Государственные бюджетные фонды

Государственные бюджетные фонды

Государственные внебюджетные фонды России

Внебюджетные фонды являются одной из форм организации финансовых ресурсов, заключающейся в их перераспределении и использовании для финансирования определенных общественных потребностей.

Потребность в перераспределении бюджетных ресурсов возникает, когда данные ресурсы ограничены, особенно при сложном финансовом состоянии экономики. Благодаря незакрепленности доходов за конкретными видами расходов, средства госбюджета достаточно мобильны.

Однако в такой ситуации существует опасность урезания расходов на социальные потребности, поэтому достаточно важным является определение наиболее значимых участков и обеспечить их целевым направлением и использованием поступающих средств.

Одним из способов решения данной задачи является создание внебюджетных фондов с конкретным назначением: расширить источники государственного финансирования социальных нужд для обеспечения реализации конституционных прав граждан.

В зависимости от своего назначения, внебюджетные фонды могут быть экономическими – с целью аккумулирования средств для финансирования хозяйственных нужд, и социальными – для формирования страховых, пенсионных и прочих резервов с целью осуществления социальной защиты населения. По уровню управления внебюджетные фонды подразделяются на государственные и региональные. С помощью внебюджетных фондов осуществляется:

  • Влияние на процесс производства посредством финансирования, кредитования, субсидирования отечественных предприятий;
  • Обеспечение природоохранных мероприятий;
  • Оказание социальных услуг населению (выплата пенсий, пособий, финансирование социальной инфраструктуры;
  • Предоставление займов, включая партнеров за рубежом.

Формирование и функционирование внебюджетных фондов находится в ведении органов власти государства: центральных, республиканских, местных, и регламентируется законодательством. Источники формирования внебюджетных фондов в основном обуславливаются характером и масштабом поставленных перед ними задач, а так же экономическим и финансовым положением государства.

Имеется два пути создания внебюджетных фондов: выделение из бюджета расходов, имеющих особое значение, либо формирование внебюджетного фонда для определенных целей с собственными источниками доходов. Цель создания фонда обычно отражается в его названии.

Важнейшим материальным источником для большей части государственных внебюджетных фондов является национальный доход. С целью его перераспределения, в качестве способа мобилизации используются налоги и сборы, бюджетные средства и займы. Налоги и сборы устанавливаются законодательством. Доходы внебюджетных фондов поступают из следующих источников:

  • Налоги и сборы целевого характера, устанавливаемые законодательной властью;
  • Средства госбюджета в форме безвозмездных субсидий или отчислений;
  • Отчисления от прибыли предприятий и организаций;
  • Прибыль от коммерческой деятельности фондов и отдельных лиц;
  • Займы, предоставляемые фондам от коммерческих банков или Центрального банка России;
  • Прочие виды доходов, предусмотренные законодательством.

Поступление доходов в фонды обеспечивается органами исполнительной власти, осуществляющими сбор налогов в федеральный бюджет. Особенности государственных внебюджетных фондов:

  • Строгая целевая направленность и планирование органами государственной власти;
  • Финансовые средства из внебюджетного фонда могут использоваться для покрытия расходов государства, не включенных в госбюджет.
  • Внебюджетные фонды в качестве источника формирования используют обязательные отчисления физических и юридических лиц;
  • Взносы поступают в виде обязательных налоговых платежей, установленных государством;
  • Средства фонда не подлежат изъятию для использования в целях, отличных от назначения данного фонда;
  • Учет расходов фонда производится по распоряжению Правительства РФ или правления фонда.

На территории России действуют следующие внебюджетные фонды:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • Прочие внебюджетные фонды.

Для наглядности рассмотрим более подробно функционирование некоторых социальных внебюджетных фондов. Пенсионный фонд Российской Федерации является важнейшим социальным внебюджетным фондом, который предназначен для произведения выплат пенсий гражданам в соответствии с действующим законодательством.

Фонд выплачивает трудовые и социальные пенсии, пенсии военнослужащим и их семьям, различные пособия и выплаты определенным категориям лиц. Средства в данный фонд поступают из следующих источников:

  • Страховые взносы работодателей и граждан;
  • Средства федерального бюджета;
  • Суммы различных финансовых санкций;
  • Добровольные взносы юридических и физических лиц:
  • Доходы от инвестирования свободных финансовых средств фонда;
  • Иные источники, не запрещенные законодательством.

Пенсионный фонд РФ – это самостоятельная финансово-банковская система, являющаяся органом государственного управления в области финансов пенсионного обеспечения.

Средства, составляющие бюджет фонда, являются федеральной собственностью и не подлежат перераспределению в прочие бюджеты. Фонд подотчетен правительству федерации и ежегодно представляет информацию о своей деятельности в парламент.

Структура Пенсионного фонда гарантирует текущие и чрезвычайные выплаты пособий в масштабах всей страны в различных ситуациях, например, выплату пенсий при резком увеличении числа пенсионеров в результате стихийных бедствий; повышение размера выплачиваемых пенсий при резких скачках цен и т. д.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) так же является социальным внебюджетным фондом. Средства из данного фонда направляются в страховые компании, работающие на основе лицензий и подбирающие медицинские учреждения, способные оказать действительную эффективную помощь застрахованным гражданам на бесплатной основе.

Фонд производит финансирование различных медицинских программ, развитие медицины и научных исследований в этой области, оплату лечения и т. д.

Формирование средств фонда происходит за счет ассигнований и страховых взносов за своих работников организаций любых форм собственности и видов деятельности, а так же органов исполнительной власти, осуществляющих платежи за неработающих лиц (детей, пенсионеров и т. д.). В результате все граждане получают гарантированный объем медицинских услуг, включая скорую помощь.

Кроме социальных, могут создаваться и действовать государственные внебюджетные фонды иного назначения – экономического.

Экономические внебюджетные фонды создаются федеральными, региональными либо местными органами власти для финансирования расходов государства по отдельным бюджетным статьям и консолидируются в составе бюджета государства для обеспечения более полного контроля за поступлением и целевым использованием средств данных фондов.

Состав экономических внебюджетных фондов непостоянен и связан с необходимостью финансирования развития определенных направлений и секторов экономики, социальной сферы, а так же охраны окружающей среды. За последние годы в состав бюджетов входили следующие фонды:

  • Федеральный фонд сохранения биологических ресурсов;
  • Экологические фонды разных уровней (федеральные, территориальные);
  • Фонд развития таможенной системы РФ;
  • Государственный фонд борьбы с преступностью.

Внебюджетные фонды освобождаются от уплаты налогов и пошлин по основным направлениям своей деятельности.

Внебюджетные и бюджетные целевые фонды

  • Государственные финансы и финансовая политика государства
  • Бюджетная система и ее основные принципы
  • Типы бюджетных систем
  • Уровни бюджетной системы РФ
  • Консолидированный бюджет РФ
  • Доходы государства

Внебюджетные фонды: экономическая сущность, необходимость, источники, структура

Внебюджетные фонды — это самостоятельные финансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве своем наделенные статусом юридического лица.

Государственные внебюджетные фонды — целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за пределами государственного бюджета за счет обязательных платежей и отчислений юридических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Внебюджетные целевые фонды независимы в правовом и экономическом отношении от госбюджета. Денежные средства внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов бюджета государства. Вместе с тем средства внебюджетных фондов принадлежат государству, которое и осуществляет общую регламентацию их деятельности (рис. 35).

Все внебюджетные фонды функционируют автономно от бюджета.

Рис. 35. Место внебюджетных целевых фондов в структуре госфинансов

Необходимость возникновения внебюджетных фондов была вызвана рядом общеэкономических и финансово-организационных причин. Основная экономическая причина — необходимость расширить источники финансирования государством социально-экономических нужд. Другими словами, внебюджетные фонды призваны охватить существенно важные направления общеэкономического развития страны, ее социальной сферы.

Органы государства определяют целевое назначение фонда и направление использования средств из фонда.

По функциональному назначению внебюджетные фонды делятся на общегосударственные, т. е. образованные для решения важных общеэкономических проблем, имеющих программный характер (дорожное строительство и дорожное хозяйство; борьба с преступностью; экология; развитие таможенной системы; воспроизводство минерально-сырьевой базы и т. п.) и целевые, которые создаются для финансирования социальных нужд, образования, науки, медицины, снижения безработицы.

Средства всех внебюджетных фондов находятся на специальных счетах. Все внебюджетные фонды подразделяются на общегосударственные, федеральные и местные. Финансирование из фондов выполняется по строго целевому признаку. Причем, социальные потребности гораздо шире финансируются из внебюджетных фондов, чем из соответствующих целевых бюджетных фондов.

Несмотря на автономность финансирования всех внебюджетных фондов, очевидна их взаимосвязь и взаимозависимость с бюджетом. Во-первых, взносы во все внебюджетные фонды носят обязательный характер и объективно соотносятся и взаимодействуют с налоговой системой. Во-вторых, будучи обязательными к уплате, взносы во внебюджетные фонды включаются в себестоимость производимой продукции. В-третьих, законодательные изменения по увеличению социальных выплат неизбежно ведут к дополнительной нагрузке на бюджет, способствуют появлению бюджетного дефицита.

Классификация внебюджетных фондов, их отличия от целевых бюджетных фондов

Внебюджетные фонды представляют собой финансовые ресурсы, не включаемые в бюджеты различных уровней. Они имеют целевое назначение и находятся в распоряжении органов государственной власти или муниципальных образований. Эти фонды являются формой мобилизации денежных средств для решения конкретных экономических и социальных задач.

В финансовой системе России внебюджетные фонды получили большое значение в 90-е гг., в начале экономических реформ. Кризисные явления в экономике вызвали нехватку финансовых ресурсов для решения самых неотложных проблем. Предполагалось, что за счет создания внебюджетных фондов можно будет обеспечить необходимые расходы самостоятельными источниками финансирования.

Читайте также:  Что такое расчетный счет? Открытие расчетного счета

По своему функциональному назначению можно выделить социальные и общеэкономические внебюджетные фонды.

Социальные внебюджетные фонды

Социальные внебюджетные фонды представляют собой организации (юридические лица). Они обеспечивают функционирование системы обязательного социального страхования. Данная система действует в соответствии с федеральным законом “Об основах обязательного социального страхования” от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ. В настоящее время функционируют три федеральных социальных внебюджетных фонда:

Ранее действовавший Государственный фонд занятости населения РФ ликвидирован с 1 января 2001 г.

Пенсионные фонды имеют доходную базу и направления расходов, расписанные в виде бюджета. Основной источник формирования доходов ПФ — страховые платежи. При расчете облагаемой взносами в пенсионный фонд доходной базы предусматривается исключение некоторых доходов и выплат.

Социальные внебюджетные фонды являются федеральной собственностью.

Общеэкономические внебюджетные фонды

Общеэкономические внебюджетные фонды создавались федеральными, региональными или местными органами власти для решения конкретных задач. Так, Федеральный экологический фонд РФ имел целью обеспечение финансирования природоохранных мероприятий. В качестве доходов в него зачислялись штрафы от загрязнения окружающей среды и за нерациональное использование природных ресурсов, а также компенсационные платежи за причиненный природе ущерб.

Федеральный дорожный фонд должен был обеспечивать денежными ресурсами дорожное строительство. В него зачислялись налоги на пользователей дорог и владельцев автотранспортных средств.

Платежи во внебюджетные фонды носили обязательный характер.

Практика широкого использования общеэкономических внебюджетных фондов себя не оправдала. Формирование их доходов и осуществление расходов не могло в полной мере контролироваться налоговыми органами. Поэтому в 1999 г. федеральные общеэкономические внебюджетные фонды были включены в бюджет, т. е. преобразованы в целевые бюджетные фонды. К числу включенных в федеральный бюджет относились: Федеральный дорожный фонд РФ; Федеральный экологический фонд РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд развития таможенной системы РФ; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов; Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Субъектам Федерации органами федеральной власти было рекомендовано включить региональные внебюджетные фонды в состав бюджетов соответствующих уровней, т. е. преобразовать их в целевые бюджетные фонды.

Статьей 17 Бюджетного кодекса РФ целевой бюджетный фонд определен как фонд денежных средств, образуемый в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого фонда.

В статье 54 Бюджетного кодекса РФ указывается, что доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета.

В качестве примера целевого бюджетного фонда можно привести Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов. Он существовал в 1999-2000 г.

Распорядителем средств данного фонда являлось Министерство природных ресурсов РФ. Оно определяло перечень расходов фонда.

В 2001 г. в соответствии с законом о федеральном бюджете были упразднены следующие целевые бюджетные фонды:

  • Федеральный дорожный фонд РФ;
  • Федеральный экологический фонд РФ;
  • Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
  • Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ;
  • Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов;
  • Государственный фонд борьбы с преступностью;
  • Фонд контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ;
  • Фонд по охране озера Байкал;
  • Фонд содействия военной реформе.

В 2001-2002 гг. в составе федерального бюджета существует лишь целевой бюджетный Фонд Министерства РФ по атомной энергии.

В 2001 г. целевые бюджетные фонды существовали в ряде субъектов Федерации. В частности, бюджет Москвы включал:

  • Территориально-экологический фонд;
  • фонды развития территорий административных округов города Москвы;
  • фонды развития территорий районов Москвы;
  • Жилищно-инвестиционный фонд;
  • Фонд пожарной безопасности;
  • Фонд безопасности дорожного движения;
  • Фонд борьбы с преступностью;
  • Фонд рекламы и городской информации.

Например, источниками формирования доходов Территориального экологического фонда были:

  • отчисления от платы за выбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду;
  • средства, полученные по искам о возмещении вреда, нанесенного окружающей природной среде, и от взимания штрафов за экологические правонарушения;
  • средства, поступающие в виде компенсации ущерба при строительстве и эксплуатации объектов, проведении работ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
  • средства, предназначенные на компенсационное озеленение;
  • средства, полученные от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции.

Средства Фонда расходовались на следующие цели:

  • разработка имеющих городское значение программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения;
  • финансирование мероприятий по сохранению и восстановлению природных комплексов, земельных ресурсов и живой природы;
  • финансирование строительства и реконструкция природоохранных объектов.

Наличие в бюджете Москвы целевых фондов развития территорий административных округов и фондов развития территорий районов связано с особенностями организации финансовой системы в этом субъекте Федерации. Территория Москвы разделена на административные округа, а они в свою очередь — на районы. Однако ни округа, ни районы не имеют самостоятельных бюджетов. Их потребности финансируются из целевых фондов, включенных в бюджет Москвы.

ТЕМА: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

1.Сущность и назначение внебюджетных фондов.

2.Пенсионный фонд РФ.

3.Фонд социального страхования.

4.Фонд обязательного медицинского страхования.

1.С переходом России к рыночной экономике появилась необходимость в создании внебюджетных фондов.

Государственные внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов для финансирования общественных потребностей. Основное их назначение – обязательное социальное страхование, которое представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию последствий изменения материального или социального положения граждан и наступления социальных страховых рисков. К социальным страховым рискам относятся:

· необходимость получения медицинской помощи;

· трудовое увечье и профессиональное заболевание;

· смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

В этом заключается экономическое содержание внебюджетных фондов. юридическое определение дано в Бюджетном кодексе. Это государственные фонды денежных средств, управляемые органами гос. власти и предназначенные для социального обеспечения граждан.Средства гос. внебюджетных фондов находятся в федеральной гос. собственности и не входят в состав бюджетов всех уровней. Средства бюджетов фондов изъятию не подлежат. Порядок создания, деятельности и ликвидации фондов определяется ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ. Бюджеты фондов на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики (некоммерческие организации), застрахованные лица и иные органы, организации и граждане.

Денежные средства фондов хранятся на счетах Банка России и иных банков, перечень которых определяется Правительством РФ. Денежные средства расходуются на цели, устанавливаемые ФЗ о соответствующих бюджетах на очередной финансовый год. Не целевое расходование средств не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц.

Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях.

Проекты бюджетов гос. внебюджетных фондов составляются органами управления этих фондов. Бюджеты фондов рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием РФ в виде ФЗ одновременно с принятием ФЗ о ФБ. Исполнение гос. внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Отчет об исполнении бюджета фондов составляется органами управления и утверждается законодательными органами в форме закона. Контроль за исполнением бюджетов ГВФ осуществляется органами, ведущими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня.

2.Пенсионный фонд РФобразован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. № 2122-1.ПФ (гос. учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования. Пенсионный фонд действует на основании ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ.

Бюджет составляется на финансовый год, при этом устанавливается норматив оборотных средств. Бюджет Пенсионного фонда является консолидированным.

Доходами бюджета ПФ являются:

· страховые взносы (ЕСН);

· суммы пеней и иных финансовых санкций;

· доходы от размещения временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

· добровольные взносы физических лиц и организаций;

· средства ФБ, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий;

· превышение сумм ЕСН, зачисляемого в ФБ, над расходами по выплате пенсий;

Расходы бюджета ПФ:

· выплата страховой и накопительной части трудовых пенсий, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров;

· финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности самого фонда;

· выплата базовой части трудовых пенсий (за счет средств ФБ)4

· выплата пенсий по гос. социальному обеспечению (за счет средств ФБ) – за выслугу лет, по старости, инвалидности, социальных пенсий;

ЕСН в части, поступающей в ПФ, делится на две части: в ФБ и в бюджет ПФ. Средства, поступающие в ФБ, предназначены доля выплаты базовой части трудовой пенсии и гос. пенсионного обеспечения. Средства, поступающие в ПФ, используются для выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Читайте также:  Что входит в обязанности страхового агента?

Если образуется профицит бюджета ПФ, то создается резерв с целью обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования. Контроль за использованием средств бюджета ПФ осуществляется Счетной палатой РФ, а также наблюдательным советом страховщика.

3.Фонд СС создан Указом Президента РФ «О фонде СС РФ» от 7 августа 1991г. № 822 и является самостоятельным гос. финансовым учреждением.

Основными источниками средств фонда являются:

· страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и от проф. заболеваний;

· остаток средств на начало финансового года;

Средства фонда расходуются на следующие цели:

· выплата пособий по временной нетрудоспособности;

· финансирование научно-исследовательских работ по охране труда;

· страхование от несчастных случаев на производстве и от проф. заболеваний;

· выплата пособий по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, на погребение;

· оздоровление граждан, пострадавших на Чернобыльской АЭС и др.

4.Фонд обязательного медицинского страхованияобразован и действует в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28 июня 1991г. № 1499-1, введенным в действие с 1 января 1993г. и Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 года № 857 «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования». Предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности гос. системы обязательного мед. страхования. Федеральный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Основными задачами фонда являются:

-финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного

-обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи;медицинского страхования;

-аккумулирования финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы ОМС.

Доходы фонда формируются за счет следующих источников:

· Возврат ранее размещенных временно свободных средств и доходы от их использования

· Остаток средств на начало финансового года;

Средства фонда расходуются:

· финансирование целевых программ по оздоровлению;

· финансирование профессиональной подготовки и переподготовки кадров;

· создание нормативного страхового запаса;

· компьютеризация системы обязательного мед. страхования;

· оказание мед. помощи при массовых заболеваниях, стихийных бедствиях, катастрофах;

· развитие материально-технической базы здравоохранения;

· содержание самого фонда и др.

ТЕМА 5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ.

1. Государственный кредит.

2. Государственный долг.

3.Управление государственным долгом.

1. Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Чаще всего государство выступает как заемщик, как кредитор и гарант – значительно реже.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения выступают какие-то конкретные ценности, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

Как экономическая категория гос. кредит представляет собой два вида отношений – финансов и кредита и совмещает их особенности.

Как финансовая категория гос. кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию гос. кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов, и их использование на принципах срочности, платности и возвратности.

Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. При этом государственный кредит используется как инструмент регулирования экономики, при помощи которого государство проводит ту или иную финансовую политику. Здесь имеет проявление регулирующая функция гос. кредита.

Контрольная функция гос. кредита вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические черты.

2.Государственный долг – это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты и выданные гос. гарантии.Это экономическое определение гос. долга.

В БК РФ дано юридическое определение гос. долга как долговых обязательств России перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Государственный долг возникает тогда, когда расходы государства начинают превышать доходы, когда бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а гос. заимствованиями.

Основными причинами гос. долга являются дефицит гос. бюджета и наличие свободных денежных средств у юридических и физических лиц.

Гос. долговые обязательства могут существовать в различных формах:

– кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями, иностранными государствами, и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

– гос. ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;

– договоры о представлении гос. гарантий Россией, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;

– переоформление долговых обязательств третьих лиц в гос. долг на основе ФЗ;

– соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.

Гос. долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию гос. долг делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, валютные – к внешнему. В международной практике есть другое определение внешнего долга – как совокупность долга нерезидентам, внутреннего – как совокупного долга резидентам.

Гос. долг делится на капитальный и текущий. Капитальный долг – вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг – это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.

По срокам гос. долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать срок в 30 лет.

По уровню управления гос. долг делится на гос. долг России, гос. долг субъекта Федерации, муниципальный гос. долг. РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Ф и муниципальных образований. Субъекты Ф и муниципальные образования не отвечают по долгам друг друга и по долгам России, если они не были ими гарантированы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10155 – | 7890 – или читать все.

16. Государственные внебюджетные фонды: понятие, виды, особенности формирования и использования.

Госуда́рственный внебюдже́тный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Ранее также функционировал Государственный фонд занятости населения Российской Федерации; сейчас часть его функций исполняет Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации (Роструд).

К экономическим относятся:

Российский фонд технологического развитияи отраслевые внебюджетные фондыНИОКР;

финансовые фонды поддержки отраслей;

инвестиционные фонды и др.

Виды внебюджетных фондов. Основные внебюджетные фонды

Пенсионный фонд РФ образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года как самостоятельное финансово-кредитное учреждение и введен в действие с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета РФ № 2122-1 от 27 декабря 1991 года. ПФР и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и Федерального Закона № 167 – ФЗ от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном страховании в Российской Федерации». Положения о территориальных органах Пенсионного фонда РФ, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда РФ.

Финансирование пенсий по государственному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета – базовая часть (из сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет). Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии производится за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет:

– средств федерального бюджета;

– сумм пеней и иных финансовых санкций;

– доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

– добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц;

– иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Читайте также:  Дорогие монеты СССР. Редкие монеты: цены

Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, с установленным нормативом оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного Фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ. Денежные средства обязательно хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии этих учреждений на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с федеральными законами Пенсионный фонд назначает и выплачивает следующие виды пенсий:

– трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) ;

– социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам);

– пенсия за выслугу лет;

– пособие одиноким матерям;

– пенсия военнослужащим и членам их семей;

– пенсия пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей.

Население государства считается старым, если в его структуре доля людей в возрасте от 65 лет и старше превышает 7%. В России этот показатель равняется 12%. На одного пенсионера приходится всего 1,7 работающих. И выполнение принципа – «сегодняшний» работник содержит «вчерашнего» работника – становится затруднительным. Это привело к необходимости проведения пенсионной реформы. И сегодня она уже набирает обороты.

Суть пенсионной реформы в том, что человек сам в течение всей жизни должен знать и держать под контролем процесс формирования его будущей пенсии. Задача пенсионной реформы – достичь роста доходов пенсионной системы, который перекрывал бы объем средств, необходимых для будущих пенсионеров. Новая модель должна полностью учитывать вклад тех, кто больше зарабатывает и за кого отчисляются работодателем страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Она основана на установлении трехуровневой пенсии:

– базовая часть пенсии (6 %);

– страховая часть пенсии (10 %);

накопительная часть пенсии (4%).

Для лиц, моложе 1967 года рождения и моложе страховая часть составляет 10%, а накопительная – 4%, 6% из ЕСН (26%) направляется в федеральный бюджет.

Соответственно с 1 января 2002 г. средства, направляемые работодателями на пенсионное обеспечение, распределены на три потока.

Фонд социального страхования РФ является вторым по значению социальным внебюджетным фондом. Создан 1 января 1991 года в соответствии с Постановлением Совета министров РФ от 25.12.90 № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР» в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств, ныне действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.

Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения, для оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей.

Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства от 12 февраля 1994 г. К основным задачам Фонда, кроме обеспечения гарантированных государством пособий, относятся участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования.

Фонд социального страхования образуется за счет:

– страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

– доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;

– добровольных взносов граждан и юридических лиц;

– ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также другими целями.

Для юридических лиц установлен норматив отчислений в Фонд социального страхования в размере 3,2% по отношению к начисленной оплате труда. Работающие в этот фонд отчисления не производят.

Для обеспечения деятельности Фонда создан центральный аппарат, а в региональных и центральных отраслевых отделениях действуют аппараты органов Фонда.

Руководство деятельностью фонда осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образован в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28 июня 1991 г. № 499-1. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

Фонд создается на республиканском и территориальном уровне. Через него средства направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация. Страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Страховые компании, отбирая дееспособные медицинские учреждения, оплачивают их услуги.

Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели.

ФОМС формируется за счет страховых взносов и бюджетных ассигнований. Плательщиками выступают предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, пенсионеров и др.)

Тариф страховых взносов определяется верховной законодательной властью по представлению Правительства РФ. С 2005 года он составляет 2,8% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, причем в федеральный фонд – 0,8 %, в территориальные фонды – 2%. Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов возложен на Федеральную налоговую службу РФ. От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществления уставных целей.

Всем гражданам России по месту жительства или по месту работы вручается страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем войдет как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

Государственный внебюджетный фонд

Совокупность денежных фондов, которые не входят в государственный бюджет страны и предназначены для оплаты медицинских расходов граждан, начисления пенсий, пособий по безработице, инвалидности.

Структура российский внебюджетных фондов включает более сорока организаций, которые используют до 60% доходов страны.

В зависимости от контролирующего органа, такие организации разделяются на местные (например, природоохранные), региональные (например, по подготовке региона к олимпийским соревнованиям), федеральные (например, ПФР).

Виды государственных внебюджетных фондов федерального значения

Независимо от муниципальных и региональных бюджетов, федеральные внебюджетные фонды обеспечивают поддержку населения по всей стране в четырех направлениях.

  1. Пенсионное обеспечение. Государственный пенсионный фонд (ПФР) выплачивает населению пособия, применяя единую минимальную ставку, условия надбавок и анализируя установленный перечень документов. Пенсионеры, работавшие в тяжелых условиях, имеющие правительственные награды, принадлежащие к военнослужащим и (или) имеющие инвалидность, получают дополнительные надбавки.
  2. Социальное обеспечение. Государственный фонд социального страхования выплачивает гражданам страны пособия по временной потере трудоспособности, получению инвалидности, поддерживает многодетные семьи, компенсирует часть затрат на обучение, покупку жилья.
  3. Медицинское обслуживание. Фонд обязательного медицинского страхования содержит государственные больницы, поликлиники, санатории, профилактории для лечения и поддержания здоровья населения. Гражданам выдается полис ОМС, по которому бесплатно оказывается неотложная медицинская помощь, проводятся плановые и экстренные операции.
  4. Поддержка безработного населения. Фонд занятости населения учитывает количество безработных, выплачивает им пособия, предлагает программы по смене (повышению) квалификации, предоставляет рабочие места.

Функции внебюджетных фондов

Государственные программы финансовой поддержки направлены на стабилизацию экономики, обеспечение справедливого распределения товаров и услуг.

  • Поддержка населения в момент экономического кризиса, стагнации в производстве, при резком повышении инфляции, росте государственного долга. Например, деньги граждан в обанкротившихся банках возмещают по системе страхования вкладов.
  • Оперативное решение острых социальных разногласий при трудных жизненных ситуациях. Например, лечение наркомании и алкоголизма, выдача социального жилья многодетным семьям.
  • Финансирование местных социальных нужд. Например, выплата пособий пострадавшим в результате стихийных бедствий или пожаров.

Работа внебюджетных фондов направлена на преодоление расслоения в обществе, которое возникает в условиях рыночной экономики, большого разрыва доходов, естественном старении и оттоке рабочей силы из отдельных городов (регионов).

Финансирование внебюджетных фондов

Затраты таких организаций покрываются из общего национального дохода, внешних источников (пожертвований), а также за счет размещения государственных заказов на строительство и эксплуатацию инфраструктурных объектов. Например, при возведении социального жилья часть квартир реализуется на рынке, окупая расходы строительной компании.

  • Налоговые платежи и другие сборы, выплачиваемые физическими и юридическими лицами согласно законам. Например, отчисления крупнейших налогоплательщиков переводятся на счет пенсионного фонда РФ.
  • Прямое субсидирование из государственного бюджета для покрытия целевых расходов. Например, финансовая поддержка населения, оставшегося без работы из-за природных катаклизмов, промышленных катастроф.
  • Заемные средства Центрального банка РФ или коммерческих банков. Например, кредитование медицинских учреждений для покупки нового оборудования.
  • Доходы, связанные с коммерческой деятельностью внебюджетных фондов. Например, фонды содействия инновационной деятельности получают доход от продажи интеллектуальной собственности (технологий, изобретений).
Оцените статью
Добавить комментарий