Креативный человек – это… Как стать креативным человеком

Содержание

Креативный человек – это… Как стать креативным человеком

Креативный человек – это. Как стать креативным человеком

Для начала постараемся определить, что такое креативность. Если мы решим найти это понятие в словарях, то поймем, что толкований существует великое множество. Абсолютно точно, что данное слово происходит от «create», что в переводе с английского означает “создавать”, “порождать”. В русском языке синонимом слова «креативность» является «творческость».

Анализируя предлагаемые нам определения, мы сталкивается с тем, что ученые понимают креативность не просто как процесс создания чего-то нового. Это качество полноценной личности. С таким пониманием креативности сложно не согласиться, ведь современное общество диктует необходимость настолько быстро приспосабливаться к изменениям, что обычных форм адаптивной активности просто недостаточно.

Креативный человек – это. Как узнать?

Основная черта творческой личности, вне всякого сомнения, нестандартность мышления, способов решения практических и жизненных задач.

Такие люди всегда предлагают и используют уникальные способы действий, а не идут по проторенной дорожке. Креативность – отличительная черта всех успешных бизнесменов, имена которых публикуют в списках Forbes. Итак, креативный человек – это самодостаточная личность.

Качество жизни таких людей всегда на порядок выше, но дело здесь не только в материальном благополучии, творческие личности всегда интереснее и веселее проводят время, способны радоваться каждому дню, находить смешное и удивительное в простых вещах.

Парадокс креативности

Удивительно, но ни одна творческая идея не придет к нам в голову, если мы страстно этого желаем.

Рассуждая о том, что значит креативный человек, мы обязательно придем к следующей мысли: к таким людям приходит вдохновение и они создают что-то необычное как будто без особых усилий.

Так происходит потому, что в результате долгого, напряженного труда сознание человека неизбежно должно расслабиться, и, если мы не будем мешать этому процессу, в работу включится бессознательное и, как результат, возникнет блестящая идея.

Как стать креативным человеком

В современном обществе многие люди задаются этим вопросом. Психологи отмечают, что творческая личность всегда отличается сложным набором способов поведения, такие индивиды стараются избегать рутины и стереотипности в поведении. Поэтому первое правило – это как можно меньше правил. Чтобы стать креативной личностью, нельзя решать одну задачу раз и навсегда установленным способом, нужно всегда придумывать новый путь.

Самое простое упражнение на развитие творческого мышления – это ежедневно придумывать минимум пять способов выполнения привычных действий по-новому. Например, вы всегда готовите на завтрак овсяную кашу на воде, считаете ее полезной и питательной. Чтобы повысить свою креативность, просто подумайте, как еще можно приготовить это блюдо: можно, например, испечь овсяное печенье или запеканку, либо просто придумать красивую форму подачи традиционного блюда. Если же вы решите воплотить эти способы в реальность, то неизбежно порадуете себя и близких, повысив при этом качество жизни.

Такая нехитрая ежедневная практика поможет вам сделать образ мышления более сложным и почувствовать на себе, что такое креативность.

Немного о «пустом витании в облаках» и самовыражении

«Ты что, опять витаешь в облаках? Делом займись!» Кто помнит этот вопрос-призыв из детства и юности?

Как показывают результаты исследований ученых, мечты – это не такое уж бесполезное занятие. Когда мы даем волю фантазии, то непросто расслабляемся, а запускаем процесс бессознательной переработки информации. Также бесконтрольное фантазирование запускается самостоятельно после напряженного умственного труда.

Мечтательность особенно часто наблюдается у детей, лиц юного возраста и ученых, что, вполне вероятно, связано с высокой познавательной активностью. Мечты, как ни странно это может показаться, позволяют нам выйти за рамки в представлениях о собственных способностях и возможностях мира.

Креативный человек – это не мечтатель, а человек интеллектуального труда. Чем большее количество новой информации мы пропускаем через себя, тем выше наши творческие способности.

Креативные люди не просто синтезируют полученный опыт, они придают ему иную форму, пропустив вновь воспринятое через призму собственных взглядов и убеждений. Так реализуются высшие человеческие потребности, представленные классификацией А. Маслоу.

Внимание к деталям

Еще одной отличительной особенностью творческих людей является наблюдательность. Креативный человек открыт новому опыту, он не смотрит на жизнь как на череду повторяющихся событий. Такое качество роднит этих людей с детьми. Однако они не просто удивляются своим наблюдениям, а стараются фиксировать их. Представители творческих профессий часто записывают необычные и смешные ситуации, ведут фото- и видеодневники, а в последующем используют этот материал для выступлений, в статьях, блогах.

О планировании времени

Этот принцип доступен всем, но лишь немногие его используют. Суть его сводится к тому, что творческие люди работают в то время, когда их мозг максимально активен, например, рано утром, или поздно вечером. С точки зрения эзотерической психологии, это еще и время максимальной активности бессознательного, а значит – период максимального раскрытия творческих способностей.

Кроме того, известен факт, что креативный человек – это личность, стремящаяся к уединению. Они далеко не всегда одиноки, но обязательно ценят одиночество и эффективно используют это время. Кто-то из творческих людей наедине с самим собой создает шедевры, а кто-то просто «летает в облаках», что, как мы теперь знаем, тоже небесполезно. В одиночестве люди способны максимально понять себя, свои чувства, ощущения и высвободить их.

Тем не менее творческие люди способны потерять ощущение времени, они увлечены процессом, им интересно то, чем они занимаются. Творческая личность одержима идеей и может не замечать внешних обстоятельств.

О восприятии трудностей

Если перечислять все качества креативного человека, то это, пожалуй, является самым удивительным. В сложной жизненной ситуации они погружаются в творчество, боль словно выходит из них через то, что они создают.

Так, например, известная художница Фрида Кало начала свой творческий путь, когда в совсем юном возрасте попала в автомобильную аварию и ее тело было полностью загипсовано. Чтобы как-то развлечь себя, она начала расписывать гипс, а позднее создала всемирно известные шедевры.

Травма для творческой личности становится необыкновенной мотивирующей силой. Стремясь избавиться от страданий, поэты и художники смотрят на ситуацию с другой стороны и поражают общество величайшими произведениями искусства.

Открытость новому опыту

Понятие «креативный человек» так прочно вошедшее в обиход современных людей, обязательно включает в себя открытость к восприятию новизны, желание перенимать чужой опыт. Такое люди очень наблюдательны и любознательны, как уже говорилось выше, они с интересом следят не только за природными явлениями, но и за тем, как ведут себя другие люди.

Любая ошибка для них – это путь к новым достижениям, представители творческих профессий и талантливые предприниматели набивают много шишек, прежде чем открыть что-то новое. Для творческой личности крайне важна стрессоустойчивость и способность взглянуть на неудачу отстраненно, не погружаясь глубоко в переживания, а лишь получая полезный опыт и совершая далее множество проб и ошибок, пока не получится нужный результат.

Однако креативный человек – это не только мыслитель и наблюдатель, творчество заставляет его не просто действовать, но и идти на риск, который, увы, не всегда оказывается оправданным. Истории известны случаи, когда величайшие открытия в мире науки первоначально были осмеяны и не принимались обществом, а ученый, отстаивавший свою идею, мог поплатиться за нее жизнью. «И все-таки она вертится!» – так после страшных пыток суда инквизиции сказал Галилео Галилей, отстаивая идею вращения Земли вокруг Солнца.

Как бы там ни было, творческие люди чувствуют очень сильное внутреннее побуждение к тому, что они делают, их желание – не просто получить прибыль, ими движет стремление принести общественную пользу, привнести нечто новое и важное в жизнь общества.

Внешний вид

Еще один пункт, о котором хотелось бы сказать, это внешний облик гениев. Современная мода по-своему понимает, как должна выглядеть одежда для креативных людей. Если вы зададитесь целью казаться более творческим, то без труда сможете это сделать, приобретя эпатажный наряд. Однако это позволить вам именно казаться, а не быть творческой личностью. Безусловно, имидж креативного человека часто бывает нестандартным, но важнее, конечно, внутренние качества, а не оболочка.

Что такое креативность, как ее развить и где применить

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Креативность стала «модной фишкой».

Это понятие используют как личностную характеристику, ею гордятся и оправдывают какие-либо поступки, а еще это пункт во многих резюме.

Есть стойкое убеждение, что без нее сегодня не обойтись, однако познания здесь ограничиваются невнятным «что-то, связанное с творчеством».

Выясним, что такое креативность, и как правильно употреблять это слово, дабы не прогадать.

Креативность — это.

Изначально этот термин был введен американским психологом Джоем Полом Гилфордом в середине XX века.

Читайте также:  Из чего делают бумажные деньги? Денежная бумага и водяные знаки

Понятие «креативность» восходит к латинскому creative – «творческий», creatio – «создание». Оно является калькой с английского «creative» (творчество), если переводить дословно, получится коряво звучащее слово «творческость» («созидательность», как меня поправили).

Эта игра слов неспроста: понятия «креативность» и «творчество» – как две сестры-близняшки, которые во многом похожи, но отличаются характерами.

У первой «сестрички» он в значительной степени прикладной, связан с целенаправленной деятельностью и волевыми усилиями. Творчество же ассоциируется со свободой и отсутствием жестких рамок.

В широком смысле креативность — это способность к нестандартному, остроумному, смелому решению проблем, созданию нового продукта при помощи неспециализированных ресурсов или инструментов.

В повседневной жизни встречается близкое по значению понятие – смекалка.

Есть разные точки зрения по поводу возникновения креативных способностей. По одной из версий они формировались постепенно, на протяжении длительного периода в результате изменений, происходивших у человечества (культурных, демографических, т.д.).

Есть мнение, что способность мыслить креативно внезапно появилась примерно 50 тысяч лет назад в результате генетической мутации.

Что такое креатив

В 90-е годы прошлого века с легкой руки рекламщиков в русском языке появилось звучное слово, родственное рассматриваемому понятию – «креатив». Оно ассоциируется с потоком творческих идей в привязке к рекламным текстам, слоганам и тому подобным вещам.

Однозначного определения, что такое креатив, нет. Изначально он набрал популярность, заменив русский аналог – «выдумку». Под этим словом понимают также продукт человеческой деятельности, созданный особенным способом, с использованием новых подходов и творческих решений.

В бизнесе (как правило, рекламном) креатив – это решение задачи нестандартным способом, оригинальная идея, решающая проблему заказчика.

В этом случае он является реально ощутимой единицей, которую можно измерить в ROI – коэффициенте окупаемости инвестиций на создание креативной рекламы.

Креативный человек с точки зрения психологии

В качестве личностной особенности креативность активно изучается в психологии. Специалисты пытаются выяснить, почему для одних не является проблемой мыслить в нестандартном ключе, а у других не получается отойти от шаблонных схем.

Психологи пришли к выводу, что креативный человек выделяется такими свойствами:

  1. Достаточный уровень интеллекта. Показатель IQ ниже 105 баллов среди таких индивидов встречается редко, но и высокий интеллект (IQ>120) часто сопровождается снижением креативности. Специальные тесты показали, что самый оптимальный уровень интеллекта здесь — чуть выше среднего.
  2. Гибкость мышления, позволяющая умело действовать в ситуациях неопределенности, способность выйти за рамки установленного, придуманного, написанного ранее.
  3. Установка на творчество как жизненный принцип, внутренняя движущая сила, благодаря которой креативность проявляется во всех областях жизни.

С точки зрения психологии, креативный – это нестандартно мыслящий человек, умеющий видеть проблему под разными углами.

При принятии решений интуиция для него не менее важна, чем логика. Он необязательно творец в общепринятом смысле, пишущий картины, стихи, музыку. Креативным можно назвать не только Ван Гога или Кафку, но и домохозяйку, придумавшую новый суперспособ мытья посуды.

Как развить креативность

У человека, занятого одним и тем же видом деятельности (а таких большинство), «включается» однонаправленное линейное мышление, губительное для креативности.

Но все можно изменить, для этого есть несложные приемы.

  1. «Разблокировка» мозга. Просмотр фильмов, передач, отличающихся от привычных, прослушивание музыки, не слышанной ранее.
  2. Смена жизненного уклада. Даже поменяв рабочую руку во время чистки зубов или привычный маршрут от дома до работы, можно заставить мозг работать иначе.
  3. Новая деятельность. Необычный мастер-класс, курсы сомелье (это как?), групповые занятия по зумбе или сайклингу прокачают «дремлющие» уголки мозга.
  4. «Подзарядка» чужим креативом. Подойдет концерт экспериментальной музыки, авторские театральные постановки, картины экспрессионистов…

Есть специальные упражнения на развитие способности мыслить креативно. Их реально «вписать» в ежедневный распорядок дня.

  1. Открыв холодильник, вместо того чтобы вцепиться зубами в батон колбасы, нужно оценить содержимое и придумать новое блюдо из имеющихся продуктов. Даже если, кроме упомянутой колбасы там будет подвядший салатный листик и 3 оливки – это отличный повод «прокачать» креативные способности.
  2. Зафиксировав в воображении белый лист, мысленно написать при помощи цветных красок свое имя, «потрогать» надпись, почувствовать текстуру, запах. В завершение – стереть.
  3. Поразмышлять о проблеме, которую предстоит решить, в ритме танца – в спонтанном движении, стараясь перевести роящиеся в голове мысли на язык тела. Это называется «станцевать проблему».
  4. Взяв книгу или словарь, наугад выбрать 2 слова, а затем найти (или придумать) нечто общее между ними. Возможно, родится невероятная и даже сумасшедшая история.

Отличные способы «прокачки» креативности – изучение иностранных языков, путешествия, иначе говоря – постоянное расширение кругозора. Например, при обнаружении колбасы «Докторская» в холодильнике – немедленно выяснить, откуда пошло такое название.

Креатив в профессиональной сфере

Высоко ценимый во многих профессиях, креатив имеет немалое прикладное значение. Фотограф, маркетолог, дизайнер, организатор мероприятий, SMM менеджер – список специальностей, где требуются творческие личности, можно продолжать долго.

Есть расчеты, показывающие, что в недалеком будущем до 60% профессий станут невостребованными – людей заменят роботы. Только те области, где требуется креативное мышление, искусственный интеллект не сможет заменить.

В штате рекламных агентств, дизайн-студий и других подобных мест часто имеется «профильная» должность – креативный директор. Он руководит арт-группами, генерирует идеи, отвечает за финальный творческий продукт.

Креатив стал «штампом» в резюме самых разных специальностей, от генерального директора до менеджера. Что работодатели подразумевают под этим качеством, и как избежать ошибок, заполняя эту графу?

  1. Главное – не переусердствовать, делая ставку только на креативность. Практика показывает, что большинство работодателей относятся к этому качеству с долей скепсиса. К примеру, бренд-менеджер – это, прежде всего, человек, владеющий технологиями продвижения бренда, и только потом – креативная личность.
  2. Заявление о способности неординарно мыслить должно подкрепляться реальными творческими достижениями (как вариант – привести в качестве примера собственноручно придуманный слоган или логотип).
  3. Предпочтительна расшифровка понятия с указанием конкретных умений и навыков. «Могу разработать нешаблонную стратегию позиционирования товара» – эта фраза убедит потенциального работодателя, что перед ним сотрудник-находка, надо брать.

Не каждая должность предполагает наличие креатива у того, кто ее замещает. Бухгалтер-креативщик, скорее всего, не порадует работодателя.

Подмена понятий

Слово «креативность» вкупе с однокоренными «родственниками» (креатив и др.) часто используют не к месту, поэтому оно приобрело другие значения, в частности, стало синонимом нелепости, несуразности.

Это необоснованная подмена. Например, человеком, облачившимся в одежду странного вида, может руководить стремление к оригинальности, отсутствие вкуса или чувства меры, но точно не креативность.

Это понятие употребляют для оправдания ошибочных решений, поступков, действий. Неудачная стрижка, плохо сшитый костюм, неверно оформленный документ – повод услышать: «Ничего, зато креативно

Встречается и иронический подтекст. К примеру, коллега повесил над столом плакат странноватого содержания. Что сказать по этому поводу? – «Креативно!». Желая подчеркнуть «скромность» результатов творческого процесса, говорят: накреативил.

Заключение

Быть креативным – значит, обладать многими преимуществами: уметь находить неожиданные решения, прослыть интересным собеседником, а главное – обладать терпимостью к окружающим, понимая, что у каждого человека свое видение мира.

И еще один хороший ролик на тему развития креатива у населения:

Как развить креативное мышление: 4 упражнения

Развитие креативности у подростков – для профессий будущего

Игорь М. Намаконов профессиональный креативщие, автор программы “Кроссфит мозга”

Сегодня креативное мышление — способность создавать идеи и сочетать несочетаемое — важное конкурентное преимущество на рынке труда. Но многие до сих пор считают, что креативность у человека либо есть, либо нет, и приобрести ее как любое другое умение невозможно. Это не так — существуют упражнения для развития креативности, они тренируют мозг так же, как физические тренировки — мышцы. Они же могут стать и своеобразным тестом на креативность.

Как я был глупым

В юношеские годы я каждое лето на три месяца ездил к бабушке в деревню. Игровых приставок и мобильных телефонов ещё не придумали тогда, да и стационарный телефон был один на деревню, а телевизор не показывал в плохую погоду. Представил картину?

И вот, помню, наступила дождливая пора. Целую неделю лил дождь. На улицу не выйдешь, не погуляешь. Читать я уже не мог, телек, как ты понял, не показывал. Да и смотреть было нечего — всего три канала. А мой мозг требовал движения. Тогда я подошел к бабушке и строго заявил:

— Пойду в лес за грибами!

— Внук, не говори глупостей! — сказала бабушка. — Даже во двор выходить не хочется — сразу промокнешь до нитки. А ты в лес собрался. Да ещё и один. Я тебя не пущу.

— Надену две куртки, сапоги и нормально будет, а далеко в лес я не пойду. По краю похожу, — ответил я.

Как меня бабушка ни удерживала, я быстро собрался, отвязал пса Бима и побежал прямиком в дождливый лес. Пока дошёл до леса, уже изрядно промок, но альтернатива сидеть на одном месте пугала меня ещё больше. Поэтому назад для меня дороги не было.

— Пока не надоест, обратно не пойду, — так я решил.

По пути мы с псом проходили мимо ставка (лесного озера). Я внимательно искал грибы под деревьями, а Бим как оголтелый шнырял то в одну, то в другую сторону. А потом неожиданно пропал. На мои крики не отзывался. Я начал волноваться: одному мне было неуютно (по ночам из лесу и вой волков доносился), но внезапно пёс появился. При этом он что-то радостно жевал. Секунд 10 он посидел передо мной и опять убежал.

Я решил проверить, куда он бегает. Оказалось, что за неделю дождей ставок вышел из берегов, и в некоторых местах появились заводи (небольшие лужи), в одну из которых заплыл целый косяк карасей. Этих карасей мой пёс и ловил в то время, пока я его искал. Одного из карасей он жевал, когда прибежал ко мне. В общем, я начал ловить карасей руками и поймал штук 40. Соорудив для них специальную держалку из ветки, уже насквозь мокрый, я решил все-таки поискать ещё и грибы.

Читайте также:  Факторинг - что это простыми словами? Виды факторинга

Не вдаваясь в детали, скажу, что после рыбы мне удалось ещё собрать целую корзину грибов и найти один царь-гриб моховик размером с голову. Моему счастью не было предела. Мокрый до нитки, с рыбой в одной руке и корзиной грибов — в другой, я вышел из леса. Передо мной бежал сытый пёс. И в этот самый момент на небе, после недели нескончаемых дождей, появилось горячее июньское солнце.

Почему быть глупым — полезно?

Как часто ты слышал это:

— Не говори глупостей!

— Что так глупо себя ведешь?

— Только давай без глупостей.

Скорее всего, эти слова говорили взрослые или кто-то очень умный. Скорее всего, ты делал что-то, что расходилось с общепринятыми правилами поведения. Например, во время дождя шёл в лес за рыбой с корзиной для грибов.

Умные забыли, что до того, как стать умными, они совершали необдуманные, нелогичные и даже бредовые поступки. А потом в их жизни случалось открытие, и они успокаивались. Как будто одного открытия достаточно.

Глупость — это способность гибко мыслить, стремление сочетать несочетаемое, это сме¬лость и кураж, постоянная готовность к встрече с новым, это, наконец, везение. Все Иваны-дураки в русских сказках были большие везунчики. И пусть сказка — всегда ложь, но в ней очень явный намёк: глупость открывает самые неожиданные двери.

Тренировка глупости, или “Оксюмороньте!”

Внеси 5 своих любимых животных в ячейки сверху по горизонтали и 5 вещей, которыми пользуешься регулярно, в ячейки по вертикали. Кстати, по одному с каждой стороны я уже вставил.

После этого соедини любое животное из горизонтальной оси с любой вещью из вертикальной оси. Вариант соединения изобрази в ячейке пересечения. Цель — заполнить странно-глупыми новыми животными все пустые ячейки.

Например, из моей вещи и животного получаются расческа в виде шеи жирафа или жираф-многоножка.

Один плюс один

В моей книге 1+1 не равно 2, потому что эти всем известные элементы должны быть соединены уникальным образом. У меня есть примеры.

1+1 = 11, если тупо поставить две единицы рядом.

1+1 = 1 — если мы посмотрим на то, как две капли воды соединяются, то увидим, что получилась одна большая капля.

1+1 = 3 — если мы говорим о семье. Жили-были папа и мама, и у них родилась дочь. Их стало трое — верно же?

1+1 = 10 — а если жили-были кот и кошка, и у них родилось 8 котят, то получилось уже 10 членов одной семьи.

Нужно посмотреть по сторонам и приглядеться, где из единиц получаются разные новые величины. Любые, кроме двойки. Готов?

Тогда заполни таблицу новыми ответами и неожиданными объяснениями. Мои, чур, не повторять.

Свинья бесконечности

Ты знал, что из простой свиньи может получиться что угодно? Даже то, чего ты и представить не способен. Упражнение “Свинья бесконечности” за короткий отрезок времени уведёт твои мысли за горизонт и дальше.

Правила выполнения упражнения:

  1. Дать два определения исходному объекту. В нашем случае это свинья. Определение может быть прилагательным, глаголом, общей характеристикой, метафорой и т.п.
  2. Записать найденные определения на двух разных ветках.
  3. Вспомнить, какие ещё существа, предметы, стихии, события и т.д. подходят под указанные тобой определения. Главное — чтобы они не были свиньей.
  4. Записать новое слово в ячейке, а ещё лучше — нарисовать его.
  5. Повторять так до бесконечности.

Два условия выполнения упражнения:

За одну тренировку писать не менее 10 новых определений и 5 новых слов в ячейках.

На каждой новой тренировке не повторять определения и слова, написанные ранее.

Всё. В остальном твои руки развязаны. Я привел схему, на которой уже довольно далеко продвинулся со “свиньёй бесконечности”. Продолжи мою цепочку прямо сейчас.

Яйцо или курица

Это очередное задание, раскачивающее лодку твоей рациональности. Некоторые яйца я уже приготовил для тебя: разрисовал на свой манер. Остальные на твоей совести. Преврати их во что-нибудь. Не жди и не выдумывай ничего специфического, сверхоригинального. Тут ценится лишь количество вариантов и отсутствие повторений. Переноси из головы на бумагу все возникающие идеи — чем больше, тем лучше. Сделай столько, сколько получится за один присест (выражаясь языком курицы), а потом возвращайся, когда внезапно осенит.

Вы — не гений: 5 правил, помогающих стать креативным человеком

Исследования опровергают многие распространенные представления о креативности.

Нет никакого секретного приема, чтобы стать креативным человеком. Но творческие способности — это навык, который действительно можно развить, говорит профессор психологии Техасского университета в Остине Арт Маркман. В этом посте он рассказывает, как этого добиться.

Вы можете стать креативнее за определенное время, приложив нужные усилия. Но когда вы осваиваете новый навык, полезно найти образцы — людей с теми способностями, что вы хотите освоить — и следовать их примеру.

В последние 10 лет я немало писал о креативности и обнаружил немало историй, которые побудили меня задуматься о том, как улучшить мои собственные творческие способности. Герои этих историй смогли решать как практические, так и художественные задачи новым способом. И вот какие пять привычек возникли из их усилий.

1. Они изучают детали

Ряд людей, с которыми я общался, волнуются, что их способность быть креативными может пострадать от того, что они слишком много знают. Им кажется, что слишком много знаний погрузят их в рутину.

Однако творческие личности глубоко погружаются в детали тех проблем, которые они пытаются решить. Когда Фиона Ферхерст и ее команда дизайнеров из Speedo разрабатывали костюм для плавания, позволяющий пловцам сократить время заплыва на несколько секунд, они изучали самые разные способы снизить торможение. Конечный вариант опирался на множество разнообразных источников, от состава акульей кожи до возможности использования материалов, уменьшающих мускульные вибрации пловца.

А швейцарский инженер Жорж де Местраль заметил, что его пес все время собирает во время прогулки массу колючек. Изучив эти колючки под микроскопом, де Местраль заметил, что они так хорошо держатся, потому что маленькие крючки на семени цепляются за запутанную шерсть собаки. Опираясь на этот принцип, он предложил производителям одежды изготовить синтетические крючки такого типа — так появились липучки Velcro.

2. Они продумывают свой график

Стандартный образ творческого гения — это измученная душа, которая скачет от одного приступа вдохновения к другому, а в промежутке занимается саморазрушением. Но многие весьма креативные люди гораздо более дисциплинированы. Они относятся к творчеству как к работе и занимаются им систематически.

Классический пример — плодовитый писатель Стивен Кинг. Он, конечно, подходит под стереотип этой измученной души. Но как раз он часто рассказывает о роли распорядка в своей работе. Он пишет каждое утро и отмечает, что такая дисциплина для творчества столь же важна, как правильный распорядок сна. Ждать музу бессмысленно — нужно усердно работать, прежде чем она появится.

3. Они понимают, что важно абсолютно все

Я больше всего не люблю, когда студенты спрашивают меня: «А будет ли это на экзамене?» Я всегда отвечаю: «Да, но не обязательно это будет мой экзамен». Дело в том, что никогда не знаешь, откуда может поступить хорошая идея. Увлекательно читать о том, как появлялись на свет оригинальные идеи, но ясно это становится лишь в ретроспективе.

К примеру, Джеймс Дайсон набрел на идею безмешкового пылесоса, вспомнив о промышленных двигателях, которые очищают воздух на лесопилках. Когда любопытство Дайсона побудило его узнать побольше о лесопилках, он не мог знать, что именно это знание поможет ему создать компанию с многомиллионными оборотами.

Рецепт креативности — это гнаться за знанием, не понимая, пригодится ли оно в будущем. Люди слишком часто думают, что могут заранее определить, что им нужно понимать, а что не нужно. Нет, творческие люди формируют свои знания таким образом, чтобы быть готовыми к возможностям, которые откроются лишь в будущем.

4. Они учитывают момент

По-настоящему успешные творческие предприятия — это продукты, которые хорошо вписываются в свое время. То есть творческому человеку важно понимать не только технические аспекты своего ремесла, но и тот контекст, в котором они делают свою работу.

Великий джазовый трубач Майлз Дэвис начинал в эру би-бопа. В конце 1940-х он начал выступать против стиля игры, принятого в эту эпоху, но лишь в конце 1950-х мир стал готов к тому звуку, что главенствовал на его альбомах Birth Of The Cool (выпущенном гораздо позже того момента, когда он был записан) и Kind Of Blue, оказавших огромное влияние как на слушателей, так и на других музыкантов.

К концу 1960-х Дэвис был снова готов выступить против сложившегося музыкального контекста со своим ранним альбомом в стиле фьюжн Bitches Brew. Успех этих работ объяснялся тем, что их автор понимал систему, в которой они записываются и прослушиваются.

Стив Джобс тоже был мастером в понимании этой системы. iPod был не первым MP3-плеером на рынке. Джобс очень глубоко размышлял о пользователях и о ситуациях, в которых iPod будет использоваться. Внимание к контексту привело к параллельной разработке iTunes, которые и сделали iPod столь самоценным устройством.

5. Они знают, когда нужно сдаваться

Наконец, когда изучаешь истории креативности, легко поддаться искушению и объявить о настойчивости и упорстве творческих людей. Джеймс Дайсон не только вдохновлялся самыми разными источниками, но и годами работал над прототипом оригинального пылесоса Dyson.

Но есть опасность в представлении, что творческие люди цепляются за каждую идею, стараясь довести ее до конца. У экономистов есть концепция безвозвратных издержек — это время, энергия и деньги, которые уже вложены в проект. Правильное решение — это такое, которое не слишком опирается на эти безвозвратные издержки. Даже если вы и потратили на проект много времени и денег, это не значит, что вы потратите время впустую, прекратив этот проект. Проекты нужно оценивать, исходя из того, каковы шансы на их успех, если вы продолжите инвестировать в них свои усилия, невзирая на то, сколько вы в них уже вложили.

Читайте также:  Порядок возмещения НДС при экспорте

Ричард Нисбетт и его коллеги изучали успешных креативных личностей (например, ученых, которые работают на передовом крае своих дисциплин). В долгосрочной перспективе самыми успешными оказываются те, кто готов отбросить не приносящие успеха проекты, даже когда они вложили в них значительные усилия. То есть творческая успешность — это еще и понимание, когда пора капитулировать.

Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.

Полезная статья? Подпишитесь на наш канал в Дзене и следите за лучшими обновлениями и обсуждениями на “Идеономике”

Как развить в себе креативность? 5 простых шагов, которые сможет выполнить каждый

Инструкция от Школы креативного мышления ИКРА

Кре­а­тив­ность — не врож­ден­ная ин­тел­лек­ту­аль­ная спо­соб­ность, ей мож­но (и нуж­но!) учить­ся. Спе­ци­аль­но для «Цеха» ос­но­ва­тель шко­лы ИКРА Ва­си­лий Ле­бе­дев со­ста­вил по­дроб­ную ин­струк­ция о том, что де­лать, что­бы на­учить­ся си­стем­но и быст­ро при­ду­мы­вать по­лез­ные кре­а­тив­ные идеи. Для тех, кто хо­чет глуб­же по­гру­зить­ся в эту тему, в ма­те­ри­а­ле так­же есть спи­сок по­лез­ных книг.

Кре­а­тив­ность — не аб­стракт­ная еди­ни­ца. Её мож­но раз­ви­вать, про­ка­чи­вая кон­крет­ные па­ра­мет­ры. Но преж­де чем мы к ним пе­рей­дём, опре­де­лим­ся с по­ня­ти­ем. Кре­а­тив­ность — это спо­соб­ность со­зда­вать но­вые под­хо­ды к ре­ше­нию за­дач, ге­не­ри­ро­вать боль­шое ко­ли­че­ство ори­ги­наль­ных идей и вы­ра­жать их в прак­ти­че­ских раз­ра­бот­ках.

Необ­хо­ди­мость со­зда­вать что-то ори­ги­наль­ное встре­ча­ет­ся не толь­ко в твор­че­ских про­фес­си­ях. В сре­де биз­не­са кре­а­тив­ность про­яв­ля­ет­ся как спо­соб­ность уви­деть ори­ги­наль­ную идею и мо­не­ти­зи­ро­вать её. В об­ра­зо­ва­нии — спо­соб­ность не про­сто пре­по­дать зна­ния, но соз­дать увле­ка­тель­ный урок. В на­у­ке и тех­ни­ке — от­кры­тие или пе­ре­и­зоб­ре­те­ние про­цес­сов и объ­ек­тов.

При­мер: В на­у­ке па­ра­диг­му ме­ня­ют кре­а­тив­но мыс­ля­щие уче­ные. Эйн­штейн, не из­ме­няя пра­ви­лам на­уч­но­го мыш­ле­ния, по­смот­рел на про­бле­му под но­вым уг­лом. До него счи­та­ли, что кон­стан­та — ско­рость вре­ме­ни. Он же пред­по­ло­жил, что кон­стан­та — ско­рость све­та. По­ста­вив во­прос па­ра­док­саль­ным об­ра­зом («А что, если всё на­обо­рот?»), он из­ме­нил па­ра­диг­му мыш­ле­ния. И с тех пор весь мир пе­ре­шёл с нью­то­нов­ской фи­зи­ки на фи­зи­ку эйн­штей­нов­скую.

При­ми­те тот факт, что все люди кре­а­тив­ны. Это во­все не аб­стракт­ная фра­за, а де­ся­ти­лет­ний опыт ра­бо­ты ИКРЫ с людь­ми со­вер­шен­но раз­ных про­фес­сий, от пен­си­о­не­ров-мил­ли­ар­де­ров до ра­бот­ни­ков за­во­да, от су­ро­вой служ­бы без­опас­но­сти бан­ка до ди­рек­то­ра род­до­ма Но­риль­ска. Но у каж­до­го че­ло­ве­ка раз­ви­ты раз­ные со­став­ля­ю­щие кре­а­тив­но­сти. И что­бы опре­де­лить­ся, что же раз­ви­вать имен­но вам, по­про­бу­ем это осо­знать.

Шаг 1. Осо­зна­ние

Нач­нём с ма­лень­ко­го упраж­не­ния.

За­се­ки­те 3 ми­ну­ты. Вспом­ни­те 5 си­ту­а­ций, где вам нуж­но было при­ду­мать что-то но­вое и вы не зна­ли, с чего на­чать. Это мо­жет быть лю­бой про­цесс, даже са­мый бы­то­вой: от того, чем за­ме­нить недо­ста­ю­щий ин­гре­ди­ент в ре­цеп­те, до по­дар­ка дру­гу.

Те­перь за­пи­ши­те эти си­ту­а­ции на лист и чи­тай­те даль­ше. Прак­ти­ка на­пи­са­ния очень важ­на для раз­ви­тия кре­а­тив­но­сти. А впе­ре­ди упраж­не­ния для ра­бо­ты с ва­ши­ми при­ме­ра­ми!

Шаг 2. Ди­а­гно­сти­ка

Вер­нём­ся к со­став­ным ча­стям кре­а­тив­но­сти. Вы по­ня­ли, для чего имен­но хо­ти­те мыс­лить ори­ги­наль­но. С чего на­чать раз­ви­тие?

Аме­ри­кан­ский пси­хо­лог Элис Пол Тор­ренс за­ни­мал­ся изу­че­ни­ем твор­че­ских спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка, их раз­ви­ти­ем и оцен­кой. Сле­дуя его тео­рии, мы вы­де­ля­ем три ба­зо­вых кри­те­рия, по ко­то­рым мож­но про­ве­сти са­мо­оцен­ку и на­чать раз­ви­вать кре­а­тив­ность. Это бег­лость, гиб­кость и ори­ги­наль­ность.

Для того, что­бы оце­нить у себя эти кри­те­рии, за­се­ки­те 10 ми­нут и за­пи­ши­те столь­ко при­ме­не­ний для бе­ло­го ли­ста А4, сколь­ко успе­е­те (или лю­бо­го дру­го­го пред­ме­та, к при­ме­ру, де­ре­вян­ной ли­ней­ки).

Бег­лость — это ко­ли­че­ство идей, при­ду­ман­ных за еди­ни­цу вре­ме­ни, то есть за эти 10 ми­нут. Из­ме­ря­ет­ся в шту­ках. Чем боль­ше идей по­лу­чи­лось, тем луч­ше раз­ви­та бег­лость.

Гиб­кость — это сег­мен­та­ция идей по груп­пам. То есть, если вы пред­ло­жи­ли ис­поль­зо­вать бе­лый лист как кон­верт и как са­мо­лё­тик, — вы за­тра­ги­ва­е­те раз­ные свой­ства ли­ста (спо­соб­ность скры­вать объ­ек­ты и спо­соб­ность пре­вра­щать­ся с ори­га­ми). А если в пе­ре­чис­ле­ни­ях есть са­мо­лё­тик и ко­раб­лик, то это одно свой­ство (ори­га­ми), а зна­чит — одна груп­па. Чем боль­ше групп, тем луч­ше раз­ви­та гиб­кость.

Ори­ги­наль­ность — спо­соб­ность при­ду­мы­вать нестан­дарт­ные идеи. То есть сколь­ко нети­пич­ных и неожи­дан­ных идей при­ме­не­ния ли­ста у вас по­лу­чи­лось. Чем боль­ше та­ких идей, тем креп­че ваша ори­ги­наль­ность.

Ко­неч­но, тест Тор­рен­са зна­чи­тель­но слож­нее. В нём есть и дру­гие кри­те­рии, кро­ме этих трёх. Но что­бы сфо­ку­си­ро­вать­ся и по­нять прин­цип, мы по­упраж­ня­ем­ся на этой базе.

Шаг 3. Ин­стру­мен­ты

Упраж­не­ния для раз­ви­тия кре­а­тив­но­сти мож­но сме­ло про­бо­вать без до­пол­ни­тель­ных зна­ний. Они про­стые, ино­гда даже слиш­ком, и нуж­ны боль­ше для того, что­бы раз­бу­дить ваш твор­че­ский по­тен­ци­ал. Каж­дое из ука­зан­ных пред­ло­же­ний вы мо­же­те тут же по­про­бо­вать на сво­ём ли­сте.

Как про­ка­чи­вать бег­лость? Для бег­ло­сти надо прак­ти­ко­вать кво­ту идей — еже­днев­но в те­че­ние двух-трех ме­ся­цев, для фор­ми­ро­ва­ния устой­чи­вой при­выч­ки. Что­бы на­вык был осмыс­лен­ным, при­ду­мы­вай­те идеи для за­да­чи, с ко­то­рой ра­бо­та­е­те се­го­дня или ко­то­рая вас бес­по­ко­ит. Иде­аль­но под­хо­дят за­да­чи, ко­то­рые вы ре­ша­е­те на ра­бо­те или в лич­ной жиз­ни. Опре­де­ли­те для себя кво­ту от 50 до 100 идей в день, так вы смо­же­те по­чув­ство­вать «суть» это­го упраж­не­ния. В ка­кой-то мо­мент бу­дет труд­но, но не сда­вай­тесь!

Как про­ка­чи­вать гиб­кость? Тут по­мо­жет упраж­не­ние «Ас­со­ци­а­тив­ная мат­ри­ца». Для на­ча­ла опре­де­ли­те клю­че­вое сло­во для по­ис­ка идей. Оно долж­но быть свя­за­но с ак­ту­аль­ной для вас за­да­чей (к при­ме­ру, «за­бо­та»). Даль­ше возь­ми­те за­пол­нен­ный ва­ри­ант мат­ри­цы. В каж­дой ко­лон­ке мы опре­де­ли­ли ка­кое-то свой­ство (раз­ме­ры, вре­мя, внеш­ний вид, ма­те­ри­ал и тд.) и при­ве­ли при­ме­ры слов, от­но­ся­щих­ся к это­му свой­ству (но не к сло­ву «за­бо­та»).

Ком­би­ни­руя ваше клю­че­вое сло­во с каж­дым сло­вом в ко­лон­ке, за­пи­ши­те идею, ко­то­рая воз­ни­ка­ет на сты­ке этих двух слов. На одну пару слов мо­жет быть боль­ше од­но­го от­ве­та. Не стес­няй­тесь, пи­ши­те. В ито­ге, при ра­бо­те с мат­ри­цей 5 на 5 у вас по­лу­чит­ся ми­ни­мум 25 со­вер­шен­но раз­ных идей, сгруп­пи­ро­ван­ных во­круг пяти ос­нов­ных кри­те­ри­ев в таб­ли­це. Кста­ти, таб­ли­цу мож­но при­ду­мать свою, со сво­и­ми кри­те­ри­я­ми и сло­ва­ми.

Как про­ка­чи­вать ори­ги­наль­ность? Иде­аль­ное упраж­не­ние для раз­ви­тия ори­ги­наль­но­сти — лист с кру­жоч­ка­ми или кре­сти­ка­ми. Надо за­пол­нить его, что­бы каж­дый кру­жо­чек или кре­стик не по­вто­рял дру­гие.

Боль­ше ин­стру­мен­тов и упраж­не­ний мож­но най­ти в кни­гах «Путь ху­дож­ни­ка» Джу­лии Кэме­рон, «De­sign­work­out» (First Sea­son и Sec­ond Sea­son) Дмит­рия Бар­ба­не­ля, а в на­ча­ле 2020 года вый­дет кни­га Ве­та­са Раз­но­сто­рон­не­го, по мо­ти­вам чел­лен­джа «10 идей в день».

Шаг 4. Ме­то­до­ло­гии

Если ин­стру­мен­та­ми мож­но за­ни­мать­ся в по­все­днев­ной жиз­ни и без спе­ци­аль­ных си­стем­ных зна­ний, то ме­то­до­ло­гии — это как раз до­пол­ни­тель­ные зна­ния и сле­ду­ю­щий уро­вень про­кач­ки кре­а­тив­но­сти. Они по­лез­ны для це­ле­на­прав­лен­ной де­я­тель­но­сти, по­мо­га­ют си­сте­ма­ти­зи­ро­вать про­цесс твор­че­ско­го мыш­ле­ния и впо­след­ствии раз­ра­ба­ты­вать прак­ти­че­ское ре­ше­ние для лю­бой за­да­чи.

ТРИЗ — тео­рия ре­ше­ния изоб­ре­та­тель­ских за­дач, раз­ра­бо­тан­ная в СССР Ген­ри­хом Альт­шул­ле­ром. Изоб­ре­та­тель­ская за­да­ча — это та­кая за­да­ча, для ре­ше­ния ко­то­рой необ­хо­ди­мо по­нять ко­рень про­бле­мы и устра­нить его. При­мер при­ме­не­ния ме­то­до­ло­гии — оп­ти­ми­за­ция си­сте­мы. Со­зда­ние ре­ше­ния с иде­аль­ным ко­неч­ным ре­зуль­та­том, где си­сте­мы нет, а функ­ция вы­пол­ня­ет­ся. К при­ме­ру, ре­сто­ра­на нет, а че­ло­век сыт — сер­вис до­став­ки еды.

Ла­те­раль­ное мыш­ле­ние — это кре­а­тив­ная ме­то­до­ло­гия Эд­вар­да де Боно про про­во­ка­ци­он­ное мыш­ле­ние. Она раз­ры­ва­ет мыс­ли­тель­ные пат­тер­ны и по­мо­га­ет на­хо­дить но­вые, неоче­вид­ные, про­во­ка­ци­он­ные идеи. Со­ве­ту­ем при­ме­нять, ко­гда сто­ит цель при­ду­мать как мож­но боль­ше со­вер­шен­но раз­ных по ка­че­ству и сте­пе­ни ре­а­ли­за­ции идей.

CRAFT (Cre­ative Al­go­rithm Frame­work & Tools) — кре­а­тив­ная ме­то­до­ло­гия Ва­си­лия Ле­бе­де­ва, ко­то­рая по­мо­га­ет со­зда­вать но­вые фор­мы от­но­ше­ний. Боль­ше все­го по­лез­ная там, где про­цесс при­ду­мы­ва­ния пред­став­ля­ет со­бой ком­му­ни­ка­цию. По­мо­жет при со­зда­нии ме­ро­при­я­тий, брен­да, кон­цеп­ции, кур­сов и тд.

Ди­зайн-мыш­ле­ние — ме­то­до­ло­гия, ос­но­ван­ная на эм­па­тии. Прак­ти­ка быст­рых и по­лез­ных дей­ствий для со­зда­ния дей­стви­тель­но нуж­ных лю­дям про­дук­тов и сер­ви­сов. К при­ме­ру, при­ду­мать ре­ше­ние, что­бы де­тям было не страш­но про­хо­дить МРТ — пре­вра­тить этот про­цесс в по­иск со­кро­вищ и офор­мить ко­ри­до­ры и ка­би­нет боль­ни­цы в те­ма­ти­ке пи­рат­ской ис­то­рии.

А ещё с по­мо­щью ла­те­раль­но­го мыш­ле­ния и CRAFT мож­но, к при­ме­ру, до­пи­сать пес­ню до кон­ца. Син­тез этих че­ты­рёх ме­то­до­ло­гий — по­пу­ляр­ное яв­ле­ние, и мы в ИКРЕ учим, как мож­но их друг дру­гом до­пол­нять.

Шаг 5. Под­держ­ка ре­зуль­та­тов

По­сле того, как вы узна­ли, ка­ки­ми имен­но упраж­не­ни­я­ми мож­но раз­ви­вать кре­а­тив­ность, важ­но сфор­ми­ро­вать при­выч­ки. Как это де­лать?

  • Нач­ни­те с ма­ло­го. Внед­ряй­те про­стые при­выч­ки в си­ту­а­цию, в ко­то­рой вы жи­вё­те.
  • Узна­вай­те но­вое. На­при­мер, нач­ни­те с книг:
  • Прак­ти­куй­тесь. Ставь­те себя в си­ту­а­ции, где невоз­мож­но не рас­ка­чи­вать кре­а­тив­ность.
  • Де­лай­те это каж­дый день. По­сто­ян­ная прак­ти­ка по­сте­пен­но фор­ми­ру­ет при­выч­ку.
  • Об­щай­тесь с еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми. Бла­го­да­ря это­му вы смо­же­те под­твер­ждать и обо­га­щать свой опыт. На ста­дии фор­ми­ро­ва­ния при­выч­ки об­ще­ние очень важ­но. Это мо­гут быть чаты по ин­те­ре­сам (к при­ме­ру, Креа­чат), где люди без при­вяз­ки к шко­лам или ком­па­ни­ям при­хо­дят и об­ща­ют­ся на са­мые раз­ные темы, но в кон­тек­сте кре­а­тив­но­сти. Так­же это мо­жет быть об­ще­ние с мен­то­ром, ко­то­рый сле­дит за ва­шим успе­ха­ми и смот­рит со сто­ро­ны.
  • При­ме­няй­те на­вы­ки в жиз­ни. Так вы по­лу­чи­те ощу­ще­ние поль­зы от от­кры­тий ин­стру­мен­тов для твор­че­ства. И смо­же­те при­ду­мы­вать и по­дар­ки, и ин­гре­ди­ен­ты для ре­цеп­тов, и то, что с пер­во­го шага было вы­пи­са­но на ва­шем ли­сте.
Оцените статью
Добавить комментарий