Конфликты в межличностных отношениях, их причины и особенности. Межличностные конфликты: как зарождаются и протекают, примеры

Содержание

Конфликты в межличностных отношениях, их причины и особенности. Межличностные конфликты: как зарождаются и протекают, примеры

Межличностный конфликт – что это такое, причины, примеры, основные виды

Одним из самых распространенных типов конфронтации в обществе является межличностный конфликт. Он имеет разные формы проявления и причины возникновения. Каждое противостояние можно разделить на определение стадии, для которых есть свои пути разрешения.

Что такое межличностный конфликт?

Изучением различных противостояний занимается особая наука – конфликтология. В ней существует четкое определение, что межличностный конфликт – это открытое противоречие между двумя и более индивидами, возникающее в процессе взаимодействия в различных сферах жизни общества: экономической, политической, социокультурной и других. Такая конфронтация появляеся, когда люди начинают воспринимать сложившуюся ситуацию как проблему с психологическим подтекстом.

Что характерно для межличностных конфликтов?

Для такого рода конфронтации между людьми свойственны следующие черты:

  1. Участие двух и более индивидов.
  2. Открытое столкновение участников межличностного конфликта в реальной единице времени.
  3. Отличающиеся личные мнения, взгляды и суждения в отношении определенной проблемы или ситуации, интересы отдельных групп и объединений, которые и нарушают нормальное взаимодействие сторон.
  4. Одна из сторон в результате столкновения интересов действует в ущерб другой. Второй участник предпринимает активные ответные действия.
  5. Полное разрешение конфликта возможно только при поиске компромисса, который устроит всех участников взаимодействия. Победа одной из сторон не исчерпает конфликт.

Причины межличностных конфликтов

В обществе ежедневно разгораются миллионы межличностных конфликтов не существует человека, который хоть раз бы в них не участвовал. Если индивид не является зачинщиком противостояния, то он может быть втянут в него даже против своей воли. Этому способствуют разнообразные причины возникновения межличностных конфликтов, которые условно можно разделить на пять групп:

  1. Информационные причины, в основе которых лежит неприемлемая для одной из сторон информация. Это могут быть неполные и неточные факты, слухи, дезинформация, обнародование нежелательных или конфиденциальных сообщений, неверная интерпретация или спорные вопросы в существующих законах или правилах.
  2. Противостояние между людьми нередко возникает на фоне поведенческих факторов. Грубость, агрессия или эгоизм одной из сторон.
  3. Неудовлетворенность взаимоотношениями сторон. Это может быть как недовольство сложившимся взаимодействием, так и предложением по его развитию или продолжению.
  4. Ценностные причины. Сюда можно отнести те личные установки и верования, которые принимаются одной стороной, но отвергаются другой.
  5. Структурные факторы или стабильные обстоятельства которые существуют вне зависимости от воли конкретного индивида, то есть те, которые он не может изменить. Система управления государством или правосудия, пол, возраст и прочее.

Примеры межличностных конфликтов

Профессионалы утверждают, что межличностный конфликт в психологии – это неотъемлемая часть жизни в человеческом обществе. Его вызывает большое количество причин, указанных выше. От чего и примеры в реальной жизни можно найти повсюду:

  1. Начальник дает интервью в местную газету о деятельности своей фирмы. После выхода номера он понимает, что многие факты искажены журналистом. Стороны встречаются и сотрудник редакции отказывается выпускать опровержение, ссылаясь на свои записи интервью.
  2. Студенты одной комнаты общежития спорят о том, кому проводить уборку. Один считает, что все должны убираться по очереди, другой же уверен, что чаще пусть наводит порядок тот, кто больше всех мусорит.
  3. Муж с женой не могут найти общий язык в вопросе воспитания сына. Межличностный конфликт разгорается тогда, когда дошкольник отказывается сам одеваться, прося сделать это родителей. Отец запрещает матери одевать сына, но та все равно помогает ребенку.

Виды межличностных конфликтов

Большое количество характеристик одного и того же процесса позволяют классифицировать межличностный конфликт по самым разным критериям. По направленности он может быть:

  1. Горизонтальным, когда у участников равные права.
  2. Вертикальным, когда одна из сторон находится в подчинении.
  3. Смешанным. Такие противоречия часто возникают в организациях.

По значению бывают:

  • конструктивные или созидательные;
  • деструктивные или разрушительные.

Типы межличностных конфликтов делятся по продолжительности на:

  1. Ситуативные противоречия.
  2. Пролонгированные разногласия.

Конструктивный конфликт

Под понятием конструктивного конфликта значится взаимодействие, которое в конечном итоге приводит к выходу отношений на качественно более высокий уровень. Он возможен тогда, когда стороны:

  1. Придерживаются рамок этики и деловых отношений.
  2. Внимательно относятся к аргументам оппонента.
  3. Стремятся разрешить ситуацию, а не победить любой ценой.

Специфика конструктивного межличностного конфликта состоит в том, что:

  1. Благодаря такому противостоянию стороны осознают, что возникшие противоречия являются неблагополучным симптомом выстраивания отношений.
  2. В процессе конфликта выявляются важные разногласия, преодоление которых выводит взаимодействие на новый, более высокий уровень.
  3. При грамотном разрешении противоречия убираются факторы разногласий, налаживается взаимопонимание и сотрудничество сторон.

Деструктивный конфликт

Нередко конфликты в межличностных отношениях носят и деструктивный или разрушительный характер. То есть один из участников безапелляционно и жестко настаивает на своей правоте, не принимая позицию второго. Такой индивид нередко прибегает к осуждающим методом борьбы, стремится выиграть в конфликте любой ценой. При таком подходе трудно говорить о правильном разрешении и выходе на новый уровень взаимодействия.

Возможные последствия такого общения:

  1. Разрушение или значительное ухудшение устоявшихся отношений.
  2. Чувство обиды, неудовлетворенности, гнева или раздражения одного или всех оппонентов.
  3. Низкая результативность дальнейшей совместной деятельности.

Особенности межличностных конфликтов

Отличить межличностный конфликт от других видов противоречий можно по следующим характерным особенностям:

  1. Понятие межличностного конфликта применимо к непосредственному взаимодействию двух или более индивидов на основе столкновения или личных мотивов.
  2. Различные формы межличностного конфликта могут возникать из-за всего спектра известных причин от частных к общим.
  3. Такое противостояние считается своеобразной проверкой характера, темперамента, воли и других индивидуальных психических особенностей.
  4. Такая форма коммуникации отличается высокой эмоциональностью и охватом всех сфер отношений.
  5. Конфликты могут затрагивать интересы не только противоборствующих сторон, но и их окружение.

Стадии развития межличностного конфликта

При любом как конструктивном, так и деструктивном противостоянии, наблюдается конкретная определенная структура межличностного конфликта. Она состоит из следующих стадий:

  1. Предконфликтная, то есть положение дел накануне.
  2. Завязка или инцидент. Это первое столкновение сторон по возникшему удобному поводу.
  3. Нарастание или эскалация конфликта. Она состоит из серии действий и ответных мер сторон.
  4. Кульминация или наивысшая точка накала страстей во взаимодействии. Она приводит к тому, что стороны осознают бессмысленность проведения враждебных действий и необходимость поиска пути выхода из сложившейся ситуации.
  5. Завершение. Может быть благодаря поиску сторонами решения кризиса или иным причинам.
  6. Постконфликт.

Поведение в межличностном конфликте

Во время активной стадии противостояния оппоненты могут выбирать приемлемые для себя способы поведения в межличностном конфликте. Это может быть:

  1. Насилие. Более слабая сторона в эмоциональном или физическом плане подчиняется оппоненту, который сильнее ее.
  2. Разъединение. Стороны прекращают общение и конфликт угасает до следующего столкновения.
  3. Переговоры и примирение. Это может быть как аргументированное принятие обоюдного решения, так и прекращение действий против оппонента всеми участниками. Тогда говорят о том, что противостояние самостоятельно утихает.
  4. Привлечение третьей независимой стороны для выхода конфликта на новый уровень.

Способы разрешения межличностных конфликтов

Решение любого конфликта возможно благодаря одной из следующих стратегий участников:

  1. Уклонение и избегание. Способ предполагает отсутствие как уступок, так и настойчивости на своей правоте. Не помогает качественно разрешить ситуацию.
  2. Агрессивные межличностные методы разрешения конфликтов – это принуждение и противоборство. При их использовании побежденная сторона будет испытывать недовольство после затихания конфликта.
  3. Сглаживание и уступчивость. В такой ситуации партнерам важно сохранить имеющиеся отношения в ущерб реальному решению проблемы.
  4. Компромисс или сотрудничество. Это самый оптимальный вариант взаимодействия, при котором стороны пытаются найти пути выхода благодаря взаимным уступкам.
  5. Решение проблемы – идеальный сценарий, не предполагающий жертв со стороны всех участников. В реальной жизни встречается редко.

Конфликты в межличностных отношениях, их причины и особенности. Межличностные конфликты: как зарождаются и протекают, примеры

Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в самых различных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т. д.). «Чаще всего он возникает из-за дефицита каких то ресурсов, например, наличия одной престижной вакансии при нескольких кандидатах на нее».

«Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу».

Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнера или оппонента. Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, сформировавшаяся у одного оппонента по отношению к другому. Установка представляет собой готовность, предрасположенность субъекта действовать определенным образом. Это определенная направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Она формируется под воздействием слухов, мнений, суждений о данном индивиде (группе, явлении и др.).

Взаимодействуя с другими людьми, человек защищает прежде всего свои личные интересы, и это нормально. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствия достижению целей. И от того, насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка.

Индивиды сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои личные интересы. Они могут также представлять интересы отдельных групп, институтов, организаций, трудовых коллективов, общества в целом. В таких межличностных конфликтах накал борьбы и возможности нахождения компромиссов во многом определяются конфликтными установками тех социальных групп, представителями которых являются оппоненты.

«Все межличностные конфликты, возникающие из-за столкновения целей и интересов, можно условно разделить на три основных вида.
Первый — предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов одного оппонента может быть достигнута только за счет ущемления интересов другого.
Второй — затрагивает лишь форму отношений между людьми, но при этом не ущемляет, их духовных, моральных и материальных потребностей и интересов.
Третий — представляет собой мнимые противоречия, которые могут быть спровоцированы либо ложной (искаженной) информацией, либо неверной интерпретацией событий и фактов» .

«Межличностные конфликты можно также разделить на следующие виды:

  • соперничество — стремление к доминированию;
  • спор — разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем;
  • дискуссия — обсуждение спорного вопроса» .

Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.

К конструктивным функциям относят:

  • познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);
  • функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);
  • инструментальную (конфликт выступает как инструмент раз¬решения противоречий);
  • перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

Деструктивные функции конфликта связаны с

  • разрушением существующей совместной деятельности;
  • ухудшением или развалом отношений;
  • негативным самочувствием участников;
  • низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

Эта сторона конфликта вызывает у людей негативное отношение к ним, и они стараются их избегать.

При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются. По этому вопросу в литературе имеется самый широкий диапазон представлений.
А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов в учебнике «Конфликтология» дают детально разработанную таблицу основных периодов и этапов динамики конфликта . В зависимости от степени напряженности отношений они выделяют дифференцирующую и интегрирующую части конфликта. Сам конфликт состоит из трех периодов:

  1. предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);
  2. конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);
  3. послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).
Читайте также:  Что такое инвестиции в основной капитал? Структура инвестиций в основной капитал

Для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом.

В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта.
К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.
Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов. Например, муж или жена претендуют на единоличное распоряжение семейным бюджетом. В таком случае объектом разногласий может стать семейный бюджет, если противная сторона сочтет свои права ущемленными. Предметом конфликта в такой ситуации служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы мужа и жены. В приведенном случае предметом будет выступать стремление супругов к овладению правом распоряжаться семейным бюджетом, т.е. проблема овладения объектом, те претензии, которые субъекты предъявляют друг другу.

Всякий межличностный конфликт в конце концов имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъектов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной.

Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.

  1. Противоборство — характерно настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.
  2. Уклонение — связано с попыткой уйти от конфликта, не при¬давать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.
  3. Приспособление — предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.
  4. Компромисс — требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.
  5. Сотрудничество — предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эга позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них.
  6. Ассертивное поведение (от англ. assert — утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность — это внимательное отношение как к себе, так и к партнеру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее. При этом наибольшая эффективность достигается при взаимодействии одного ассертивного человека с другим таким же человеком.

Все названные стили поведения могут быть как спонтанными, так и сознательно используемыми для достижения желаемых результатов при разрешении межличностных конфликтов. Решающее влияние на выбор модели поведения в межличностном конфликте оказывает сама личность – её потребности, установки, привычки, образ мышления, стиль поведения, её прошлый опыт решения проблем и поведения в конфликте. Существенную роль нередко играют и её внутренние духовные противоречия, поиски и метания.

«В межличностном конфликте выделяют эмоциональную основ у его развития и попыток его разрешения. По Дэна, к межличностному относятся конфликтные отношения между двумя взаимозависимыми людьми, при которых один из них или оба чувствуют гнев в отношении другого и считают, что именно другой виноват. Бойко подчеркивает, что с точки зрения состояния межличностных отношений конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровне».

Используемая литература.

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999.- 591 стр.
  2. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. Учебное пособие. – М.: М3 Пресс, 2001. – 182 стр.
  3. Зайцев А.К. Социальный конфликт. М.: Academia, 2000. – 464 стр.
  4. Козырев Г.И. Конфликтология. Межличностные конфликты. //Социально-гуманитарные знания /№ 3, 1999.
  5. Ратников В.П., Голубь В.Ф. Лушакова Г.С. и др. Конфликтология: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 512 стр.

Реферативный обзор подготовил Тимур Водовозов

Межличностные конфликты: примеры и методы профилактики

Мы живем в обществе, поэтому распространенное явление, встречающееся практически каждый день, это конфликт.

Конфликт, который предполагает как минимум двух участников является межличностным. Примеры и способы решения межличностных конфликтов рассмотрим в статье.

Каковы плюсы и минусы конфликта? Узнайте об этом из нашей статьи.

Психология и понятие

Что такое межличностный конфликт?

​Межличностный конфликт представляет собой конфликт между отдельными личностями в ходе их психологического или социального взаимодействия.

Обычно в ходе таких конфликтов происходит обмен обвинениями.

В ходе межличностного конфликта стороны снимают с себя всю вину, перекладывая ответственность на партнера, с которым происходит конфликт.

Это не решает ситуацию, так как обвинение само по себе разжигает конфликт, и он разгорается с еще большей силой.

Примеры из истории, из литературы, из жизни

Межличностные конфликты преследуют человечество с его истоков. Еще в Библии рассказывается про двух братьев Каина и Авеля. Каин завидовал брату и убил его.

  1. История знает немало примеров. Начиная от конфликтов на бытовой почве среди простых людей, заканчивая различными представлениями о будущем государства среди руководителей. В истории известен конфликт Ивана Грозного с сыном, в ходе которого царь убил своего отпрыска.
  2. В литературе часто повествование строится на конфликте двух сторон. В русской классической литературе известен конфликт Онегина с Ленским, в ходе которого один убивает другого. В повести Пушкина “Гробовщик” происходит конфликт между группой ремесленников и гробовщиком, над которым смеются из-за рода его деятельности. Конфликт есть и у Тургенева в романе “Отцы и дети”, где происходит столкновение старых установок одного поколения с более новаторскими взглядами другого.
  3. В жизни межличностные конфликты встречаются повсюду, начиная с детского сада. Можно вступить в перепалку в общественном транспорте, участвовать в конфликте с коллегой на работе.

Многие могут вспомнить, как не могли поладить с одноклассником или учителем, от этого не застрахован никто.

Причины возникновения

Чаще всего причиной межличностных конфликтов является пересечение интересов одного индивида с интересами другого. Наиболее распространенная ситуация: одному человеку в автобусе жарко, он пытается открыть окно, но другому ветер из окна сильно дует, и происходит конфликт между личностями.

Конечно, можно сразу пресечь эту ситуацию, если бы люди могли слушать друг друга и идти на компромисс. К примеру, попросить кого-нибудь пересесть, все сделать спокойно без взаимных обвинений.

К сожалению, довольно трудно признать себя виноватым, легче всего обвинять кого-то.

Люди часто конфликтуют из-за ресурсов, когда не хватает на всех.

Когда люди оказываются в тяжелых условиях (недостаток ресурсов для жизни), они могут опуститься до уровня дикарей.

В повседневной среде недостаток чего-либо тоже часто проявляется. К примеру, на престижной работе существует конкурс в несколько человек на место. Очень вероятно, что возникнет конфликт на этой почве.

Также причиной конфликта становится человеческая нетерпимость: к чужому мнению (даже если оно лично никого не касается), внешнему виду или поведению. Один человек может быть достаточно активным в общении, другим людям это неприемлемо.

Различия в культурных ценностях тоже провоцируют конфликты. Особенно часто это встречается в семьях, где ценности одного поколения расходятся с ценностями другого.

На работе часто люди конфликтуют из-за различия в положении в обществе. Начальник может приказать выполнять то, что по мнению работника, является неправильным.

Если у двух работников разные представления о цели коллектива, будет конфликт на бытовой почве, ведь каждый видит свой путь к цели.

О причинах возникновения межличностных конфликтов в этом видео:

О типах темперамента и их психологической характеристике читайте здесь.

Классификация: типы и виды

Могут выделять мотивационные конфликты, которые затрагивают планы участников.

К примеру, в семье различные взгляды на воспитание ребенка, на его будущее, муж или жена против того, как супруг расходует деньги.

Начальник, к примеру, может отменить отпуск работника, переведя его на другой срок. Если интересы несовместимы, то это может привести к драматическому развитию.

Договориться становится трудно, к примеру, если в семье один телевизор, по одному каналу идет любимый сериал жены, а по другому идет решающий матч любимой команды мужа. Совместить интересы становится невозможно, и если конфликт будет происходить часто, то брак распадется.

Существуют когнитивные конфликты, когда у двух участников диаметрально противоположная система ценностей. Система ценностей отражает то, что для человека является наиболее важным на данный момент.

Если речь идет о работе, то человек решает будет ли его труд только источником денег или же путем к самореализации.

Когнитивный конфликт может возникнуть, если у супругов разные представления о целях семьи. Во всю систему ценностей входят все те установки, которые являются наиболее важными (к примеру, философские и религиозные).

Конечно, не обязательно, что люди будут конфликтовать, если у них разные ценности.

Но конфликт обязательно случится, если один из индивидов будет посягать на ценности другого, сомневаться в их важности.

Если у двух людей противоположный взгляд на вещи, то не исключено, что при попытке изменить другого человека будет происходить конфликты. Это относится и к тем ситуациям, когда люди склонны перевоспитывать уже взрослых людей, менять их взгляды и привычки.

Ролевой конфликт возникает, когда одна или обе стороны конфликта пренебрегают правилами поведения и общения. Это может быть нарушение этикета (хоть никто о нем и не говорит, но это само разумеется в обществе) или нарушение договора в делах.

Это может привести к претензиям, взаимным упрекам. Люди могут нарушить правила поведения, так как еще не знакомы с ними в новом коллективе.

Если человек сознательно нарушает правила поведения, то это может говорить о том, что ему не нравится сложившаяся ситуация, и он хочет ее пересмотреть.

Часто ребенок в подростковом возрасте начинает хамить родителям. Это может быть следствием того, что он не согласен с существующими правилами.

Особенности

Первая сторона межличностного конфликта — это объект спора.

Вторая сторона — это психологическая часть (уровень интеллекта участников, воспитание).

Именно это отличает межличностные конфликты от политических.

Это делает конфликты между индивидами такими разными, непохожими друг на друга. Люди втягиваются в конфликт полностью, проявляя в нем все свои особенности.

Довольно часто психологическая сторона застилает предмет спора, он становится не так важен, все переходит во взаимные упреки. В конфликте ни одна из сторон не пытается понять противоположную, перенося всю ответственность на соперника, снимая ее с себя.

Сферы проявления

Сферы проявления конфликтов чаще всего делят на 3 сферы: семья, рабочий коллектив и общество.

В семье конфликты идут по линиям супруг-супруг, супруги-дети, супруги-родственники. Возможно вызывающее поведение одной из сторон.

Часто в семейных конфликтах имеет место быть материальная сторона и взаимные упреки в недостатке средств. Может возникать и ограничение свободы, ревность, попытки контролировать одного из супругов. Возможно наличие сексуальных проблем в отношениях с супругами.

В рабочих коллективах конфликты идут по линиям начальник-подчиненный, работник-работник, рабочий, нерабочий.

Могут возникать конфликты в связи с несогласием распределения ресурсов, обязанностей.

Также есть и психологическая сторона, где работник или начальник выясняет межличностные отношения, культуру поведения, этикет.

В обществе конфликты возникают чаще всего по линиям человек-человек, человек-общество. Наиболее частой причиной является недостаточная культура поведения отдельных индивидов.

Как возникает: механизм развития

У каждого человека есть свои интересы и стремления. Если же в процессе достижения цели на пути встает другой человек, то возникнет конфликт. Возникает разрыв связи между индивидуумом, так как сознание сразу анализирует его как препятствие на пути к цели.

Если отношения дороже цели, то конфликт удается уладить. Если же цель важнее, то противостояние будет накаляться.

В конфликте человек будет пытаться доказать свою правоту, приводить гору аргументов и обесценивать доводы другой стороны.

Конфликт наполнен эмоциями, и не каждый человек может их контролировать. Стороны конфликта скептически относятся ко всяким компромиссам, считая, что их решение является единственным правильным. Внутренние установки усугубляют конфликт, и он разгорается еще сильнее.

Как возникает межличностный конфликт? Узнайте из видео:

Какие положительные черты характера бывают? Список вы найдете на нашем сайте.

Как себя вести?

Прежде всего в конфликте нужно оценить, кто перед вами.

Если случайный человек с улицы, который ругает вас, то можно просто уйти от конфликта.

К примеру, вы наступили случайно на ногу, достаточно просто извиниться.

Если же человек к вам близок, и у него есть какие-то конкретные претензии, то нужно их выслушать и предложить свое решение. Но для этого нужно, чтобы человек находился в спокойном состоянии, ведь взбудораженные люди часто не хотят слушать чужих доводов.

Если человек предлагает какое-то решение, не соглашается на компромисс даже в спокойном состоянии, то здесь вам будет предложено 2 варианта развития событий.

В первом варианте вы соглашаетесь с человеком и принимаете его доводы, во втором варианте вам придется сказать, что его предложение неприемлемо, и придется прекратить касаться этого вопроса или даже прекратить отношения.

Способы разрешения межличностных конфликтов в этом видео:

Способы разрешения и принципы преодоления

Как говорили, известные психологи “Мы ловим рыбу на червяка, хотя сами любим клубнику”. Чтобы противоположная сторона конфликта пошла на его разрешение, нужно дать ей то, что она хочет, и вместе с тем, продвигать свою точку зрения.

Одним из принципов преодоления межличностного конфликта выступает не личное общение, а переписка, благо, современные средства связи позволяют это делать. Больше предлагайте и больше слушайте. Старайтесь задавать вопросы партнеру о том, как он видит выход из конфликта.

Если вы будете доказывать неправильность аргументов партнера, ваш конфликт может из делового перерасти в психологический. Человек просто откажется принимать вашу правоту, он будет из принципа отстаивать свою точку зрения, даже понимая, что неправ.

Как изменить свой характер? Рекомендации психологов вы найдете на нашем сайте.

Методы профилактики

Профилактика заключается в соблюдении правил приличия, этикете.

Нужно вести себя вежливым со всеми, чтобы не давать повода для раздражения.

В работе нужно придерживаться субординации, строго исполнять свои обязанности.

Никогда не нужно высказывать резкую критику, даже если вам кажется, что вы правы. Никогда не следует конфликтовать на повышенных тонах, лучше уйти от конфликта и продолжить выяснять предмет спора в спокойной обстановке.

Также хорошей профилактикой является выбор подходящих партнеров в общении и в семейной жизни.

Ведь довольно трудно конфликтовать с тем, кто не склонен к выяснению отношений, а все деловые решения принимает с холодной головой.

Хоть межличностные конфликты преследуют нас всю нашу жизнь с ее начала, надеемся, что вы сможете решить их конструктивно и без серьезных последствий.

Как избежать конфликтов? Пример:

Межличностные конфликты, причины их возникновения

Урок 28. Обществознание 6 класс

Конспект урока “Межличностные конфликты, причины их возникновения”

Актёр театра и кино Эммануил Виторган сказал однажды: «Счастье этой жизни – в общении». Как мы с вами уже знаем, человек не может жить без общения, но оно приносит не только удовольствие. Иногда оно скрывает в себе и неприятности.

В процессе общения между людьми могут возникнуть конфликты.

С латинского языка этот термин можно перевести как «столкновение, удар, борьба, бой». Конфликт – это столкновение целей, интересов, мнений, взглядов партнёров по общению, отсутствие согласия между ними.

Конфликт возникает только тогда, когда столкновение интересов осознаётся обеими сторонами конфликта. В случае, если несовпадения интересов не воспринимаются и не ощущаются, конфликт не происходит. Или, наоборот, если имеется общность интересов, но участники испытывают друг к другу враждебность, то отношения между ними развиваются в конфликт.

Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от двух и более личностей), каждый из которых всегда отстаивает свою позицию, выступая против интересов и мнений остальных участников событий.

Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными.

При конструктивном конфликте стороны спора не выходят за рамки приличий и аргументов. Конфликтующие не опускаются до взаимных оскорблений и грубости.

При неконструктивном конфликте спорящие стороны считают, что для победы все средства хороши. Следовательно, последствия неконструктивного конфликта для межличностных отношений могут быть самими драматическими.

Наверное, самым известным неконструктивным конфликтом можно назвать конфликт между семьями Ромео и Джульетты, Монтекки и Капулетти, который привёл к смерти влюблённых.

В своём развитии конфликт проходит целый ряд стадий. Давайте представим их в виде ступенек лестницы.

Самая первая ступенька – это возникновение конфликтной ситуации. На ней конфликта пока что нет, есть только причина, которая способна его начать.

Например, у вас с братом один телевизор на двоих. И вы никак не можете договориться между собой, какой канал вы будете смотреть.

Естественно, вы попытаетесь выразить своё недовольство друг другу, так как каждый считает, что правда на его стороне и не собирается соглашаться с мнением другого. Вот вам и повод для взаимного недовольства, раздражения, спора и, в конечном итоге, начала конфликта.

Вторая ступенька – осознание конфликта. На этой ступеньке вы с братом, каждый по отдельности, начинаете осмысливать, анализировать причины конфликта и вырабатывать возможную линию вашего дальнейшего поведения.

Например, младший из вас может заявить: «Если ты не включишь мне мультики, то я расскажу родителям». И, скорее всего, в ответ на это он услышит: «Только попробуй, ты у меня получишь».

Следующая ступенька – это проявление конфликтного поведения. На этой стадии участники конфликта переходят к активным действиям. Например, ваш младший брат действительно бежит жаловаться родителям, ну а вы придумываете, чтобы такое сделать с младшим братом.

Таким образом вы переходите на следующую ступень – углубление конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Например, ваш брат заявляет родителям, что вы не даёте ему не только смотреть мультики, но и постоянно обижаете, на что вы с удовольствием отвечаете, что именно он разбил любимую мамину вазу, поэтому он должен быть наказан и лишён любимых мультфильмов.

Но любому, даже очень серьёзному конфликту, рано или поздно приходит конец, который наступает после его разрешения – это и есть последняя ступенька нашей лестницы. На этой стадии происходит практическая ликвидация противоречий. Например, в нашем случае родители могут пообещать вам купить второй телевизор или предложат брату посмотреть мультики в записи.

В целом мы можем говорить о том, что завершение конфликта возможно по разным причинам. Это возможно благодаря желанию сторон или в результате несущественности причины. Конфликтная ситуация может быть прервана и из-за разделения конфликтующих. Например, ваш конфликт с одноклассниками был прерван, так как вы переехали в другой город и пошли в новую школу.

Наилучшим исходом для конфликта считается так называемая интеграция. Под этим термином принято понимать объединение различных элементов в единое целое. В случае с конфликтом интеграция возможна только в том случае, если стороны конфликта сделали для себя определённые выводы, которые привели к изменению их первоначальной позиции, в результате чего у всех сформировалось единое мнение. Согласитесь, что такой исход можно считать оптимальным. Но, к сожалению, так бывает не всегда.

Однажды привели как-то в один город слона. Поскольку раньше жители города никогда не видели это животное, многие захотели посмотреть на неизвестного им зверя. Среди любопытных были и известные на всю округу слепые мудрецы. Но как увидеть слона, если ты слеп?

– Я знаю, – сказал один мудрец, – мы ощупаем его.

– Хорошая идея, – согласились другие. – Так мы сможем узнать, какой он, этот СЛОН.

И мудрецы пошли “смотреть” на слона, а вернее, щупать.

Первый мудрец нащупал большое плоское ухо, которое медленно двигалось вперёд и назад.

– Это веер! Слон похож на веер! – воскликнул он.

Второй мудрец стоял возле ноги слона и трогал её. Нога была круглой и могучей.

– М-м-м. Это что-то круглое и толстое… Слон похож на дерево! – воскликнул он.

– Вы оба не правы. – сказал третий. – Да, он круглый, но не толстый, и к тому же очень гибкий! Он похож на верёвку! Этот мудрец нащупал хвост слона.

– Ну нет! Слон похож на копьё! Да – круглый, да – тонкий, но не гибкий! – воскликнул четвёртый, который ощупывал бивни.

– Нет, нет, – закричал пятый, – слон, как высокая стена. Большая, широкая и шершавая, – говорил тот, ощупывая бок слона.

Шестой мудрец в руках держал хобот слона.

– Все вы не правы, – сказал он, – слон похож на змею.

Шестеро слепых мудрецов безудержно кричали друг на друга. Их спор продолжался целый день. Потом ещё один, затем неделю, а к единому мнению они так и не пришли. Каждый мудрец представлял себе лишь то, что могли чувствовать его руки, и верил он только себе.

В результате каждый думал, что только он прав и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать то, что говорят ему другие.

Поэтому они никогда так и не узнали, как выглядит слон.

А договорись они между собой, история имела бы совершенно другой финал.

Наиболее частыми причинами конфликтов служат различные барьеры:

· барьер чужого желания;

· смысловой барьер в общении;

Барьер чужого желания связан с тем, что в основе конфликта лежат определённые противоположные желания и интересы. Например, вы можете поспорить с другом из-за того, что кто-то из вас хочет идти пешком, а кто-то поехать на автобусе.

Смысловой барьер в общении может быть связан с тем, что одно и тоже слово, фраза или событие имеют разное значение для разных людей. Например, для одних болельщиков победа команды в матче – это настоящий праздник, но для болельщиков проигравшей команды – это трагедия, и многим из них может не понравиться веселье болельщиков победителей.

Кстати, однажды такое вот непонимание между футбольными фанатами привело к самой настоящей войне между двумя соседними странами – Сальвадором и Гондурасом. После победы сборной Сальвадора в матчах плей-офф отборочного этапа Чемпионата мира по футболу в 1969 году. В обоих странах прокатилась волна беспорядков. В итоге обе страны взялись за оружие.

Несмотря на скоротечность конфликта – война продолжалась всего шесть дней – он дорого обошёлся обеим сторонам; общие потери составили несколько тысяч человек, а мирный договор между странами был подписан только через десять лет после окончания войны.

Эмоциональный барьер, заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний, которые приводят к непониманию. Например, играя на улице зимой, вы с друзьями закидали снежками проходящую мимо одноклассницу. Вам в этот момент было весело, а девочка обиделась и начала кричать на вас.

Наиболее острые конфликты возникают из-за моральных барьеров. Это случается из-за различного представления о правилах или нормах поведения.

В любой конфликтной ситуации для её участников есть разные варианты поведения, но в основном принято выделять четыре таких варианта: сотрудничество, компромисс, приспособление и избегание.

Сотрудничество. При таком варианте поведения основные усилия участников конфликта будут направлены на поиск такого решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. В этом случае очень важно понять, чем был вызван конфликт и что нужно сделать, чтобы его прекратить, к каким негативным последствиям он может привести, если его продолжить. Сотрудничество предполагает ведение переговоров и поиск взаимных точек соприкосновения между конфликтующими сторонами.

Например, в случае с нашими братьями и телевизором. Братья могли бы ещё на самой первой ступеньке договориться о том, кто и когда будет смотреть телевизор.

Компромисс. Этот вариант поведения похож на сотрудничество с той лишь разницей, что для решения спора стороны идут на некоторые уступки. Например, старший брат может дать посмотреть мультики, если младший согласится вместо него пропылесосить квартиру.

Приспособление. В этом случае одна из сторон стремится сгладить конфликтную ситуацию путём односторонних уступок, то есть готова поступиться своими интересами, приспособиться под вторую сторону конфликта.

Например, старший брат может сказать младшему: «Ладно, смотри свои мультфильмы, мне всё равно есть чем заняться».

Избегание. Такой вариант поведения заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации не решая её, не уступая, но и не настаивая на своём немедленно. Избегание только замораживает конфликт, но не решает его. Следовательно, рано или поздно конфликт может разгореться вновь.

В конце нашего урока давайте вспомним основные моменты. Сегодня мы узнали с вами о том, что такое межличностный конфликт. Познакомились с его стадиями и вариантами поведения участников конфликта.

Причины межличностных конфликтов

Во всяком межличностном конфликте существуют, как минимум, два участника и определенная конкретная ситуация их взаимодействия, в которой происходит начальный инцидент и развиваются его последствия.

Для выявления причин конфликтов нужен всесторонний и глубокий анализ как действий, позиций и психологических особенностей его участников, так и обстоятельств, возникающих в ситуации их взаимодействия.

Увидеть непосредственные причины и источники межличностных конфликтов можно, обратившись к базовым потребностям человека. Здесь имеются в виду потребности в пище, сексе, привязанности, безопасности, самоуважении, справедливости, доброте и др. Когда они подавляются или появляется угроза их удовлетворению, тогда продуцируется напряжение и возникают конфликты между людьми. В этом случае человек усматривает в поведении тех, кто, по его мнению, наносит ему ущерб, проявление агрессивности, эгоизма, категоричности или превосходства над собой.

В разговоре двух сотрудниц по служебному вопросу одна из них употребила неудачные слова, которые были расценены другой как стремление к превосходству. Обиженная написала жалобу на свою обидчицу. Начальник разбирается с конфликтом.

Конфликтологи, обращаясь к движущим силам и мотивации межличностных конфликтов, различают ресурсные и ценностные конфликты.

Ресурсные конфликты связаны с распределением средств жизнедеятельности (материальных средств, территории, времени и т. д.). В организациях, например, нередко возникают межличностные конфликты по поводу распределения премиального фонда между сотрудниками.

Ценностные конфликты разворачиваются в области взаимоисключающих культурных стереотипов, верований и убеждений, оценок и отношений. Примером могут служить встречающиеся в современных условиях конфликты в семьях из-за различных ценностных ориентации у родителей и детей. Конфликты между супругами в семьях часто основаны на половом диморфизме (различиях в восприятии и реагировании) мужчин и женщин.

Немалую роль в межличностных конфликтах играет иррациональная мотивация, которая особенно усиливается в условиях современного кризисного развития общества. Иллюстрацией сложности человеческих взаимоотношений, порождающих конфликты, причины которых трудно объяснить на основе обычной логики, являются «игры», описанные в книгах Эрика Берна. Играми Берн называет такие формы общения людей, в которых кто-то из участников руководствуется скрытым и даже неосознаваемым мотивом получить какой-то психологический или социальный «выигрыш».

Пример: Игра «Фригидная женщина». Муж приближается к жене с вполне определенными намерениями, но она его отталкивает. После нескольких его попыток жена выговаривает ему: «Все мужчины — скоты». А потом начинает упрекать его в том, что он ее нисколько не любит, что его интересует только секс. На некоторое время муж отступает, после чего делает новую попытку, но с тем же результатом. Наконец он совершенно покоряется судьбе и больше не проявляет к жене сексуальных намерений. Проходят недели, даже месяцы, и жена становится все более рассеянной и менее церемонной. То она полуодетая проходит через спальню, то, принимая ванну, забывает чистое полотенце, которое муж вынужден принести ей в ванную комнату. Если она играет всерьез, то может даже начать флиртовать с другими мужчинами. Наконец муж поддается на ее провокации и делает новую попытку. Но его снова отвергают и вслед за этим начинается игра «Скандал», во время которой идут в ход различные упреки, вспоминаются недавние происшествия, приводятся примеры из жизни других супружеских пар, переплетаются финансовые проблемы и неудачи. Все кончается хлопаньем дверью. На этот раз муж твердо решает: с него хватит, он обойдется без секса. Проходят месяцы. Муж не обращает внимания ни на парад неглиже, ни на маневр с полотенцем. Провокации со стороны жены учащаются — она становится все более рассеянной и все менее строгой, но муж держится. Затем однажды вечером она просто подходит и целует его. Сначала муж не реагирует, помня о своем твердом решении, но скоро природа берет свое, особенно после длительного воздержания, и ему уже кажется, что на этот раз он добился своего. Его робкие ласки не отвергаются. Он становится смелей. И вдруг в самый критический момент жена, отступая на шаг, кричит ему: « Ну, что я тебе говорила?! Все мужчины — скоты! Мне нужна была твоя нежность, а ты думаешь только о сексе!» Во вспыхнувшем скандале супруги могут на этот раз, минуя предыдущие упреки и обвинения, сразу перейти к финансовым проблемам.

В реальной жизни такой сценарий может обрастать другими и еще более извилистыми сюжетами. Но что характерно для конфликта, возникающего и развивающегося по этому сценарию? Здесь жена совершает несколько операций, создающих и обостряющих конфликтную ситуацию:

  1. обольщение и неадекватная реакция на него;
  2. отталкивание и смирение;
  3. провокация и реакция на нее;
  4. отталкивание и скандал.

Конкретные причины межличностных конфликтов чрезвычайно разнообразны. Трудно дать их исчерпывающую классификацию — сколько школ и авторов, столько и подходов к решению этой задачи. Причины конфликтов можно классифицировать по различным основаниям. Так, по мнению Н. В. Гришиной , причины конфликтов могут быть сведены к трем группам: во-первых, само содержание взаимодействия (совместной деятельности); во-вторых, особенности межличностных отношений; в-третьих, личностные особенности участников. При других основаниях классификации источников конфликтов выделяют ценности взаимодействия, интересы участников, средства реализации целей, потенциал участников, правила взаимодействия и управления.

Представляется целесообразной классификация, выделяющая следующие группы основных причин конфликтов:

  1. ограниченность ресурсов — их качественная и количественная сторона;
  2. различные аспекты взаимозависимости (полномочия, власть, задания и другие ресурсы; в приведенном выше примере — это взаимозависимость в удовлетворении сексуальных потребностей);
  3. различия в целях;
  4. различия в представлениях и ценностях;
  5. различия в манере поведения и жизненном опыте;
  6. неудовлетворительные коммуникации;
  7. личностные особенности участников столкновений. Данная классификация хороша тем, что позволяет понять источники конфликтов и ту сферу, где они существуют.

На практике при анализе конфликтов весьма полезным оказывается подход, предложенный В. Линкольном . Он выделяет причинные факторы конфликтов, которые подразделяются на пять основных типов: информационные, поведенческие, отношений, ценностные и структурные.

1. Информационные факторы — связаны с неприемлемостью информации для одной из сторон.
Так, в одной из организаций молодой руководитель, желая получить рекламу своей фирмы, дал интервью корреспонденту газеты. После выхода в свет материалов оказалось, что там существуют искажения, которые могут нанести ущерб имиджу фирмы. При встрече с журналистом тот показал записи, сделанные во время интервью, и не пожелал признать свои ошибки.

В качестве информационных факторов могут выступать:

  • неполные и неточные факты, включая вопросы, связанные точностью изложения проблемы и истории конфликта;
  • слухи, невольная дезинформация;
  • преждевременная информация и информация, переданная с опозданием;
  • ненадежность экспертов, свидетелей, источников информации или данных, неточность переводов и сообщений средств массовой информации;
  • нежелательное обнародование информации, которая может оскорбить ценности одной из сторон, нарушить конфиденциальность и даже оставить неприятные воспоминания;
  • интерпретация использованного языка, выражений типа «приблизительно», «существенно», «намеренно», «чрезмерно», и т. п.;
  • посторонние факты, спорные вопросы законодательства, правил, порядка действий, стереотипов и т. п.

2. Поведенческие факторы — неуместность, грубость, эгоистичность, непредсказуемость и другие характеристики поведения, отторгаемые одной из сторон. В межличностных отношениях наиболее типичными поведенческими факторами, вызывающими конфликтные ситуации, являются:

  • стремление к превосходству;
  • проявление агрессивности;
  • проявление эгоизма.

Пример: Начальник систематически просит сотрудницу сходить в рабочее время в магазин, аптеку, подать кофе, выполнить еще что-либо не по служебным обязанностям. Сделать это нетрудно, однако сотрудница ощущает униженность, при этом не решаясь отказаться из-за боязни попасть в немилость.

В качестве поведенческих факторов могут выступать случаи, когда кто-либо:

  • угрожает нашей безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной);
  • подрывает нашу самооценку;
  • не оправдывает положительных ожиданий, нарушает обещания;
  • постоянно отвлекает нас, вызывает стресс, неудобство, дискомфорт, смущение;
  • ведет себя непредсказуемо, грубо, преувеличенно и вызывает страх.

3. Факторы отношений — неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами. Часто такая неудовлетворенность порождается не только уже сложившимся взаимодействием, но и неприемлемостью для одной из сторон предложений относительно его дальнейшего развития.

Пример: Начальник предлагает сотруднице встретиться вечером и совместно провести время. При этом дает понять, чем грозит ей отказ. Сотрудница очень дорожит работой, но на предложение согласиться не может.

Важнейшими факторами отношений являются:

  • вклад сторон в отношения, баланс сил в отношениях;
  • важность отношений для каждой из сторон;
  • совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных или профессиональных целей и личного общения;
  • различия в образовательном уровне, классовые различия;
  • история отношений, их длительность, негативный осадок от прошлых конфликтов, уровень доверия и авторитетности;
  • ценности групп, к которым принадлежат стороны, и их давление на отношения сторон.

4. Ценностные факторы — относятся принципы, которые провозглашаются или отвергаются, которых мы придерживаемся и которыми пренебрегаем, о которых забываем или сознательно и даже намеренно нарушаем; принципы, следования которым другие ожидают от нас, а мы от других.

Ценности могут различаться по силе действия и по важности. Они обычно описываются как:

  • личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты);
  • групповые (в том числе профессиональные) традиции, ценности, нужды и нормы;
  • способы действия и методы, свойственные отдельным институтам, организациям и профессиям;
  • религиозные, культурные, региональные и политические ценности;
  • традиционные системы убеждений и связанные с ними ожидания: представления о правильном и неправильном, о плохом и хорошем; способы и методы оценки уместности, эффективности «справедливости», «практичности», «реалистичности»; отношение к прогрессу или переменам, к сохранению старого, к «статус-кво».

5. Структурные факторы — относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, независимо от нашего желания, которые трудно или даже невозможно изменить. Они требуют для преодоления больших ресурсов: материальных, физических, интеллектуальных и т. п. Это, например, такие факторы,как закон, возраст, линии подотчетности, фиксированные даты,время, доходы, доступность техники и других средств.

1. Конфликт между людьми (и между организациями) из-за низкой зарплаты (причина: дефицит финансовых средств).
2. Конфликт между соседями в коммунальной квартире (причина: вынужденное совместное пользование общественными местами: кухня, туалет, ванная комната).

Любой межличностный конфликт развертывается на фоне структурных факторов, которые являются «внешними» по отношению к нему, но существенно влияют на его ход.

В качестве подобных факторов выступают:

  • власть, система управления;
  • политические партии и течения:
  • различные социальные нормы;
  • право собственности;
  • религии, системы правосудия, статус, роли, традиции, «правила игры» и другие стандарты поведения, включая этические нормы;
  • географическое положение, добровольная (вынужденная) изоляция или открытость, а также частота и интенсивность контактов сообщества с внешним миром.

Приведенная классификация помогает не только понять источники конфликтов, но и наметить способы разведения столкнувшихся интересов, т. е. пути, ведущие к разрешению конфликтов. Отнесение конкретных конфликтов к тому или иному типу позволяет принимать первичные меры к их устранению. Так, например, в случае возникновения конфликтов на основе нехватки информации достаточно обеспечить ее поступление, и столкновение будет снято.

Но в реальной жизни, как правило, «чистые», то есть обусловленные только одной группой причинных факторов, конфликты встречаются крайне редко.

Так, в приведенном выше примере игры «Фригидная женщина» мы видим, что причины относятся и к поведению — его неуместность и неприемлемость для одной из сторон; и к отношениям — принудительность, зависимость; и к ценностям — «моя ценность не секс, а нежность. »; они носят и структурный оттенок — пока супруги связаны узами брака.

Оцените статью
Добавить комментарий