Камеральная налоговая проверка – это… Понятие, сроки и порядок проведения

Содержание

Камеральная налоговая проверка – это… Понятие, сроки и порядок проведения

Понятие, цели, задачи и сроки проведения камеральной налоговой проверки

Порядок оформления результатов камеральной налоговой проверки

Права налогоплательщиков при проведении камеральной налоговой проверки

Процедуры, осуществляемые в ходе камерального налогового контроля

Этапы и методы проведения камеральной налоговой проверки

Понятие, цели, задачи и сроки проведения камеральной налоговой проверки

Тема 2. Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка – это одна из важнейших форм налогового контроля. В соответствии со ст.88 НК РФ камеральная налоговая проверка – это проверка, проводящаяся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, без специального решения руководителя или заместителя налогового органа о проведении налоговой проверки.

Целями камеральной налоговой проверки являются:

– контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах;

– выявление и пресечение налоговых правонарушений;

– подготовка информации для выбора объекта проведения выездной налоговой проверки.

Правовое регулирование камеральных проверок установлено ст. 88 НК РФ. Вместе с тем на данный институт распространяются и положения ст. 87 НК РФ.

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

– камеральные налоговые проверки;

– выездные налоговые проверки.

Анализ положений ст. 88 НК РФ позволяет выделить следующие задачи камеральной налоговой проверки:

– проверка представленных налогоплательщиком в налоговый орган декларации (расчетов) и документов на предмет ошибок и противоречий в их содержании;

– установление соответствия сведений в этих декларациях (расчетах) и документах и сведений, содержащихся в документах, имеющихся у налогового органа и полученных им в ходе налогового контроля;

– проверка правильности исчисления налоговой базы, арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;

– проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов, правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствия действующему законодательству.

Камеральная налоговая проверка выполняет также превентивную задачу, состоящую в предупреждении и пресечении нарушения законодательства о налогах и сборах, так как в силу п. 3 ст. 88 НК РФ в случае обнаружения ошибок, противоречий либо несоответствия в документах налоговый орган обязан сообщить об этом налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Такая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Должностное лицо налогового органа проверяет декларацию (расчет), а также документы, которые согласно положениям НК РФ должны быть представлены вместе с декларацией (расчетом). В результате такой проверки сотрудник налогового органа может выявить:

– ошибки в налоговой декларации (расчете);

– противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;

– несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.

В этом случае о таких обстоятельствах сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Общие правила проведения камеральных налоговых проверок состоят в следующем:

1) проверки проводятся по месту нахождения налогового органа уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями, без какого-либо специального решения руководителя налогового органа (п. п. 1 и 2 ст. 88 НК РФ);

2) проверяются налоговые декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Исходя из Постановления Президиума ВАС РФ от 26 июня 2007 г. N 2662/07, наличие представленной налогоплательщиком декларации является обязательным условием для проведения налоговым органом данной проверки.

В общем случае проведение камеральной налоговой проверки является правом налогового органа. Однако в некоторых случаях проведение камеральной проверки обязательно. Так, в силу п. 1 ст. 176 НК РФ если в налоговой декларации по НДС налог заявлен к возмещению, то налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 НК РФ. При представлении уточненных налоговых деклараций, из которых следует право налогоплательщика на возврат излишне уплаченного налога, обязательность камеральной налоговой проверки косвенно следует из п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 98, Постановления Президиума ВАС РФ от 11 октября 2011 г. N 2119/11;

3) при проведении проверок налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков документы (с определенными ограничениями):

– если налогоплательщик использует налоговые льготы, то могут быть истребованы документы, подтверждающие право на эти налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).

– если налогоплательщик подал налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, то могут быть истребованы документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ).

– если налогоплательщик уплачивает налоги, связанные с использованием природных ресурсов, то могут быть истребованы любые документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов (п. 9 ст. 88 НК РФ).

4) в п. 2 ст. 88 НК РФ для налоговых органов установлено общее ограничение при проведении камеральной налоговой проверки: она проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Таким образом, в рамках камеральной налоговой проверки, как правило, проверяются налоговые декларации (расчеты авансовых платежей, расчеты сборов, иные расчеты), представленные самим налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом). При этом налогоплательщик, в соответствии со ст. 81 НК РФ, в любое время может представить уточненную налоговую декларацию (расчет). Тем самым налогоплательщик фактически отказывается от сведений, указанных им в ранее представленной декларации, вследствие чего ее дальнейшая проверка налоговым органом теряет смысл. Соответствующее правило содержится в п. 9.1 ст. 88 НК РФ: в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета).

Особенности отдельных видов камеральных проверок могут быть специально урегулированы. Так, правила камеральных проверок налоговых деклараций участников договоров инвестиционного товарищества определены в п. 8.1 ст. 88 НК РФ, консолидированной группы налогоплательщиков – в п. 11 ст. 88 НК РФ.

Предметом камеральной налоговой проверки является налог, декларация (расчет) по которому представлена налогоплательщиком в налоговый орган. Соответственно, проверяется только период, отраженный в поданной декларации.

Камеральная налоговая проверка проводится только в отношении документов, служащих основанием для исчисления и уплаты конкретного налога. Например, справка по форме N 2-НДФЛ, которую работодатели обязаны представлять в налоговый орган, не является основанием для исчисления и уплаты НДФЛ. Она не содержит необходимую и достаточную информацию для проверки факта перечисления в бюджет сумм удержанного налоговым агентом налога, т.к. в ней отсутствуют сведения о дате фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, дате фактического получения налогоплательщиком дохода. Следовательно, указанная справка не может считаться необходимым документом для осуществления контроля над правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет данного налога.

Законодательство о налогах и сборах не содержит указания на обязанность налоговых органов осуществлять проверку представленных налоговыми агентами справок по форме N 2-НДФЛ. Отсюда можно сделать вывод: задолженность по НДФЛ может быть выявлена только в результате выездной налоговой проверки. Такой вывод содержится в Постановлении ФАС Уральского округа от 13.09.2010 N Ф09-6098/10-С2.

В случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) налоговый орган не вправе проводить камеральную налоговую проверку, а должен использовать иные формы налогового контроля (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 N 1580/07).

В частности, НК РФ не предусмотрена возможность проведения камеральной налоговой проверки на основе справки о среднесписочной численности работников без представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (Письмо Минфина России от 05.05.2010 N 03-02-08/28).

Если налогоплательщик обнаружил в поданной им в налоговый орган декларации факт неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести необходимые изменения в декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета.

Если же организация была реорганизована, уточненные декларации следует подавать по месту учета организации-правопреемника (Письма Минфина России от 05.02.2008 N 03-02-07/1-46, ФНС России от 18.07.2008 N 3-2-14/10). В уточненных декларациях указываются те же коды ОКАТО, которые были указаны в первичных налоговых декларациях, представленных организацией в налоговый орган до ее реорганизации.

Уточненная декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения (п. 5 ст. 81 НК РФ).

Если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщик представит уточненную декларацию (расчет) в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, камеральная проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).

Читайте также:  Все купюры России. Современные бумажные деньги

Прекращение камеральной проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

При подаче уточненной налоговой декларации по истечении срока подачи налоговой декларации, а также по истечении срока уплаты налога налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была им представлена до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки (п. п. 3 и 4 ст. 81 НК РФ).

Возможно ли проведение повторной камеральной налоговой проверки?

Налоговый кодекс РФ не содержит понятия “повторная камеральная проверка”. Поэтому ответ на поставленный вопрос в налоговом законодательстве найти нельзя.

Повторная камеральная налоговая проверка фактически означает повторную проверку одной и той же декларации.

Контролирующие органы называют единственную ситуацию, при которой возможна повторная камеральная проверка за тот же отчетный (налоговый) период, – представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (Письма УФНС России по г. Москве от 21.02.2011 N 16-15/15881@, Минфина России от 31.05.2007 N 03-02-07/1-267).

В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ налогоплательщик представляет в налоговый орган уточненную декларацию при обнаружении им в налоговой декларации следующих недочетов:

– неотражения или неполноты отражения сведений;

– наличия ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате;

– наличия недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: “Что-то тут концом пахнет”. 8688 – | 8225 – или читать все.

1.3. Камеральная налоговая проверка: понятие, виды, сроки, порядок проведения, процессуальное оформление

Камеральная налоговая проверка – это текущая плановая проверка документации налогоплательщика налоговым органом. В соответствии со ст. 88 НК РФ Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. 1

НК РФ ограничивает проведение камеральной проверки трехмесячным сроком, продление которого не допускается. Исчисление срока начинается со дня представления налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Проведение камеральной налоговой проверки за пределами трехмесячного срока само по себе не служит основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты недоимки и пеней, то есть этот срок не является пресекательным.

Главным объектом камеральной проверки выступает налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется в установленные сроки каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате.

Направления, по которым проводится камеральная проверка, позволяют выделить следующие ее виды:

Формальная проверкавключает в себя проверку наличия всех установленных законодательством форм отчетности и документов (например, документов, подтверждающих предоставление налоговых льгот или подтверждающих экспорт продукции и т.д.). Проверяется также наличие и четкое заполнение всех предусмотренных правовыми актами обязательных реквизитов. Заполнение отчетности должно осуществляться ручкой, фломастером или методами машинной обработки. Не допускаются неоговоренные исправления. В случае отсутствия каких-либо данных в соответствующей строке ставится прочерк или делается ссылка об отсутствии оснований по заполнению определенных строк (форм). В ходе формальной проверки проверяется также наличие подписи налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера) и соответствии этих подписей имеющимся образцам. На представляемом втором экземпляре налоговой отчетности ставится отметка налогового органа о дате получения отчетности.

Арифметическая проверкадает возможность оценить правильность арифметического подсчета того или иного показателя, например, налогооблагаемой прибыли. При арифметической проверке контролируется правильность подсчета итоговых сумм в документе, как по горизонтали, так и по вертикали.

Нормативная проверка– это проверка содержания документа с точки зрения соответствия его действующему законодательству. Именно этот метод позволяет выявить незаконные по содержанию документы, установить факты необоснованного списания затрат на себестоимость продукции, неправильности применения ставок налогов и т.д. При нормативной проверке налоговый инспектор руководствуется нормативной базой о налогах и сборах.

Непосредственная камеральнаяпроверка представляет собой логическую проверку корреспонденции цифровых данных, в соответствии с которыми налогоплательщик определяет сумму налога, подлежащую внесению в бюджет. 1

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет). 1

При самостоятельном обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации неточностей, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести в декларацию необходимые дополнения и изменения.

Статья 81 НК РФ устанавливает специальные правила внесения таких изменений и дополнений с целью стимулирования налогоплательщика действовать добросовестно:

1) если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации производится до истечения срока ее подачи, налоговая декларация считается поданной в день подачи заявления;

2) если такое заявление делается после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление было сделано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом соответствующих нарушений либо о назначении выездной налоговой проверки;

3) если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление сделано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом соответствующих нарушений либо о назначении выездной налоговой проверки – при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени. 1

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки. Акт налоговой проверки должен быть составлен по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).

Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.

Камеральная налоговая проверка

Методы осуществления налогового контроля не обходятся без постоянного совершенствования.

Понятие камеральной налоговой проверки

Основная форма налогового контроля предполагает проведение как выездных, так и камеральных проверок. Их предметом выступает проверка того, насколько верно произведен расчет НДС, НДФЛ, налога на прибыль или имущество и других обязательных платежей, а также данные уточненной декларации, корректность применения вычета или заявление возврата. Происходит анализ и иных необходимых документов.

Цели и задачи этого процесса заключаются в проверке правильности и обоснованности оформления отчетности по обязательным платежам (НДС, НДФЛ, налогу на прибыли или на имущество и других).

Порядок проведения камеральной налоговой проверки предусмотрен ст. 88 НК РФ.

Основные признаки, позволяющие установить понятие камеральной проверки, содержатся в ч. 1 ст. 88 НК РФ:

  • местом ее проведения выступает налоговая инспекция. В отличие от выездных проверок, она не предполагает мероприятия по месту нахождения индивидуальных предпринимателей или юридических лиц. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения подразделения ФНС, осуществляющего администрирование платежей проверяемого субъекта;
  • методы ее проведения предполагают анализ ограниченного количества видов документов. К ним относятся документы налоговой отчетности. Среди последних выделяют расчет и уточненные декларации по различным налогам (НДС, НДФЛ, налог на имущество или прибыль и другие). Нередко эта форма контроля предполагает анализ обоснованности возврата или вычета;
  • она выступает разновидностью налогового контроля. После того, как она проходит, применяются стандартные методы, которые устанавливает налоговый кодекс. Речь идет о составлении акта, выставлении требования об уплате недоимок, а также о принятии решения, возлагающего на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан ответственность, предусмотренную НК РФ. Последние могут представлять возражения и пояснения.

Учитывая базовые характеристики, можно получить следующее определение. Камеральная налоговая проверка представляет мероприятие налогового контроля, предполагающее анализ документов индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и граждан, осуществляемое ФНС без выезда к последним, на основании представленных ими данных, последствия которой могут заключаться в составлении акта и дальнейшем проведении специальных процедур, предусмотренных НК РФ.

Процедура проведения камеральной налоговой проверки

Требования к проведению этого мероприятия налогового контроля также изложены в ст. 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными сотрудниками инспекции ФНС, осуществляющей администрирование платежей налогоплательщика.

Если речь идет о том, чтобы провести контроль в отношении инвестиционного товарищества, то расчет подлежит проверке по месту нахождения организации, являющейся ответственным товарищем.

Получение специального решения со стороны руководства этого органа не требуется, а проверка осуществляется на основании служебных обязанностей лица, ведущего ее сопровождение. Сотрудник применяет внутренние методики, на основании которых осуществляется выборка организаций и физлиц, подпадающих под налоговый контроль.

Читайте также:  Неформальные негативные санкции: примеры. Социология личности

Типичные основания этой проверки установлены в ч. 2 ст. 88 НК РФ. К ним относятся непредставление расчета или декларации (по НДФЛ, НДС, налогу на имущество или прибыль и другим платежам в казну). Другим основанием выступает представление отчетности, уменьшающей перечисляемую в бюджет суму (случаи возврата или вычета, предусмотренные НК РФ).

Стадии камеральной налоговой проверки

Проверка делится на следующие этапы:

Сотрудник, осуществляющий сопровождение приводит предварительный анализ документов по обязательным платежам (НДС, НДФЛ, налог на имущество или прибыль и др.) на предмет наличия оснований для мероприятий контроля (уточненный расчет, отсутствие декларации за предусмотренный период, который устанавливает налоговый кодекс в ч.2). Указанные методы выборки позволяют установить круг проверяемых субъектов.

2. Анализ имеющихся документов.

Сотрудник инспекции применяет профессиональные методы изучения декларации. Представленный расчет проверяется на корректность заполнения.

В отдельных случаях, налоговый кодекс дает возможность осуществить сравнение декларации по НДФЛ, НДС, налогу на прибыль или имущество и другим платежам аналогичных организаций.

3. Направление запросов.

Если сотруднику инспекции необходимы дополнительные данные (как правило это касается проверки обоснованности вычета или возврата, а также подачи уточненной декларации), он направляет соответствующее требование проверяемому лицу. Последнее обязано направить запрошенные документы.

Последствия игнорирования запроса предполагают ответственность. За каждый ненаправленный документ предусмотрено назначение штрафа, составляющего 200 рублей. Эта форма контроля позволяет организации или гражданину представить пояснения и подготовить возражения уже на этой стадии.

4. Изучение документов.

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, изучает весь массив имеющихся бумаг. Оно обязано изучить все документы отчетности, а также пояснения проверяемого, и дать им оценку. После этого происходит окончание контрольных действий.

5. Составление акта.

Если анализ материалов выявит нарушение, то сотрудник инспекции составляет акт. В нем отражаются результаты проверки. На основании акта будет приниматься решение, устанавливающее ответственность.

В ходе всех этих действий проверяющего органа налогоплательщик вправе подавать пояснения и возражения.

Налоговый кодекс предусматривает обжалование решения.

Такие проверки постоянно находятся в процессе совершенствования, что предполагает внесения изменений в порядок их проведения, преследующие цели более эффективного использования ресурсов ФНС.

Сроки проведения камеральной налоговой проверки

Налоговый кодекс (ст. 88) предусматривает несколько видов сроков. Главным требованием выступает максимальный период со дня представления отчетности. Такой срок не может превышать 3-х месяцев. Этот период охватывает все действия во время проверки.

Если речь идет о проверке уточненной декларации, то срок начинает исчисляться со дня, когда была передана повторная, а не первичная документация.

Если налогоплательщик не представил необходимой отчетности за определенный период (неправильно использованная форма приравнивается к такому случаю), то временной отрезок исчисляется по прошествии крайней даты, установленной в НК.

Последствие несоблюдения этого правила инспекцией заключается в невозможности выставления требования о предоставлении налогоплательщиком дополнительной документации.

Другим периодом является срок предоставленный проверяемому на ответ. Если лицо, осуществляющее сопровождение проверки, предъявляет требование направить дополнительные документы или пояснения (в том числе, по поводу возврата или вычета, отраженных в уточненной отчетности), налогоплательщику предоставляется 5 дней на указанные действия.

Лицу, осуществляющему сопровождение проверки и обнаружившему нарушение, дается срок, составляющий 10 дней после ее окончания, на составление акта, в котором отражаются ее результаты. Его форма установлена ФНС.

Он должен вручаться проверяемому в течение 5-ти дней с момента оформления. Это делается для того, чтобы налогоплательщик мог составить свои возражения. В отношении КГН этот период продлевается до 10-ти дней. Проверяемому дается возможность представить возражения в течение 30-ти дней.

Когда время, предоставленное для ответа на положения актов, истекло, подразделение ФНС рассматривает дело путем вынесения решения по итогам проверки.

Ее последствия могут предусматривать ответственность. Также возможна и повторная проверка.

Закон предусматривает процедуру, в ходе которой происходит обжалование указанных действий в установленный срок.

Закон не предусматривает продление проверки.

Виды камеральных налоговых проверок

Классифицирующим признаком проверок является их причина. Отличают следующие виды:

  • проверка отчетности;
  • проверка в ситуации, когда ее объект не представлен;
  • проверка в связи с заявлением налогового вычета;
  • проверка в связи с заявлением возврата;
  • проверка, обусловленная представлением уточненной отчетности.

Другим способом отделения контрольных мероприятий является вид платежа, перечисления которого проверяются. Налоговое законодательство постоянно пребывает в процессе совершенствования, поэтому количество видов проверок зависит от состава установленных обязательных платежей.

Проверка отдельных видов налогов может предусматривать дополнительные возможности инспекции.

Ошибки, выявленные камеральной налоговой проверкой и их последствия

В ходе проверок могут выявляться ошибки (неправильно указанный объект налогообложения, некорректный период и другие неточности). Их результаты далеко не всегда влекут ответственность.

Поскольку эти мероприятия могут начаться до истечения срока направления, уточненная декларация позволит соблюсти требования закона. Последнее означает невозможность привлечения к ответственности.

Такому налогоплательщику предоставляется 5-дневный, со дня вынесения соответствующего запроса, период на устранение противоречий и неточностей. Он также дополнить свою позицию посредством направления первичных бухгалтерских документов с пояснениями, обосновывающими его позицию.

Сроки проведения камеральной налоговой проверки

Каковы сроки камеральной проверки налоговой декларации

Говоря о сроках проведения камеральной налоговой проверки необходимо отметить, что (п. 2 ст. 88 НК РФ):

  • начало проведения камеральной проверки совпадает с моментом представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета);
  • сроки проведения камеральной налоговой проверки для российских компаний и ИП составляют 3 месяца за исключением НДС-декларации (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей в налоговом органе на учете в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС).
  • на проверку декларации по НДС у контролеров есть 2 месяца.

Итак, Налоговым кодексом (п. 2 ст. 88) установлен срок камеральной проверки, который составляет 3 месяца (или 2 месяца для НДС-декларации) с даты представления декларации или расчета. День представления напрямую зависит от способа представления налоговой декларации:

  1. Лично в налоговый орган. Днем представления считается день сдачи отчетности. В данном случае налоговый орган, согласно абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ, обязательно должен сделать отметку о принятии декларации на ее титульном листе.
  2. По почте. Днем представления считается дата отправки. Хотя налоговики считают это неверным, так как инспектор не может начать камеральную проверку без соответствующей отчетности. Такая позиция поддерживается и судебными постановлениями (постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2012 № А66-376/2012).
  3. По телекоммуникационным каналам связи. Днем представления считается день отправки (п.4 ст.80 НК РФ).

При этом налоговики не обязаны приступать к контрольным мероприятиям строго в день получения декларации. Поэтому дата в акте камералки может отличаться от даты сдачи декларации. Но вот закончить проверку налоговики обязаны точно в срок. Подробности см. здесь.

Не забудьте, что декларацию по НДС налогоплательщики вправе представлять только по ТКС (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ).

Оформить декларацию по НДС без ошибок помогут материалы рубрики «Декларация по НДС в 2020-2020 годах – бланк и образец».

Каковы сроки камеральной проверки по НДС

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость с начисленным к уплате налогом срок проведения камеральной проверки изменился — 2 месяца.

Специальный срок — шесть месяцев предусмотрен по декларациям иностранной компании, которая платит «налог на Google» (п. 2 ст. 88, п. 8 ст. 174.2 НК РФ).

В случае подачи декларации по НДС с суммой налога к возмещению срок камеральной проверки будет таким же — 2 месяца, но в данном случае существуют небольшие исключения. Так, если в ходе проведения комплекса контрольных мероприятий не будут выявлены нарушения, то инспектор может завершить проверку, не дожидаясь 2-месячного срока, и в течение 7 дней вынести решение о возмещении (письмо Минфина от 19.03.2015 № 03-07-15/14753).

В какой форме могут получать требования о пояснениях плательщики НДС, узнайте из материалов, размещенных на нашем сайте:

Когда камеральная проверка должна быть завершена

Камеральная проверка считается оконченной спустя 3 месяца (2 месяца для НДС) после ее начала в день, соответствующий дню начала контрольных мероприятий. Например, если декларация была подана 20.01.2020, то камеральная проверка заканчивается 20.04.2020.

Если же окончание проверки приходится на день, который отсутствует в третьем месяце проверки, то проверка заканчивается в последний день этого месяца.

Также на практике бывает, что срок завершения проверки приходится на выходной или праздничный день. В таком случае инспектор завершит проверку в ближайший следующий за ним рабочий день.

Дата окончания камеральной проверки может отодвинуться, если в течение 3-месячного срока налогоплательщик представил в налоговый орган уточненную декларацию. В этом случае проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка, срок которой — снова 3 месяца (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).

Что анализируют налоговики во время камеральной проверки уточненной декларации, узнайте здесь.

Возможно ли увеличение срока камеральной проверки

Как уже было отмечено выше, законодательством установлен только срок камеральной налоговой проверки. Возможности продления или приостановления такой проверки не предусмотрены ни одним нормативно-правовым актом. На данный факт указывают как Минфин РФ (письмо от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75), так и судебные органы (постановления ФАС Уральского округа от 16.07.2012 № Ф09-5401/12, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 № А52-4313/2009).

Исключением является декларация по НДС. Проверяющие могут продлить срок камеральной проверки по этой декларации на 1 месяц (с 2-х до 3-х месяцев). Это возможно в том случае, если они найдут признаки нарушения налогового законодательства (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, налоговый орган имеет право проводить необходимые контрольные мероприятия только в течение 3 месяцев со дня представления налоговой декларации (постановление президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09).

Вопреки этому некоторые суды считают правомерными результаты, даже если сроки проведения камеральных проверок превысили 3 месяца (постановление ФАС Уральского округа от 18.05.2009 № Ф09-3043/09-С3), аргументируя тем, что нарушение срока не является основанием для отмены решения, принятого по результатам проверки.

Составление и вручение актов и решений возможно только в случае выявления нарушений и только после завершения камеральной налоговой проверки.

Какой срок проведения камеральной проверки 3-НДФЛ

Если помимо заработной платы физическое лицо имеет иной источник дохода, то для него наступает обязанность уплатить налог и подать декларацию по форме 3-НДФЛ. Срок подачи такой декларации – не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода или иной материальной выгоды.

Читайте также:  Клиент - это... Клиентская база

Но, кроме обязанности уплаты налога, при применении каких-либо вычетов – социальных, имущественных и др. (ст. 218-221 НК РФ) – физическое лицо может претендовать на возврат излишне уплаченных сумм налога.

В обоих случаях срок камеральной проверки будет составлять 3 месяца. Следует отметить, что при подаче декларации на возврат необходимо подать заявление о предоставлении вычета, так как оно является основанием для его получения.

Заявить вычет можно в любой год, следующий за годом, когда у гражданина возникли соответствующие расходы. Но вот вернуть можно лишь налог, уплаченный течение последних 3 лет (п. 7 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 19.10.2012 № 03-04-05/5-1210).

В настоящее время у налогоплательщиков появилась прекрасная возможность следить за ходом проверки и своевременно узнавать о ее результатах с помощью сервиса ФНС «Личный кабинет налогоплательщика».

С нюансами проведения камеральной проверки декларации 3-НДФЛ вас познакомит эта публикация.

Итоги

Камеральная проверка налоговой декларации длится 3 месяца (2 месяца для НДС-декларации) с момента ее подачи налогоплательщиком в налоговый орган (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС).

Если во время проведения камеральной проверки налогоплательщик сдал уточненку, камеральная проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка уже уточненной декларации, которая также длится 3 месяца.

Возможность продления или приостановления такой проверки налоговым законодательством не предусмотрена.

Камеральная налоговая проверка: понятие, порядок и сроки проведения. Оформление результатов камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа.

Камеральная проверка начинается после того, как налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию или расчет. Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или разрешения налогоплательщика.

Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется.

Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления декларации в налоговый орган.

Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, расхождения или несоответствие сведений, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в налоговую декларацию.

Пояснения к налоговой декларации можно представить в письменном виде лично, почтовым отправлением либо по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи. Пояснения необходимо представить в течение 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений

Внесение изменений в декларацию осуществляется путем подачи уточненной декларации.

В ходе камеральной проверки налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения или документы в следующих случаях:

• заявлена сумма НДС к возмещению;

• отчетность представлена по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;

• декларация по налогу на прибыль или налогу на доходы физических лиц представлена участником договора инвестиционного; товарищества.

ВОЗМОЖНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ:

Истребование документов у налогоплательщика (в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, статья 93 НК РФ)

Истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц (статья 93.1 НК РФ)

Допрос свидетелей (статья 90 НК РФ)

Проведение экспертизы (статья 95 НК РФ)

Участие переводчика, эксперта (статья 95, 97 НК РФ)

Осмотр документов и предметов (с согласия налогоплательщика) (статьи 91, 92 НК РФ)

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

Нарушения не выявлены:

• камеральная проверка автоматически завершается. Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.

• в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;

• акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;

• налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;

• в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

34. Выездная налоговая проверка. Понятие, ограничения, порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки. Оформление проведения и результатов выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, но в том случае, если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения выездной проверки, она проводится по месту нахождения налогового органа.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика, за исключением следующих случаев:

1) проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;

2) досрочное прекращение налогового мониторинга;

3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа.

В случае проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в настоящем подпункте, предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с мотивированным мнением;

4) представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).

Выездная налоговая проверка физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, ввиду особой специфики данного субъекта, а также прав других лиц, проживающих в жилых помещениях проверяемого физического лица, имеет свои особенности.

Представители налоговых органов не могут находиться в этих жилых помещениях помимо или против воли проживающих в них физических лиц. Соответственно, в отсутствие такого согласия выездная налоговая проверка, будет проводиться по месту нахождения налогового органа.

В случае, если налогоплательщик – физическое лицо препятствует проведению проверки, пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Выездная проверка налогоплательщика проводится в течение 2 месяцев

Срок проведения выездной проверки может быть продлен до 4 или 6 месяцев в следующих случаях:

• налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует о возможном нарушении налогового законодательства и требует дополнительной проверки;

• на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;

• вы не представили в установленный срок документы по требованию налоговых органов;

• имеются иные обстоятельства.

Выездная налоговая проверка в отношении консолидированной группы налогоплательщиков проводится в отношении налога на прибыль организаций.

Выездная проверка налогоплательщика проводится в течение 2 месяцев (в том числе организации с обособленными подразделениями).

Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства – в течение 1 месяца.

Срок проведения выездной проверки может быть продлен до 4 или 6 месяцев в следующих случаях:

• если вы имеете статус крупнейшего налогоплательщика;

• налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует о возможном нарушении налогового законодательства и требует дополнительной проверки;

• на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;

• у вас несколько обособленных подразделений;

• вы не представили в установленный срок документы по требованию налоговых органов;

• имеются иные обстоятельства.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

В некоторых случаях срок выездной проверки может быть приостановлен (общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев), при этом перечень таких случаев строго определен:

• в связи с необходимостью получения информации от иностранных госорганов в рамках международных договоров;

• в связи с необходимостью проведения экспертизы;

• перевода на русский язык документов, которые представлены налогоплательщиком на иностранном языке и истребования у контрагента проверяемого налогоплательщика или у иных лиц документов (информации), которые относятся к деятельности этого налогоплательщика.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

В последний день проведения выездной проверки составляется справка о проведенной выездной налоговой проверке. Дата составления справки (дата справки) фиксирует окончание выездной проверки.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки (с необходимыми приложениями) направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица и датой вручения этого акта в этом случае будет шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

Оцените статью
Добавить комментарий