, обязательны для всего состава, участвующего в ликвидации огня. Руководитель тушения пожара имеет право назначать и освобождать должностных лиц, участвующих и тушении, отдавать приказы руководителям объектов, на которых проводится ликвидация возгорания, назначать начальника оперштаба.

  • формирование оперштаба;
  • территориальное определение места возгорания;
  • установка задач перед пожарными бригадами;
  • оценка пожара по установленной шкале;
  • определение приоритетного направления в ликвидации очага пламени;
  • привлечение дополнительных ресурсов для ликвидации огня;
  • обеспечение мер к спасению людей и имущества;
  • распределение поступающих сил в зависимости от выбранного приоритетного направления;
  • обеспечение связи и взаимодействия между участниками событий;
  • информирование диспетчера об оперативной обстановке;
  • доклад старшему руководству;
  • обеспечение мер по сохранению доказательств, необходимых для установки причины воспламенения;
  • обеспечение охраны локации до полной ликвидации огня;
  • составление соответствующего акта.

Кроме руководителя, управление участниками тушения осуществляют начальники штаба и тыла, а также начальники участков, сформированных руководителем ТП. В их полномочия входит подготовка соответствующих предложений для руководителей тушений возгорания.

Задачи оперштаба

Непосредственную деятельность по координации мероприятий, направленных на ликвидацию огня выполняют штабы. От взаимодействия РТП и штабов зависит эффективность управления на пожарах.

  • назначать своего заместителя и помощников;
  • управлять работой штаба;
  • отдавать приказы, обязательные к исполнению всеми участниками, участвующими в тушении;
  • информировать РТП и диспетчера об обстановке на месте работы;
  • расставлять ресурсы в очаге ликвидации огня;
  • взаимодействовать с экспертами и специальными учреждениями;
  • руководить действиями начальника по тылу.

Организация работы тыла при работе 1 подразделения, при работе 2 и более подразделений при отсутствии оперштаба

Если в ликвидации огня задействован одно подразделение, штаб не создается. При отсутствии оперативного штаба пожаротушения подразделениями руководит РТП.

Все, что находится вне периметра зоны огня, считается тылом. К задачам тыла относятся:

  • разведка источников воды распределение на них спецтранспорта;
  • организация бесперебойной работы пожарных машин;
  • поставка ГСМ и веществ, предназначенных для тушения пламени;
  • безопасность рукавов;
  • при многочасовой работе обеспечение питанием, сухой одеждой, в зимнее время обогрева персонала;
  • в случае поломок быстрое восстановление работоспособности техники.

Обязанности начальника тыла и личного состава при организации тыловой работы на пожаре

Начтыла ведет оперативно-тактическое управление действиями на пожаре, среди которых:

  • собирает информацию об источниках воды;
  • выбирает насосную и рукавную систему;
  • определяет места расстановки техники;
  • формирует резерв для работы с пламенем и АСР;
  • занимается обеспечением средствами защиты пожарных;
  • обеспечивает непрерывную подачу средств тушения;
  • следит за защитой рукавов;
  • отдает приказы в пределах полномочий;
  • предлагает РТП и НШ меры для формирования резерва.

Сущность и задачи управления при ведении аср и основы требований к организации управления при проведении аср в очагах аварий и катастроф

Для правильной организации управления при проведении АСР в очаге аварий и катастроф учитывают план города, особенности застройки, численность проживающих, пожароопасность объектов. Руководство ресурсами при проведении АСР направлено на быстрое прибытие спасательных расчетов на место возгорания, оценку пожарной обстановки и введение в работу средств для ликвидации очага.

Важным показателем при АСР считается период свободного развития пожара. Он рассчитывается как сумма временных показателей:

  • с момента возгорания до выявления;
  • сбор и выезд пожарных бригад;
  • путь к пожару.

Чем меньше каждое слагаемое, тем быстрее ликвидируется огонь, тем меньше людские и имущественные потери. Эффективность ликвидации огня зависит от управления пожарными при проведении АСР, а также привлеченными дополнительными ресурсами.

Основы управления силами и средствами на пожаре

Понятие организации управления силами и средствами на пожаре содержит комплекс мероприятий, направленных на создание и развертывание системы управления и обеспечение эффективного функционирования на различных её этапах.

Управление силами и средствами на пожаре

Учебные вопросы:

1. Управление силами и средствами на пожаре.

2. Должностные лица на пожаре.

Управляет всеми подразделениями руководитель тушения пожара (РТП).

Под управлением подразделениями на пожаре следует понимать процесс целенаправленного воздействия (РТП, оперативного штаба пожаротушения) на личный состав пожарных подразделений и других служб с целью успешного ведения действий, связанных с непосредственным тушением пожара и проведение связанных с ним аварийно-спасательных работ.

В зависимости от обстановки личный состав решает следующие задачи:

  • спасание людей, эвакуация людей (животных);
  • эвакуация или защита имущества;
  • непосредственное введение стволов на тушение;
  • проведение работ по вскрытию и разборки конструкций и др.;
  • удаление дыма;
  • защита соседних зданий и помещений;
  • нахождение в резерве, патрулирование, оцепление.

Объективность оценки обстановки на пожаре и правильность принятия решения зависит от:

  • профессиональной подготовки РТП;
  • качества проведения разведки пожара;
  • способности прогнозировать ход развития пожара.

Если работает несколько караулов, в этом случае управляет подразделениями старший начальник, возглавляющий караул той части, в районе выезда которой возник пожар, или в соответствии с порядком, установленным в гарнизоне. К управлению на отдельных участках в данном случае старший начальник может привлекать участвующий в тушении пожара начальствующий состав.

Практика показывает, что управление подразделениями более 5 отделений одним РТП будет неэффективным , так как контроль за их действиями, постановка им задач, наряду с решением других вопросов (организация работы тыла, взаимодействие с администрацией, службами города), решение вопросов, связанных с ведением разведки и передачи сообщений становиться невозможным.

На крупных пожарах для эффективности руководства:

  • разбивают пожар на участки тушения пожара (УТП) – назначают начальников участков тушения пожара (НУТП) и ставят им задачи;
  • создают оперативный штаб пожаротушения (ОШ) для управления всеми прибывшими подразделениями на пожар.

Руководство и управление подразделениями осуществляется непосредственно через:

  • руководителя тушения пожара (РТП);
  • начальника оперативного штаба тушения пожара (НШ);
  • начальника тыла (НТ);
  • начальников участков тушения пожара (НУТП).

Вся их деятельность должна строиться на определенных принципах, к которым относятся: оперативность, достоверность, твердость руководства (устойчивость), непрерывность, гибкость руководства, научность и предвидение возможного изменения обстановки, единоначалие.

Оперативность – заключается в решении стоящих вопросов в кратчайшие сроки и на высоком профессиональном уровне.

Достоверность – использование достоверных источников получаемой информации и личный контроль за доведением её до руководителя.

Твердость руководства (устойчивость) – выражается в принятии решения, высокой требовательности к личному составу по полноте и точности выполнения поставленных задач, способности удержать руководство в сложной обстановке, несмотря на возникающие трудности.

Непрерывность руководства – заключается в постоянном влиянии на ход действий по ТП и ПАСР, постоянном контроле над обстановкой, складывающейся на пожаре.

Гибкость руководства – заключается в умении своевременно реагировать на изменение обстановки, в способности своевременно изменить тактику и способы тушения в случае необходимости.

Научность и предвидение – заключается в анализе и возможности предвидения изменения обстановки в ходе ведения действий по ТП и ПАСР (возможность взрыва, обрушение, вскипание, распространение пожара на значительную площадь и т.д.).

Принцип единоначалия – состоит в том, что РТП на основе прав, предоставляемых ему законом, и регламентированных нормативными документами является единоначальником, т.е. человеком, несущим полную ответственность за принятое решение, успешное тушение пожара и ликвидации последствия ЧС.

Именно единоначалие в сложных условиях обеспечивает централизацию и твердость управления подразделениями пожарной охраны.

Должностные лица на пожаре

Руководство тушением пожара

Руководство тушением пожара осуществляется одним лицом – руководителем тушения пожара. Он является прямым начальником для всего личного состава пожарных подразделений, прибывших для тушения пожара

Допуск к самостоятельному руководству тушением пожара решается старшим начальником отдельно для каждого лица начальствующего состава пожарной охраны.

Приказания и команды РТПзакон для всего личного состава, работающего на пожаре.

В случае сосредоточения сил и средств по повышенному номеру вызова, при организации на пожаре 2–3 участков тушения пожара, РТП решает основную задачу по организации управления силами и средствами:

  • порядок руководства работой тыла;
  • необходимость создания участков тушения пожара и их количество;
  • организация оперативного штаба и его целесообразный состав;
  • назначение, если необходимо, из числа опытных командиров ответственных за выполнение отдельных работ на пожаре.

Работа тыла на пожаре

Под тылом понимается все то, что находится за линией разветвлений или наружным периметром стен горящего объекта и имеющим отношение к тушению пожара. Тыл существует на каждом пожаре, не зависимо от его размеров и количества работающих сил и средств.

В задачи тыла входят:

  • организация разведки водоисточников;
  • встреча и расстановка на водоисточники пожарных автомобилей;
  • обеспечение бесперебойной подачи ОТВ и работы пожарной техники;
  • обеспечение горюче-смазочными материалами и огнетушащими веществами;
  • охрана магистральных рукавных линий;
  • защита имущества, оборудования и помещений от воды, проливаемой при тушении пожаров;
  • организация сбора ОТВ после пожара;
  • отогревание замерзших рукавов, стволов и разветвлений;
  • обеспечение при длительной работе личного состава питанием, питьевой водой, сухой спецодеждой, а также организация обогрева личного состава при работе в условиях низких температур;
  • организация восстановления работоспособности пожарной техники и ПИиО.
Читайте также:  Горизонтальный анализ. Анализ бухгалтерского баланса

На крупных и сложных пожарах создание УТП обеспечивает более четкое выполнение поставленных задач, контроль за выполнением приказаний РТП, взаимодействие между отдельными подразделениями, своевременное получение информации об обстановке на отдельных участках.

Принципы определения границ УТП:

  • по этажам;
  • по лестничным клеткам;
  • по противопожарным преградам или зонам;
  • по периметру горящего объекта;
  • по видам работ (спасание, тушение, защита и др.).

После локализации пожара НУТП производит:

  • ликвидацию скрытых очагов горения;
  • дополнительные вскрытия и разборку конструкций;
  • эвакуацию находящихся в помещениях материалов и уборку места пожара.
  • Участки тушения пожара упраздняются по указанию РТП.

После ликвидации пожара НУТП:

  • Докладывает РТП, (НШ) о проделанной работе на участке.
  • Уточняет расстановку сил и средств на схеме тушения.
  • Дает оценку подразделениям и командирам, работавшим на участке.

При создании на пожаре 5 и более УТП могут быть организованы сектора , объединяющие несколько участков тушения пожара и возглавляемых начальником сектора.

Оперативный штаб на пожаре

В зависимости от обстановки на пожаре для управления подразделениями РТП может организовать оперативный штаб тушения пожара.

Основные задачи оперативного штаба:

  • встреча, расстановка и распределение по участкам прибывающих на пожар подразделений и постановка перед ними задач в соответствии с решением РТП;
  • организация разведки пожара в ходе его тушения, сбор сведений и извещение РТП об изменениях обстановки в ходе тушения пожара;
  • ведение оперативных документов;
  • организация связи и освещения на пожаре;
  • обеспечение выполнения решений и приказаний РТП;
  • создание на пожаре резерва сил и средств;
  • организация взаимодействия с другими службами города (населенного пункта, объекта);
  • сбор сведений о причине пожара и причиненном ущербе;
  • создание КПП и постов безопасности ГДЗС;
  • материально-техническое обеспечение работающих на пожаре подразделений;
  • организация питания при длительных пожарах (более 5 часов) и обогреве личного состава при низких температурах.
  • создание на пожаре резерва сил и средств;
  • организация взаимодействия с другими службами города (населенного пункта, объекта);
  • сбор сведений о причине пожара и причиненном ущербе;
  • создание КПП и постов безопасности ГДЗС;
  • материально-техническое обеспечение работающих на пожаре подразделений;
  • организация питания при длительных пожарах (более 5 часов) и обогреве личного состава при низких температурах.
  • восстановление работоспособности технических средств – выполняемые на месте пожара неотложные работы по временному ремонту и техническому обслуживанию пожарной техники, пожарно-технического инструмента и оборудования, средств связи и управления, а также коммуникаций и оборудования объекта при необходимости их использования для решения задач по тушению пожара.

После ликвидации УТП НШ принимает доклады от НУТП о работе на УТП. Заполняет окончательные данные о пожаре в оперативные документы, уточняет схему тушения, передает сообщение на СОО ЦУКС (ПСЧ).

ОШ ликвидируется только по указанию РТП.

Виды связи на пожаре

Связь управления устанавливается между РТП и командирами подразделений, между РТП и оперативным штабом, начальником тыла, начальником УТП, а при необходимости с пожарными автомобилями. Для этого используются радиостанции, полевые телефонные аппараты, переговорные устройства, мегафоны, громкоговорящие установки и другие технические средства.

Связь взаимодействия устанавливается между начальниками УТП (подразделений). Она обеспечивает взаимодействие между УТП (подразделениями). Для этого используются радиостанции, полевые телефоны, переговорные устройства и связные. При невозможности использования технических средств связи применяют сигналы управления.

—Связь информации устанавливается между РТП, оперативным штабом и СОО ЦУКС или ПСЧ по радиосвязи, телефонной и сотовой связи. Эта связь должна обеспечивать взаимную передачу информации СОО ЦУКС (ПСЧ) и подразделений, находящихся на пожаре и в пути следования об обстановке в ходе тушения, вызов дополнительных сил и средств, а также передачу требований РТП службам города. По прибытии на пожар связные поступают в распоряжение НШ.

Литература:

  1. РешетовА.П.,КлюйВ.В.,БондарьА.А.,КосенкоД.В.Планированиеиорганизациятушенияпожаров.Пожарнаятактика:Учебник. –СПб.:Санкт-ПетербургскийуниверситетГПС МЧС РФ, 2015.
  2. Артамонов В.С. и др. «Пожарная тактика в вопросах и ответах»: Учебное пособие.СПб.:Санкт-ПетербургскийуниверситетГПС МЧСРоссии, 2009.
  3. БашаричевА.В., Решетов А.П.,ШиринкинП.В. «Пожарная тактика»: Учебно-методическое пособие по решению пожарно-тактических задач. – СПб:СПбУГПС МЧС России, 2009.
  1. Абдурагимов И.М. и др. «Процессы горения». М.: ВИПТШ МВД СССР, 1984.
  2. ПовзикЯ.С. «Пожарная тактика». М., 2007.
  3. В.В. Теребнев«Справочникруководителятушенияпожара». М., 2004.

Управление силами и средствами на пожаре

Органы управления силами и средствами

На пожаре

Организационная структура органов управления сложилась в процессе исторического развития пожарной охраны под влиянием изменений состава сил, средств и способов ведения тактико-технических действий, численности, организации и структуры подразделений, а также технических средств управления. В ходе этого развития изменялись требования к управлению силами и средствами на пожаре, расширялся круг задач органов управления, возрастал объем их работы, а это, в свою очередь, вынуждало совершенствовать их организационную структуру, приводить ее в соответствие с новыми требованиями и задачами.

Органы управления успешно справятся со своими задачами только в том случае, если их организационно-штатная структура, уровень подготовленности, методы работы и техническое оснащение будут в полной мере соответствовать требованиям, необходимым для тушения пожаров. Органы управления окажутся способными обеспечивать надежное управление силами и средствами в любой обстановке, если они отвечают следующим требованиям: находятся в постоянной готовности к руководству подразделениями выполнить в кратчайшие сроки возлагаемые на них задачи; имеют число должностных лиц, органов управления, соответствующим нормам управляемости, являются подвижными, простыми в своей структуре; обеспечивают оперативное развертывание пунктов управления, в случае необходимости имеют в своем составе специалистов по направлениям и службам.

Среди этих требований важнейшее значение имеет поддержание органов управления в постоянной готовности к руководству подразделениями, прибывшим на пожар, поскольку они являются основным элементом системы управления. И поэтому на пожаре всегда стремились иметь такую организацию органов управления, которая по возможности мало отличалась бы от организационно-штатной структуры повседневной деятельности. В этом случае при возникновении пожара не требовалось производить перестройку органов управления; они могли приступить к выполнению своих задач по прибытии к месту пожара. При возникновении крупных пожаров такое требование приобретает новое значение. Оно сводится к тому, что готовность органов управления, а, следовательно, и всей системы управления должна быть выше готовности подразделений пожарной охраны. Только при соблюдении данного условия РТП и оперативный штаб на пожаре в состоянии своевременно и качественно организовать предстоящие действия прибывших сил и средств.

Высокая готовность подразделений пожарной охраны к выполнению поставленных задач по применению, а значит и органов управления, означает такое их состояние, которое обеспечивает выполнение задач по тушению пожаров в любой момент и в самых сложных условиях обстановки, быструю их локализацию и последующую ликвидацию.

Такая готовность, как и системы управления в целом, достигается осуществлением комплекса мер, в числе которых важнейшее значение имеют: обеспечение высокого морального состояния личного состава; укомплектование органов управления подготовленными сотрудниками, оснащение их современными техническими средствами управления; натренированность органов управления в выполнении функциональных обязанностей; обеспечение высокого уровня их пожарно-тактической выучки; научная организация работы в оперативном штабе на пожаре.

В связи с развитием средств пожаротушения, увеличением размаха и динамичности тактико-технических действий, резко возросли объем и содержание задач управления на пожаре. Вместе с тем сократились сроки их выполнения. Поэтому органы управления должны быть способны решать все задачи за короткое время, отводимое на организацию тактико-технических действий.

В решении этой проблемы, наряду с высокой тактической подготовкой начальствующего состава, важное значение приобретает научно-обоснованное определение состава и структуры органов управления. При их расчете учитываются также нормы управляемости, т. е. допустимое максимальное число должностных лиц, органов управления, подразделений, которыми в состоянии эффективно управлять РТП и созданный оперативный штаб. Данная норма не является единой, она зависит от содержания и сложности выполняемых подчиненными задач, степени предоставления им самостоятельности, места нахождения этих лиц на пожаре, наличия с ним связи и т.д.

В результате исследований установлено, что в любой сфере управления один руководитель может эффективно направлять деятельность в среднем 5-10 непосредственно подчиненных ему лиц. Излишнее увеличение количества подчиненных одному лицу создает ситуацию «неуправляемости». Подчиненный не получает своевременно задач, указаний о содержании работы и остается вне поля зрения начальника. При этом нужно учитывать, что командир, как правило, имеет, кроме постоянных, значительное число временных связей управления приданными силами поддержания контакта с взаимодействующими подразделениями и службами. Все это уплотняет занятость РТП, увеличивает его нагрузку.

Обоснование нормы управляемости вытекает из расчета возможностей органов управления. Нарушение этого требования ведет к снижению эффективности управления. Особое значение приобретает и другое требование — иметь эффективные органы управления. Опыт убеждает в том, что чем больше состав органов управления, тем сложнее организация их плодотворной работы, перемещения и размещения. При этом следует учитывать и такое немаловажное обстоятельство, как взаимосвязь между составными элементами структуры органов управления в процессе работы. Обычно, чем больше людей принимают участие в выполнении работы, объединенной единой целью, тем сложнее становится организация их деятельности, тем больше времени забирают различного рода согласовании, обсуждения и взаимная информация.

Существует точка зрения, что основным путем повышения оперативности управления является увеличение численности органов управления. На самом же деле причина запаздывания с выполнением мероприятий по управлению и перегрузка отдельных исполнителей чаще всего заключается в недостаточно четкой организации работы органов, малоэффективном использовании ими технических средств управления и в применении устаревших, не отвечающих современным требованиям методов работы.

Читайте также:  Что такое квартальная премия и как ее рассчитать

Помимо перечисленных требований, важное значение имеет обеспечение высокой экономичности. Основными направлениями в повышении экономичности являются: упрощение структуры и уменьшение численности органов управления, максимальное сокращение обслуживающего и обеспечивающего персонала. Такие мероприятия могут привести к сокращению расходов на непосредственное содержание управленческого аппарата, на его подготовку, обслуживание, к уменьшению транспортных расходов и надобности в средствах связи.

Однако, сокращения органов управления, производимые без научно-обоснованных расчетов, ничего, кроме вреда, принести не могут. Состав их зависит от сложности пожара и объема работы на нем. Эти положения с учетом других требований кладутся в основу определения состава органов управления. Для этого устанавливается объем работы, подлежащей выполнению в различных условиях обстановки, берутся проверенные нормы затрат времени на выполнение каждой работы с использованием передовых методов имеющихся технических средств, и в результате многократных расчетов по различными вариантам определяется состав органов управления. Решение данной задачи выполняется с помощью математических методов анализа.

Объективный подход к определению численности аппаратов и структуры органов управления—одно из условий, обеспечивающих эффективность управления.

Состав и структура органов управления должны обеспечивать четкое, непрерывное, квалифицированное управление силами и средствами на пожаре. При этом в основу определений структуры берется оправдавший себя принцип разделения труда по видам работы при строгом распределении функций и задач между должностными лицами. Такой подход к построению органов управления позволяет исключить параллелизм и дублирование в работе, четко разграничивает сферы действия и, вместе с тем, облегчает организацию управления силами и средствами на пожаре, способствует повышению оперативности в работе. Наличие лиц в органах управления, отвечающих за определенный вид работы, положительно сказывается на скорости прохождения информации. Большой поток информации, который вливается в систему управления, как бы распределяется по направлениям и тем самым обеспечивается в короткие сроки ее переработка. Конечно, такое решение при отсутствии должной организованности в работе может привести к параллелизму, особенно в сборе данных обстановки, медлительности и задержке в выполнении тех работах, в которых участвуют разные исполнители.

Но наличие у каждого должностного лица органа управления на пожаре определенных функциональных обязанностей не создает непреодолимых препятствий во взаимоотношениях внутри органов управления, дополнят готовность любого сотрудника выполнять обязанности других исполнителей в порядке взаимозаменяемости.

Выход из строя любого звена управления создает дополнительные трудности в поддержании устойчивого руководства силами и средствами на пожаре. Одним из путей обеспечения надежности управления является наличие такого состава органов управления, который позволяет развернуть резервный оперативный штаб, который может работать при возникновении второго одновременного крупного пожара.

В связи с тем, что тактико-технические действия ведутся совместными усилиями различных подразделений, в составе органов управления возникает необходимость иметь специалистов из различных взаимодействующих служб (спасательная, медицинская, водопроводная, энергетическая, газовая и др.)

В зависимости от обстановки, складывающейся на пожаре, оперативный штаб пожаротушения может создаваться или не создаваться.

При отсутствии штаба пожаротушения РТП назначает начальника тыла, который должен организовывать: связь на пожаре, освещение места пожара (если это необходимо), взаимодействие с другими аварийно-спасательными службами, вызов дополнительных сил и средств и обеспечение быстрой передачи приказаний РТП подразделениям, питание и подмену личного состава при затяжных пожарах. К выполнению этих задач начальник тыла привлекает начальствующих состав подразделений, инженеров по технике, связи, а также других специалистов гарнизона. В практике тушения нередки случаи, когда первый прибывший на пожар РТП, определив решающее направление на пожаре, назначает на нем начальника боевого участка и после этого лично руководит работой по встрече подразделений и дает им задание на боевое развертывание, ставит боевые задачи. В основном такое решение оправдывается, когда обстановка на пожаре ясна, развитие пожара интенсивно и опасно, а решающее значение в этот период времени будет иметь быстрое введение в действие мощных стволов и умелая организация развертывания сил и средств. При тушении крупных пожаров организуется оперативный штаб пожаротушения в обязательном порядке.

Оперативный штаб организуется тогда, когда одно лицо не в состоянии управлять подразделениями, участвующими в тушении пожара.

Руководитель тушения пожара и лица, входящие в состав оперативного штаба, должны иметь нарукавные повязки, а на пожарных касках личного состава, участвующего в тушении пожара, должны быть нанесены знаки различия (приложение 2).

Управление силами и средствами на пожаре.

Управление на пожаре предусматривает:

– оценку обстановки и создание временно сформированной нештатной структуры – оперативного штаба пожаротушения (ОШП);

– установление компетенции должностных лиц ОШП и их персональной ответственности;

– планирование действий по тушению пожара и проведению АСР, определение необходимых сил и средств;

– постановку задачи участникам тушения пожара и АСР;

– осуществление учета изменений обстановки на пожаре, регистрация необходимой информации.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом ПО, допущенным к руководству тушением пожара.

РТП управляет л/с подразделений, силами и средствами на принципах единоначалия.

Руководителем тушения пожара (РТП) является:

– при работе одного караула – начальник караула или старший подразделения, прибывший на пожар во главе караула;

– при работе нескольких караулов разных подразделений – старшее (оперативное) должностное лицо (ОДЛ) местного (территориального) гарнизона ПО, определяемое в соответствии с приложением к расписанию выезда и в соответствии с законодательством РФ.

Отдача первого указания прибывшего на пожар старшим ОДЛ ПО считается моментом принятия на себя руководства тушением пожара.

РТП, в зависимости от обстановки на пожаре принимает решения:

– о создании ОШП и месте его расположения, которое обозначается – днем, красным флагом с надписью «ШТАБ»; ночью, красным фонарем или др. световым указателем КРАСНОГО ЦВЕТА;

– об определении частей территории на месте пожара, на которых сосредоточиваются силы и средства подразделений, и создании на них участков тушения пожара(УТП) и секторов (СТП).

УТП создаются по месту ведения (этажам, секциям, зонам и т.д.) или видам действий по тушению пожара и АСР (спасание, тушение, защита, дымоудаление и т.д.)

При создании на пожаре трех и более УТП – организуются сектора тушения пожара (СТП), объединяющие несколько УТП, с назначением соответствующих начальников.

Работой ОШП руководит его начальник, который является одновременно заместителем РТП.

В состав ОШП входят: замначштаба, помощники начштаба, начальник тыла, начальник КПП ГДЗС, ответственный за охрану труда, представители администрации организации и др.

IV. Правила проведения личным составом ФПС ГПС АСР при тушении пожаров с использованием СИЗОД в непригодной для дыхания среде (НДС).

4.1 Общие положения.

Действия л/с по тушению пожаров в НДС начинаются с момента прибытия к месту вызова и включают в себя следующие этапы:

1) Разведка места пожара;

2) Проникновение в места возникновения ОФП, опасных проявлений аварий, катастроф и ЧС:

3) Эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и ЧС людей и имущества, оказание первой помощи;

4) Создание условий , снижающих вероятность ОФП, ЧС и обеспечивающих их ликвидацию.

Основанием для допуска л/с к использованию СИЗОД является приказ соответствующего руководителя территориального органа МЧС, подразделения и учреждения МЧС после прохождения ВВК и врачебной комиссии, специального обучения по утвержденным программам подготовки и аттестации на право использо-

вания СИЗОД. (Обязательное ежегодное медобследование).

ГДЗС создаются во всех подразделениях с численностью л/с в одном карауле (смене) 3 человека и более. Для осуществления тушения пожаров в НДС формируется группа (звено ГДЗС) из числа л/с допущенного к использованию СИЗОД-газодымозащитники.

Газодымозащитники обеспечиваются дыхательными аппаратами ДАСК и ДАСВ и на каждого ГДЗСника заводится личная карточка.

Для ТО и ремонта СИЗОД создаются базы и обслуживающие посты ГДЗС, на которых производится ремонт и обслуживание СИЗОД соответственно.

В состав ГДЗС входят – газодымозащитники, ст. мастера (мастера) баз, технические средства ГДЗС, должностные лица ФПС ГПС обеспечивающие деятельность ГДЗС, базы и обслуживающие посты ГДЗС, учебные объекты (теплодымокамеры, полосы психологической подготовки, учебные башни), специальные ПА ГДЗС.

4.2Организация деятельности ГДЗС.

Включает в себя:

– распределение прав, обязанностей и ответственности л/с ;

– поддержание сил и средств ГДЗС в постоянной готовности к действиям;

– формирование звеньев ГДЗС, их подготовка и слаженность действий;

– проведение мероприятий по созданию безопасных условий труда ГДЗСников;

– осуществление теоретической подготовки и практических тренировок.

В гарнизонах ПО, обеспечивающих пожбезопасность метрополитенов, портов, зданий повышенной сложности, кабельных тоннелей, подземных фойе зданий создаются отделения ГДЗС на спецавтомобилях, оснащенных ДАСК с условным временем защитного действия не менее 240 мин.

ДАСК с условным временем защитного действия не менее 240 мин закрепляются за газодымозащитниками по индивидуальномупринципу.

ДАСВ закрепляются за газодымозащитниками по групповому принципу: один ДАСВ не более чем на двух человек при условии наличия персонально закрепленной маски в следующем порядке – первый – третий караул (смена), второй – четвертый караул (смена).

4.3 Порядок подготовки СИЗОД к использованию.

Подготовка (ТО) СИЗОД осуществляется на обслуживающем посту ГДЗС в период подготовки к смене караулов л/с заступающего караула и предусматривает:

получение СИЗОД на обслуживающем посту ГДЗС;

проведение проверки № 1 СИЗОД. При этом минимальное давление воздуха (кислорода) в баллонах для постановки в расчет должно быть не менее: 15,4МПа (160 атм) – для ДАСК; и 25,4 МПа (260 атм) – для ДАСВ при + 20ºС (изменение температуры на 1ºС вызывает изменение давления на 0,05 МПа (0,5 атм);

заполнение журнала регистрации проверки № 1 ДАСВ (ДАСК);

укладка СИЗОД на ПА – производится после смены караулу.

Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Нарушение авторского права страницы

Оцените статью
Добавить комментарий