Компенсационные пошлины: виды и порядок уплаты

Содержание

Компенсационные пошлины: виды и порядок уплаты

Компенсационные пошлины: виды и порядок уплаты

Начисление и выплата таможенных платежей выступают как одни из наиболее актуальных вопросов, касающихся сферы внешнеэкономической деятельности. В большинстве государств эти средства признаются как важная составляющая доходов бюджета. Соответственно, взимание этих сумм выступает в качестве одной из ключевых функций таможенных органов.

Сущность платежей

Таможенные органы осуществляют начисление и взимание налогов, сборов, пошлин. Экономическое значение последних заключается в использовании их в качестве регулирующего инструмента. Таможенная пошлина оказывает влияние на конкурентоспособность отечественных предприятий на мировом рынке, динамику стоимости импортной продукции, реализуемой на российской территории. Правовая сущность платежа исследована достаточно подробно.

Между тем положения законодательства, регулирующие отношения, связанные с установлением и взиманием пошлин, и научные взгляды на вопрос о ее природе конфликтуют друг с другом. Это обусловливается тем, что нормотворцы неоднократно изменяли подход к определению места и значения этого платежа. Стоит согласиться с авторами, считающими, что таможенная пошлина не выступает в качестве налога, а находится на особой позиции в фискальной системе. Обязательства по уплате возлагается на субъекта, претендующего на реализацию определенного права как неотъемлемое условие предоставления необходимой юридической возможности. Отчисление пошлины связано с осуществлением перемещения объекта через границу России.

Ключевые признаки

К основным характеристикам таможенной пошлины следует отнести:

  1. Обязательность взноса. При этом необходимость уплаты не должна нарушать конституционного права на свободную коммерческую деятельность.
  2. Возмездность. Фактически пошлина выступает как плата за предоставление права транспортировать груз через границу.
  3. Отсутствие признака регулярности. Эта характеристика обусловливается тем, что платеж взимается только в случае вступления субъекта в соответствующее правоотношение.

Важный момент

Стоит отметить, что возмездность пошлины состоит не в том, что лицо, которое перевозит груз через границу, компенсирует таким образом расходы таможенного органа. Взимание платежа не направлено на покрытие издержек государства, связанных с предоставлением указанной возможности переместить объект. Иначе пошлина стала бы отождествляться со сбором. Его величина, в свою очередь, ограничена примерной ценой услуг, оказываемых в рамках таможенного оформления, хранения и сопровождения груза.

Субсидии и компенсационные пошлины

В России установлена система взимания таможенных платежей, которая регулируется отраслевым законодательством. Ключевым направлением развития нормативных положений при этом выступает стремление к максимальному приближению национальных стандартов к международным, установленным Генеральным соглашением по торговле и тарифам ВТО. В нем определено понятие субсидии. Ею выступает:

  1. Любое финансовое воздействие государства. Это может быть прямой перевод денежных средств предприятию, предоставление льгот и так далее.
  2. Государственная поддержка цен в любой форме. Она направлена на увеличение экспорта определенной категории продукции или сокращение импорта.
  3. Любая разновидность льгот, являющихся формой государственного финансового содействия либо государственной поддержки доходов и цен.

Нейтрализующие меры

В действующем в РФ законодательстве отражены общепринятые в международной практике подходы к снижению негативного влияния специфических субсидий иностранных государств. Компенсационные пошлины применяются в случае, если будет установлено, что финансовые инструменты поддержки, использованные другой страной, могут нанести экономический ущерб российским производителям, создают такую угрозу или значительно замедляют развитие/создание отрасли при импорте соответствующей продукции. Субсидироваться может непосредственный выпуск товара, его транспортировка или экспорт.

Особенности расчета

Компенсационные пошлины – это фактически меры защиты отечественных производителей от действий иностранных государств. Для установления их размера осуществляется расчет величины субсидии на одну единицу (штуку, тонну, кубометр и пр.) импортируемого товара. Правила, в соответствии с которыми определяется соответствующий показатель, утверждаются правительством РФ. Устанавливая компенсационные пошлины, уполномоченные органы в качестве ключевого понятия, таким образом, используют специфическую субсидию зарубежного государства.

Правила установления

Компенсационные пошлины вводятся по решению компетентного органа. Оно, в свою очередь, может приниматься в течение периода действия специфической субсидии зарубежного государства. Ставка, на основании которой рассчитываются компенсационные пошлины, не должна быть выше тарифов, используемых другой страной при финансовой поддержке дохода и цен своих производителей, определенного в отношении единицы экспортируемой продукции. Если субсидии предоставляются по различным программам, должен быть учтен их общий размер.

Срок действия

Компенсационные пошлины применяются на основании решения правительства в течение периода и в размере, необходимых для нейтрализации или устранения ущерба отрасли отечественной экономики, возникшего в связи с субсидируемым импортом. При этом максимальный срок действия данной меры ограничен законодательством. Он не должен быть больше пяти лет с даты начала применения пошлины. Исчисление периода может также осуществляться со дня, когда решение об использовании этой меры было в последний раз пересмотрено.

Компенсационные пошлины: примеры

Стоит отметить, что практика использования нейтрализующих мер в России не такая обширная, как в других странах. По правительственному Постановлению № 791 от 21.12.2005 г., направленному на защиту экономических интересов предприятий, производящих прутки для армирования конструкций из железобетона, на период до 14.08.2007 г. были установлены компенсационные пошлины в отношении указанной продукции, импортируемой с территории Украины. Во исполнение данного распоряжения был утвержден Приказ ФТС № 26 от 19.01.2006 г. По предписанию службы таможенные органы должны были взимать компенсационные пошлины с 23.01.2006 г. до 13.08.2007 г. включительно. Размер изъятия составил 21 % от стоимости продукции.

Другой случай использования нейтрализующих мер

Министерство развития экономики и торговли внесло проект постановления, в соответствии с которым предусматривалось введение пошлины размером 8,1 % от цены белого сахара, но не меньше 39,5 доллара за тонну на три года. Установление такого тарифа было продиктовано результатами расследования, проведенного МЭРТ в отношении указанного товара, импортируемого из Белоруссии. Мероприятия были начаты 20.09.2005 г. Расследование было санкционировано по заявлению Союза производителей сахара России. На долю его участников приходится более 80 % общего объема выпуска данной продукции в стране.

Заявитель направил материалы, по которым вследствие импорта белорусского сахара производство отечественного существенно сократилось. Так, в 2004 г. оно снизилось более чем на 21 % в сравнении с 2002 годом. При этом доля предприятий-изготовителей уменьшилась с 92,5 % в 2002 г. до 88,8 % в 2004-м. Цены импортного белорусского сахара были ниже стоимости продукции на российском рынке на 10,3 %. При этом доля зарубежных поставок увеличилась до 7,6 % (с 5 %). В итоге импорт сахара из Белоруссии составил в 2002-2004 гг. в среднем 67,6 % от совокупного ввоза этой продукции в страну. Таким образом, в целях защиты отечественного производителя Союз изготовителей направил запрос в Минэкономразвития.

Цели нейтрализующих мер

Как и прочие виды специальных таможенных платежей, компенсационные пошлины призваны обеспечивать защиту отечественной экономики и российских производителей. Они не нацелены на извлечение фискальной прибыли. Другими словами, устанавливая компенсационные пошлины, государство не предполагает пополнить доходную часть бюджета. Оно стремится к обеспечению основной защитной функции нетарифных регулирующих мер при осуществлении субъектами внешнеторговой деятельности. В этой связи ставки компенсационных пошлин могут быть ниже величины специфической субсидии, применяемой зарубежным государством, если такой тариф будет являться достаточным для нейтрализации ущерба той или иной отрасли.

Данное обстоятельство выступает как один из аргументов, подтверждающих штрафную природу используемых защитных методов и отличающих рассматриваемую меру от других инструментов регулирования. В частности, речь идет о вывозных и ввозных пошлинах, начисляемых и взимаемых таможенными органами. Безусловно, нейтрализующие меры имеют огромное практическое значение в решении вопроса о поддержке российских производителей. Для введения компенсационных пошлин необходим тщательный анализ ситуации. Именно поэтому в качестве обязательного условия их установления выступает расследование, которое проводится Минэкономразвития.

И компенсационные пошлины

На основании ст. 20, 27 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины отнесены к мерам нетарифного регулирования внешней торговли товарами и применяются для защиты экономических интересов российских производителей товаров 1 .

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины хотя и взимаются таможенными органами применительно к порядку уплаты ввозных таможенных пошлин, однако в соответствии с п. 2 ст. 70 ТК ТС не отнесены к та­моженным платежам.

Правовые основы введения в Российской Федерации специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин установлены Федеральным законом от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

Специальная пошлина– пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Специальная защитная мера – это мера по ограничению возросшего импорта, которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения импортной квоты (см. постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 50 «О мерах по защите российских производителей ламп накаливания») или специальной пошлины (см. постановление Правительства РФ от 15.11.2006 № 685 «О мерах по защите российских производителей труб большого диаметра»), в том числе предварительной специальной пошлины.

Читайте также:  Примеры отчета по производственной практике: пишем вместе

Предварительная специальная пошлина вводится, если задержка с применением специальной защитной меры может причинить серьезный ущерб отрасли российской экономики (на основании доклада, содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследование 2 по установлению причинно-следственной связи между возросшим импортом в Российскую Федерацию и серьезным ущербом отрасли российской экономики или угрозой причинения такого ущерба).

1 Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран не относит специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры к единым мерам нетарифного регулирования и не распространяется на отношения государств – членов таможенного союза, касающиеся вопросов специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер (ст. 10 Соглашения).

2 В настоящее время Минпромторг России наделен полномочиями по проведению расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров (см. постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации»).

Антидемпинговая пошлина– пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Антидемпинговая мера – мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения антидемпинговой пошлины (см. постановление Правительства РФ от 20.08.2009 № 681 «О мерах по защите российских производителей полиамидных технических нитей»), в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером.

Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на территорию РФ причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики.

Под демпинговым импортом понимается импорт товаров на территорию РФ по цене ниже нормальной стоимости такого товара.

Материальный ущерб отрасли российской экономики может выражаться в сокращении объема производства аналогичного товара в Российской Федерации и объема его реализации на рынке РФ, снижении рентабельности про­изводства такого товара, негативном воздействии на товарные запасы, занятость, уровень заработной платы в данной отрасли российской экономики, уровень инвестиций в данную отрасль российской экономики.

В случае если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о наличии демпингового импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики, Правительством РФ на основании до­клада, содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследование, принимается решение о применении антидемпинговой меры посредством введения предварительной антидемпинговой пошлины в целях предотвращения ущерба отрасли российской экономики, причиняемого демпинговым импортом в период проведения расследования.

Компенсационная пошлина– пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Компенсационная мера – мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии экспортирующего иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером.

Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия экспортирующего иностранного государства, в случае, если по результатам расследования установлено, что импорт такого товара на территорию РФ причиняет материальный ущерб отрасли экономики, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики РФ.

Специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств) – это субсидия, доступ к которой ограничен и которая предоставляется конкретному производителю и (или) экспортеру, или конкретному союзу (объединению) производителей и (или) союзу (объединению) экспортеров, или конкретной отрасли экономики либо направлена на стимулирование экспорта товара или на замещение импорта товара 1 .

В случае если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о наличии субсидируемого импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики, Правительством РФ на основании доклада, содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследование, принимается решение о применении компенсационной меры посредством введения предварительной компенсационной пошлины в целях пре­дотвращения ущерба отрасли российской экономики, причиняемого субсидируемым импортом в период проведения расследования.

1 Порядок расчета размера специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) в целях определения размера компенсационной пошлины установлен постановлением Правительства РФ от 13.10.2004 № 546.

В настоящее время вступило в силу Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам.

С 1 июля 2010 г. КТС наделена полномочиями по проведению расследований, а также применению на таможенной территории таможенного союза специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам.

В соответствии с п. 3 решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 № 37 «О вступлении в силу Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года» КТС на переходный период надлежит поручить проведение расследований уполномоченным органам государств – членов таможенного союза сторон в соответствии с положениями Соглашения в части выполнения процедурных действий по рассмотрению заявлений, началу, проведению и завершению расследований.

Вопросы для самоконтроля

1. Какими документами регулируется порядок уплаты таможенных платежей?

2. Кто является плательщиком таможенных платежей?

3. Что понимается под сроком уплаты таможенных платежей?

4. Как соотносятся срок уплаты таможенного платежа и момент исполнения обязанности по уплате таможенного платежа?

5. В каких формах и какими способами могут уплачиваться таможенные платежи?

6. В какой валюте уплачиваются таможенные платежи на территории РФ?

7. Когда применяется обеспечение уплаты таможенных платежей?

8. Виды способов обеспечения уплаты таможенных платежей.

9. Какие существуют способы взыскания таможенными органами неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов?

10. В чем разница между авансовым платежом и денежным залогом?

11. Что такое таможенная пошлина и ставка таможенной пошлины?

12. Где (в каких документах) указывается:

– размер таможенной пошлины;

– размер ставки таможенной пошлины?

13. Какие бывают виды таможенной пошлины и виды ставок таможенной пошлины?

14. Какова структура ЕТТ?

15. Как соотносятся понятия:

16. Что входит в налоговую базу при взимании НДС и акцизов в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию?

17. Какие правовые источники регулируют порядок введения и уплаты специальной, антидемпинговой и компенсационной пошлин?

18. При уплате каких таможенных платежей учитывается страна происхождения товара?

19. Какие существуют виды таможенных сборов?

20. Какими документами установлен порядок уплаты таможенных сборов?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома – страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9072 – | 7317 – или читать все.

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ПОШЛИНЫ

— наносит существенный ущерб от импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств);

— угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров (несет в себе угрозу причинения существенного ущерба отрасли российской экономики);

— препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ. Компенсационные пошлины взимаются сверх обычных ввозных пошлин. Ставка компенсационных пошлин зависит от величины субсидий и поэтому может значительно превышать ставку ввозной пошлины на тот же товар. Применение компенсационных пошлин ограничивается условиями двусторонних международных договоров, а также таких многосторонних договоров, как:

— соглашение о Таможенном союзе;

— региональные соглашения о свободной торговле (Европейское Экономическое Сообщество, Европейский Союз, Европейская Ассоциация Свободной Торговли, Латиноамериканская Ассоциация Интеграции, Ломейские Конвенции, Амазонский пакт, Арушское соглашение, II Яундская конвенция, Картахенское соглашение, Карибское Сообщество, Североамериканское соглашение о свободной торговле).

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое “КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ПОШЛИНЫ” в других словарях:

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ПОШЛИНЫ — особый вид таможенных пошлин, предусмотренный в Законе РФ О таможенном тарифе от 21 мая 1993 г. Применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если… … Юридический словарь

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ПОШЛИНЫ — пошлины, вводимые государством импортером в отношении товаров, экспорт которых субсидируется. Субсидирование, т.е. государственно финансовая поддержка производителей или экспортеров товара, осуждается ст. XVI Генерального соглашения по тарифам и… … Внешнеэкономический толковый словарь

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ПОШЛИНЫ — см. Таможенные пошлины … Энциклопедия юриста

компенсационные пошлины — особый вид таможенных пошлин, предусмотренный в Законе РФ О таможенном тарифе от 21 мая 1993 г. Применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если… … Большой юридический словарь

Пошлины покровительственные — вид таможенных пошлин, используемых с целью затруднить доступ определённых иностранных товаров на внутренний рынок или их транзит, а также вывоз отечественного сырья и полуфабрикатов на иностранные рынки для создания наилучших условий для … Большая советская энциклопедия

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ МЕРЫ — меры по ограничению импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств), которые применяет Правительство РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе временной компенсационной пошлины (ст. 2… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ МЕРЫ — меры по ограничению импорта товара, производимого и (или) экспортируемого с использованием специфических субсидий иностранного государства (объединения иностранных государств), применяемые посредством введения компенсационной пошлины, в том числе … Таможенное дело. Толковый словарь

ОСОБЫЕ ВИДЫ ПОШЛИНЫ — виды таможенной пошлины, которые согласно Закону РФ от 21 мая 1993 г. № 5003 1 О таможенном тарифе могут временно применяться к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. Порядок их использования определяется специальными… … Энциклопедия юриста

ОСОБЫЕ ВИДЫ ПОШЛИНЫ — виды таможенной пошлины, которые согласно ст. 7 Закона РФ О таможенном тарифе от 21 мая 1993 г. могут временно применяться к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. К О.в.п. относятся: специальные пошлины; антидемпинговые… … Юридический словарь

Читайте также:  Должностная инструкция торгового представителя: общие положения, обязанности

особые виды пошлины — виды таможенной пошлины, которые согласно ст. 7 Закона РФ О таможенном тарифе от 21 мая 1993 г. могут временно применяться к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. К О.в.п. относятся: специальные пошлины; антидемпинговые… … Большой юридический словарь

Виды, размеры и порядок уплаты таможенных платежей

Поскольку Таможенная служба РФ обеспечивает львиную долю фискальных поступлений в федеральный бюджет, государство контролирует соблюдение участниками ВЭД норм и правил таможенного оформления – в том числе, расчет и уплату всех видов таможенных платежей. Все это требует немалого опыта и специальных знаний в области таможенного регулирования ВЭД. В данном обзоре представлены состав, ставки, порядок расчета и уплаты таможенных платежей, а также существующие льготы по ним.

Ключевым нормативным документом, регламентирующим процедуру уплаты таможенных платежей, является Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС), раздел 2 которого полностью посвящен затронутой в статье теме.

Виды таможенных платежей

Рассмотрим так называемые экспортную и импортную группы таможенных платежей и их состав.

Ввозные (импортные) таможенные платежи

В соответствии с частью 1 статьи 70 ТК ТС к ввозным таможенным платежам относятся:

  1. Ввозная таможенная пошлина . 25-й пункт части 1-й статьи 4 ТК ТС гласит: «таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу».
  2. Налог на добавленную стоимость (НДС) , который взимается при ввозе товаров на таможенную территорию ТС, является косвенным налогом. Порядок его уплаты регулируется как ТК ТС, так и внутренним налоговым законодательством стран-участников ТС, в нашем случае – НК РФ.
  3. Акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ТС , также относятся к косвенным налогам и регулируются аналогично НДС.
  4. Таможенные сборы , согласно статье 72 ТК ТС, – это обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров с таможенной территории (таможенные операции) и их таможенным сопровождением, или иных действий, установленных ТК ТС и/или законодательством стран-участников ТС. Список действий, которые могут служить основанием для уплаты таможенного сбора, является открытым, то есть он может быть дополнен исходя из действующего ТК ТС и нормативно-правовых актов государств-участников ТС. Так, часть 1 статьи 123 Закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» указывает на виды действий таможенных органов, за которые могут взиматься таможенные сборы.

Вывозные (экспортные) таможенные платежи

  1. Вывозная таможенная пошлина . Данный термин отсутствует не только в нормативно-правовых актах РФ, но и ТС. Однако его можно определить по аналогии с ввозной таможенной пошлиной.
  2. Таможенные сборы . Часть 3 статьи 72 ТК ТС говорит о том, что «размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор», в противном случае по заявлению плательщика возможен возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных сборов и иных денежных средств (но не позднее, чем через 3 года с даты их уплаты).

Все таможенные платежи можно подразделить с юридической и экономической точки зрения на имеющие таможенную природу формирования – это сборы и пошлины, и налоговую – НДС и акцизы. Список таможенных платежей, приведен в статье 70 ТК ТС.

Таможенные льготы, квоты и преференции

Система льгот по уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 74 ТК ТС выглядит следующим образом.

Тарифные преференции, или преференциальные ставки

Применяются в отношении отдельных стран и товаров, ввозимых из этих государств на таможенную территорию ТС. Они определены решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС № 18 и Комиссии ТС № 130 от 27.11.2009 г. в виде перечней:

  • «Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза»;
  • «Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза»;
  • «Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции».

Происхождение товаров из развивающихся и наименее развитых стран определяется по Правилам, которые утверждены в Соглашении между правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 12.12.2008 г.

В статье 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» говорится, что государства, образующие вместе с Россией зону свободной торговли, освобождаются от уплаты ввозных пошлин при перемещении товаров на территорию РФ. В некоторых случаях на отдельные виды товаров устанавливаются тарифные квоты. Под тарифной квотой понимается мера регулирования ввоза в РФ отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с Единым таможенным тарифом ТС.

При этом участники зоны свободной торговли существенно не влияют и не координируют действия в отношении применения таможенных пошлин и других мер регулирования ВЭД с третьими странами.

Тарифные квоты

Ввозные тарифные квоты как мера регулирования ввоза в РФ конкретных сельхозтоваров, имеющих происхождение третьих стран, вводится на строго определенный период и распространяется на утвержденный Комиссией ТС либо Правительством РФ перечень. Так, на 2015 г. он утвержден Решением Коллегии ЕЭК от 19.08.2014 г. № 131. Ввозные тарифные квоты определяются в отношении отдельных товаров в натуральном (тыс. тонн) или стоимостном выражении. Они распределяются между участниками ВЭД ТС и РФ, а при необходимости – между третьими странами. Распределение установленных объемов квот между участниками ВЭД РФ может производиться либо пропорционально квоте, либо на основе конкурсов.

В статье 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» вывозные тарифные квоты определены в точности по аналогии с ввозными. Они устанавливаются на определенный срок к отдельным видам товара, в определенных объемах, с пониженной ставкой таможенной пошлины. Вводятся Правительством РФ. Объектом вывозных тарифных квот обычно являются перемещаемые через таможенную границу природные ресурсы, в частности, лес, углеводороды и их производные. Условия и механизм применения тарифных квот раскрываются в «Протоколе о едином таможенно-тарифном регулировании».

Льготы по уплате таможенных пошлин, или тарифные льготы

В отличие от тарифных преференций, они не носят персонифицированный характер и применяются независимо от страны происхождения товаров. Тарифные льготы предоставляются в соответствии с «Протоколом о едином таможенно-тарифном регулировании». Согласно ТК ТС вопрос предоставления тарифных льгот безоговорочно отнесен к ведению ТС вне зависимости от того, применяются ли они при ввозе или вывозе товаров.

Ставки и порядок исчисления таможенных платежей

Итак, для расчета сумм таможенных платежей необходимо располагать достоверной и актуальной информацией о:

  1. Базовых ставках таможенных пошлин, таможенных сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов на перемещаемый через таможенную границу товар согласно его коду в товарной номенклатуре ВЭД;
  2. Действии особых ставок : специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных, сезонных, преференциальных, льготных, квотируемых в отношении перемещаемого через таможенную границу товара;
  3. Правилах и методах определения ввозной или вывозной таможенной стоимости товара ;
  4. Формулах расчета итоговых сумм уплачиваемых платежей;
  5. Существующей нормативно-правовой базе , в соответствии с которой реализуются вышеизложенные пункты.

Размер таможенных пошлин

Ввозные пошлины утверждаются решениями Совета ЕЭК, в то время как вывозные – Правительством РФ. Ввозные пошлины исчисляются на основе Единого таможенного тарифа (ЕТТ) – свода ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на территорию ТС из третьих стран, систематизированного в соответствии с ТН ВЭД Евразийского экономического союза (ЕЭС). Они устанавливаются по Решению Совета ЕЭК от 16.06.2012 г. Вывозные пошлины определяются по ставкам, утверждаемым в постановлении Правительства РФ от 30.08.2013 г. № 754. Сумма таможенной пошлины находится в зависимости от таможенной стоимости товара и ставок.

Виды ставок таможенных пошлин

Статья 71 ТК ТС выделяет три вида таможенных ставок: адвалорные, специфические и комбинированные. В соответствии с ними существует три механизма расчета таможенных пошлин.

Адвалорная ставка

Устанавливается как процент к таможенной стоимости товара, которая может быть разной для ввоза и вывоза.

Вывозная стоимость на текущий момент определена постановлением Правительства РФ № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации».

Ввозная стоимость может устанавливаться 6 методами в соответствии с Соглашением от 25.01.2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» и главой 8 «Таможенная стоимость товаров» ТК ТС.

Пошлина по адвалорной ставке исчисляется по формуле:

СТП – сумма таможенной пошлины;
ТС – таможенная стоимость товара;
СП – ставка таможенной пошлин.

Например, вывозная ставка для камчатского краба составляет 5%, его вывозная таможенная стоимость – 1 450 руб./кг, СТП=1450?5%=72,5 руб./кг.

Специфическая ставка

Устанавливается в валюте (долларах или евро) по отношению к весу, объему, площади, количеству товара – то есть ставится в зависимость от физических характеристик продукции, список которых является открытым.

Формула расчета пошлины по специфической ставке выглядит следующим образом:

СТП – сумма таможенной пошлины;
ФХ – физическая характеристика товара;
СП – ставка в иностранной валюте за единицу исчисления;
КВ – курс иностранной валюты, установленный ЦБ РФ на момент регистрации таможенной декларации.

Например, вывозная ставка для битумных смесей – 400 евро за 1 000 кг (солодовое пиво будет исчисляться в литрах, ламинат – в квадратных метрах и т.д.), курс евро – 65 руб., тогда СТП=1000?400?65=26 руб./кг или 26 000 руб. за тонну.

Читайте также:  Обмен ювелирных изделий на новые: что нужно знать
Комбинированная ставка

Как следует из названия, комбинированная ставка предполагает сочетание двух предыдущих механизмов расчета: к адвалорной ставке может прибавляться фиксированная величина, а также устанавливается минимальное ограничение.

Например, вывозная ставка для пшеницы и муки – 15% + 7,5 евро, но не менее 35 евро за 1 тонну.

Особые виды ввозных таможенных пошлин

Данные виды пошлин взимаются таможенными органами стран-членов ТС независимо от стандартной ввозной таможенной пошлины.

    • Специальные . Носят заградительный характер, защищая определенный товарный рынок от избыточного импорта. Суть этих пошлин сводится к установлению повышенной ставки на определенные товары (группы товаров) в сравнении с обычной.
    • Антидемпинговые . Задача сводится к приведению цен импортных товаров к их сложившемуся уровню в экспортирующей стране, но только в том случае, если это обстоятельство вредит отечественному производству аналогичных товаров (его организации или расширению).
    • Компенсационные . Данные ввозные пошлины взимаются сверх обычных в целях снижения конкурентоспособности импортной продукции на национальном рынке.

В случае неуплаты специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин предусмотрено наступление административной ответственности. Административные меры применяются в соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19.11.2010 г. № 59. Однако стоит отметить, в арбитражной практике есть прецеденты, когда частный бизнес выигрывал споры об обоснованности установления антидемпинговых мер.

  • Сезонные . Закон РФ «О таможенном тарифе» рассматривает данный вид пошлины в статье 6, где отмечается, что они могут вводиться на срок не более полугода и устанавливаются в целях оперативного регулирования вывоза товаров. Перечень товаров, ставки сезонных пошлин по ним, порядок уплаты и формулы расчета утверждаются Правительством РФ. Для сезонных пошлин характерно то, что они применяются взамен ставок, предусмотренных ЕТТ. Традиционно вывозные сезонные пошлины распространяются на сырую нефть марки «Юралс».

Как видно, процесс расчета таможенных платежей крайне сложен. Лишь доскональное знание законодательства в сфере таможенного оформления товаров гарантирует выбор оптимальной схемы выплат и беспрепятственное пересечение продукцией таможенной границы.

Важ­но по­ни­мать, что боль­шинст­во та­мо­жен­ных бро­ке­ров име­ют свою спе­ци­а­ли­за­цию. Это сле­ду­ет учи­ты­вать при вы­бо­ре та­мо­жен­но­го пред­ста­ви­те­ля, за­ве­до­мо ин­те­ре­су­ясь при­ори­те­та­ми в меж­ду­на­род­ных на­прав­ле­ни­ях и спо­со­бах пе­ре­воз­ки, объ­емах, и осо­бен­но – то­вар­ной но­мен­кла­ту­ре то­ва­ров. За­бла­гов­ре­мен­но изу­чив все ню­ан­сы со­труд­ни­чест­ва, мож­но из­бе­жать мно­гих разо­ча­ро­ва­ний в бу­ду­щем.

Антидемпинговые пошлины: применение, расчёт, преимущества и недостатки

После вступления РФ в ВТО выросло количество мер нетарифного урегулирования, подразумевающих введение специальных пошлин, целью которых является защита ряда национальных товаров от искусственного занижения их стоимости и захвата рынка. Что это за пошлины, каковы основания для их использования, и на какие группы товаров они распространяются — мы расскажем ниже.

Что такое специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины?

Антидемпинговая пошлина представляет собой дополнительный таможенный тариф на импортные товары, необходимый для защиты интересов национальных производителей. Пошлина ограничивает риски захвата доли рынка со стороны иностранных производителей посредством демпинга. Одна из её особенностей – введение пошлины только после того, как было проведено расследование на предмет демпинга.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)
Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24

Особенности применения антидемпинговых пошлин

Антидемпинговая пошлина применяется к импортному товару, по отношению к которому используется демпинг. Вводится она только после того, как компетентным органом было подтверждён факт наличия ущерба или риска ущерба для экономики страны, полученного в результате импорта товара. Таким образом, на импортёры, поставляющие в РФ ряд товаров, несут дополнительное финансовое бремя. Начинающим участкам ВЭД пригодится информация о том, что такое обеспечение уплаты таможенных платежей и об условиях его применения.

Как определяется демпинг?

  1. Товар считается реализованным с применением демпинга в том случае, если его стоимость, при экспорте, ниже нормальной стоимости. Нормальная стоимость определяется на основании сделок купли-продажи с аналогичным товаром.
  2. Факт ущерба экономики определяется на основании анализа объёма товара, реализуемого посредством демпинга, его влияние на стоимость аналогичного продукта, выпускаемого национальными производителями. Расследование может длиться на протяжении 6-12 месяцев.

В том случае, если при расследовании был выявлен факт демпинга, вводится предварительная антидемпинговая пошлина. Применена она может быть не раньше 2 месяцев со дня начала расследования. Размер ставки пошлины должен покрыть ущерб для экономики.

Срок действия предварительной антидемпинговой пошлины равен 4 месяцам. На основании заявления экспортёров, владеющих большей частью демпингового товара, срок может быть продлён до полугода.

  • Если при расследовании найдены основания для введения пошлин, но установлена их более низкая ставка, чем ставка предварительной пошлины, разница сумм возвращается плательщику.
  • Если устанавливается более высокая ставка, плательщик может не выплачивать разницу.

Расследование может быть прекращено тогда, когда экспортёр подаёт заявление о добровольном пересмотре цен на продукцию. Заявление может быть отклонено в случае, если изменение цен не возместит нанесенный экономике ущерб или по другим причинам. Размер антидемпинговой пошлины устанавливается в индивидуальном порядке, если продукция не относится к группе товаров, на которую уже имеется рассчитанная ставка.

Срок действия пошлины определяется на основании необходимости покрыть ущерб экономики страны, но он не может превышать 5 лет. После того, как срок действия пошлины составил 1 год, экспортёр имеет право подать заявку на повторное расследование и пересмотр дела.

Компенсационные пошлины

Компенсационные пошлины применимы к продукту на импорт, по отношению к которому была использована специфическая субсидия со стороны другой страны. Вводятся такие пошлины только в том случае, если установлен ущерб или его угроза для государства в результате импорта товара.

Субсидией может быть поддержка доходов, обеспечивающая преимущества и позволяющая увеличить экспорт из страны. Под этим понятием понимается также финансовое содействие: дотации, списание средств, налоговые кредиты и так далее.

Специфической субсидией называют субсидию, которая предоставляется отдельным компаниям, отраслям, союзам. В это понятие также входит субсидия, предоставляемая организациям в неравном объёме.

Ущерб для страны в результате импорта товара по субсидиям определяется по тем же критериям, что и ущерб в результате демпинга. В частности, это факт снижения или сдерживания стоимости на аналогичный продукт национального производства, повышенный спрос на импортный товар.

При наличии информации, подтверждающей факт ущерба для экономики, до окончания расследования вводится предварительная компенсационная пошлина на срок до 4 месяцев. Устанавливается она не раньше 2 месяцев со дня открытия расследования.

Размер пошлины рассчитывается на основании размера специфической субсидии на единицу продукции. Расследование отменяется при добровольном отказе от субсидирования или изменении цен на товар, если такое решение не нанесёт ущерба для экономики страны.

Срок действия компенсационной пошлины определяют в зависимости от того, как скоро она покроет ущерб для экономики страны. Срок не может быть более 5 лет.

За что придётся платить: китайские шины, подшипники …

Ущерб от демпинга наиболее вероятен для следующих сегментов экономики: сельскохозяйственная область, металлургия, химическая, пищевая отрасль, машиностроение. Например, введены антидемпинговые пошлины на шины из Китая и китайские подшипники, так как их стоимость значительно ниже отечественных аналогов.

Также в 2015 году антидемпинговые пошлины действуют в отношении следующей группы товаров:

  • легковые машины массой 2,8-3,5 тонн немецкого, итальянского и китайского производства;
  • чугунные эмалированные ванны производства КНР;
  • мясо КРС и птицы;
  • активированный уголь;
  • комбайны по уборке зерна;
  • трубы из стали;
  • болты и гайки, используемые в машиностроении и многое другое.

Решение о том, к каким группам товара должна применяться антидемпинговая мера, принимается Комиссией Таможенного союза.

Рассчитать платежи при экспорте/импорте можно при помощи калькулятора таможенных платежей. Как им воспользоваться, читайте в нашей статье.
Каковы акцизы на топливо, узнайте тут. Возможно, вам пригодятся и методы расчёта акцизов на основные подакцизные товары.

Расчёт пошлины

Рассчитываются они на основании ставки, принятой на данную группу товаров или на конкретный товар, и таможенной стоимости.

Рассмотрим пример расчёта антидемпинговой пошлины:

В отношении чугунных ванн была введена пошлина в размере 51,87. Таможенная стоимость партии ванн составляет 364 860 рублей.

Определяем размер пошлины:

364 860 * 0,5187 = 189 252,9

Плюсы и минусы антидемпинговой меры

Антидемпинговые меры практикуются практически во всех странах мира, в том числе и в России. Их востребованность доказывает эффективность инструмента. Можно отметить следующие преимущества антидемпинговых пошлин:

  • Защита интересов отечественных производителей;
  • Эффективное регулирование внешнеторговой деятельности;
  • Предотвращение фактов демпинга;
  • Сохранение доходов государства;
  • Защита важных для страны отраслей: автостроение, авиастроение.

Несмотря на общее применение антидемпинговых мер, у них есть свои недостатки:

  • В России антидемпинговые меры могут применяться только по отношению к товару, который облагается таможенной пошлиной. В итоге, теряется действенность инструмента;
  • Потребитель получает меньше возможностей для приобретения качественной импортной продукции за счёт увеличения её стоимости;
  • На данный момент отсутствуют чёткие определения демпинга и критерии для расследования дел по установлению антидемпинговой меры, что негативно сказывается на развитии международной торговли.

Пример введения антидемпинговой пошлины на импорт лимонной кислоты из Китая:

Антидемпинговые и компенсационные пошлины вменяются почти по аналогичному методу. Обе меры направлены на защиту национальных производителей и экономики страны. Пошлины применяются лишь в отношении определённой группы товаров или для конкретного продукта. При этом требуется проведение расследования. По поводу антидемпинговых мер есть много разных мнений, однако несомненно, что меры для предотвращения демпинга необходимы.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Таможенные платежи».

Бесплатная консультация по телефону:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Оцените статью
Добавить комментарий