Евразийский экономический союз – что это? Страны-участницы ЕАЭС

Содержание

Евразийский экономический союз – что это? Страны-участницы ЕАЭС

Кто входит в список стран ЕАЭС в 2020 году

Таможенный союз, ЕАЭС, – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях. На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности. Давайте узнаем, какие страны вошли в список в 2020 году.

Таможенный союз Евразийского экономического союза или ТС ЕАЭС — таможенный союз стран-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС). До создания ЕАЭС в 2015 году, являлся таможенным союзом только трёх стран (РФ, Белоруссии и Казахстана) из числа стран-участников Евразийского экономического сообщества — и таким образом являлся Таможенным союзом на базе Евразийского экономического сообщества, членство в котором было необязательным для стран-участников ЕврАзЭС. При создании ЕАЭС (в отличие от его предшественника — ЕврАзЭС), общий таможенный союз стал неотъемлемой составной частью ЕАЭС, и все страны-участники ЕАЭС автоматически входят в Таможенный союз с момента вступления в ЕАЭС. При этом страны-участники Таможенного союза применяли (до формирования ЕАЭС 1 января 2015 года) и продолжают применять единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

ЕАЭС в 2020 году, список стран

Все страны таможенного пространства ЕАЭС применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС. Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.

Участниками Таможенного союза в настоящее время являются члены ЕАЭС:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.

ЕАЭС-2019, кто управляет

Одной из важных целей Таможенного союза является совместная защита внутреннего рынка ТС, а так же создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.

Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:

  • Высший евразийский экономический совет – наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
  • Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.

Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз – один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.

Важным аспектом деятельности ЕАЭС стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.

  • На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
  • Казахстан получает – 7,11%;
  • Беларусь – 4,55%;
  • Кыргызстан – 1,9%;
  • Армения – 1,11%.

Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов. Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.

Страны евразийского союза

Страны евразийского союза

Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе.

Список стран-участников Таможенного союза в 2020 году

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Государствами—членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация.

ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

Таможенный союз ЕАЭС

Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической интеграции стран-участников, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории стран-участников Таможенного союза, а также искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Страны-участники Таможенного союза:

  • Казахстан — с 1 июля 2010 года
  • Россия — с 1 июля 2010 года
  • Белоруссия — с 6 июля 2010 года
  • Армения — с 10 октября 2014 года
  • Киргизия — с 8 мая 2015 года

Официальные лица государств-участников Таможенного союза неоднократно заявляли о том, что рассматривают эту организацию как открытую для вступления других стран. С некоторыми странами уже ведутся переговоры о присоединении к Таможенному союзу, поэтому вполне вероятно, что в скором времени территория Таможенного союза будет значительно расширена.

Техническое регулирование в Таможенном союзе ЕАЭС

Техническое регулирование — один из ключевых элементов интеграции государств-участников Таможенного союза.

Механизмы, заложенные в техническом регулировании, позволяют устранить многочисленные, во многих случаях искусственно созданные технические барьеры в торговле, которые являются серьезной проблемой для бизнеса. Этому помогает правовая база, созданная в течение нескольких последних лет, в том числе благодаря усилиям специалистов Евразийской экономической комиссии.

В рамках Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества к настоящему времени приняты следующие основные международные договоры, призванные упростить движение товаров на территории государств-участников:

  • Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования;
  • Соглашение об основах гармонизации технических регламентов;
  • Соглашение о применении Единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕАЭС;
  • Соглашение о создании информационной системы ЕАЭС в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на территории Таможенного союза;
  • Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.

Подробную информацию о техническом регулировании в Таможенном союзе ЕАЭС вы можете получить из специально брошюры, подготовленной специалистами Евразийской экономической комиссии:

Евразийский экономический союз

1. Участие в работе по совершенствованию таможенного законодательства ЕАЭС, в том числе в разработке и реализации положений Таможенного кодекса ЕАЭС

Основное направление сотрудничества таможенных служб государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в настоящее время – это совершенствование договорно-правовой базы в сфере таможенного регулирования.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС.

Вопрос 36. Евразийский экономический союз: задачи и значение.

Начала функционировать со 2 февраля 2012 года.

Основное назначение ЕЭК — обеспечение условий функционирования и развития ЕАЭС, разработка предложений по дальнейшему развитию интеграции.

С первого января 2020 года вступает в силу Таможенный кодекс ЕАЭС. ФТС России активно участвует в работе по подготовке проектов решений ЕЭК, предусмотренных новым кодексом.

Таможенные службы 5 стран осуществляют тесное взаимодействие в рамках заседаний Консультативного комитета по таможенному регулированию при ЕЭК, а также в работе по согласованию проектов решений ЕЭК.

2. Участие в работе Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза

Читайте также:  Страхование от несчастных случаев и болезней: особенности и рекомендации

Объединённая коллегия таможенных служб государств – членов Таможенного союза (далее – Объединенная коллегия) координирует практические действия таможенных служб государств – членов ЕАЭС в рамках применения единых принципов таможенного администрирования, выступает площадкой для обсуждения и выработки взаимоприемлемых унифицированных решений, а также оперативного урегулирования проблем в сфере таможенного дела.

Объединенная коллегия образована в соответствии с Договором между правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 22.06.2011. В 2015 году к Договору присоединились Армения и Киргизия.

Председатель Объединенной коллегии — руководитель Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

Заместителями Председателя Объединенной коллегии являются руководители таможенных служб всех государств – членов ЕАЭС.

Функции рабочего аппарата – Секретариата Объединенной коллегии выполняет таможенная служба Российской Федерации.

Основными задачами Объединенной коллегии являются:

— координация деятельности таможенных служб стран в рамках ЕАЭС;

— участие в формировании единой правовой базы ЕАЭС по вопросам таможенного дела в части, касающейся компетенции национальных таможенных служб;

— обеспечение единообразного применения таможенного законодательства ЕАЭС в пределах своей компетенции;

— обеспечение унифицированного порядка организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств и содействие реализации таможенной политики на единой таможенной территории ЕАЭС.

При Объединенной коллегии создано 9 рабочих групп по наиболее важным направлениям таможенного администрирования, в том числе по вопросам классификации товаров, защиты интеллектуальной собственности, по таможенной экспертизе и экспертным исследованиям, по развитию системы управления рисками в таможенных органах государств – членов ЕАЭС, по развитию и применению таможенного контроля после выпуска товаров, по вопросам совершенствования порядка администрирования таможенных и иных платежей, взимаемых таможенными органами, и другим вопросам.

Создание Объединенной коллегии позволило эффективно, оперативно и на единых принципах решать широкий спектр практических вопросов функционирования Союза, разрабатывать единые таможенные технологии и единообразно их применять.

В 2020 году проведено 4 заседания Объединенной коллегии, по итогам которых принято 99 решений по вопросам практического взаимодействия между таможенными службами государств – членов ЕАЭС, упрощения таможенного администрирования и единства правоприменительной практики.

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

Евразийские эксперты о ЕАЭС: У Союза есть большой потенциал развития

Необходимость реализации крупных инфраструктурных проектов, развитие системы стратегического планирования в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), выстраивание единой стратегии для всех стран, проведение согласованных политик, формирование общего гуманитарного пространства, расширение евразийской повестки за счет включения таких сфер, как туризм, наука, образование, спорт, культура, — задачи ближайшего будущего для эффективного функционирования Союза. К такому выводу пришли представители экспертного сообщества стран ЕАЭС в ходе научно-экспертного совета, который провел председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян.

Темой обсуждения стало подведение итогов пятилетнего функционирования ЕАЭС. Решение лидеров стран Союза о создании ЕАЭС позволило заново совместно обустроить жизнь. В эти пять лет основное достижение — это формирование новой культуры взаимодействия. Создан уникальный механизм реализации национального суверенитета в рамках Евразийского экономического союза, для чего невозможно придумать более мощного инструмента — к такому выводу пришло экспертное сообщество.

Участники научно-экспертного совета отметили успехи, которых достиг Евразийский экономический союз, а также осветили ключевые проблемы, существующие в ЕАЭС, проанализировали влияние глобальных тенденций на развитие интеграционного объединения и предложили способы решения этих проблем.

Уровень социально-экономического развития стран Союза разнится, но это имеет объективный характер. Гармонизация законодательства — фундаментальное решение проблемы. Среди предложений участников — закрепить за ЕЭК функцию контроля за тем, как идет этот процесс. Кроме того, в рамках сотрудничества с Российской академией наук предлагается разработать инструмент планирования и прогнозирования.

По мнению экспертов, среди достижений ЕАЭС можно выделить сформированную единую таможенную территорию, наличие единого рынка товаров, услуг и рабочей силы. В Союзе установлены единые правила игры, в том числе в сфере технического регулирования, функционирует единый таможенный тариф, защитные меры, принято важное решение о соответствии норм ЕАЭС стандартам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), внедрен институт оценки регулирующего воздействия (ОРВ).

ЕАЭС признан как субъект международного права, а по уровню глубины интеграции Евразийский экономический союз, несмотря на то что является молодым интеграционным объединением, занимает второе место после Европейского союза, действующего более 50 лет.

Союз успешно развивает торгово-экономические отношения с третьими странами и интеграционными объединениями. Эффективно работают механизмы торговых переговоров. Заключены меморандумы о сотрудничестве с такими интеграционными объединениями, как Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР), Тихоокеанский альянс, Андское сообщество, Содружество Независимых Государств (СНГ). В ближайшее время аналогичный документ будет подписан и с Африканским союзом. В активе ЕАЭС — Временное соглашение, ведущее к ЗСТ с Ираном, Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем, которые вступают в силу в октябре этого года, соглашения о ЗСТ с Вьетнамом и Сингапуром, впереди — подписание аналогичного соглашения с Сербией.

В 2015 году ЕАЭС расширился — к Союзу присоединились два новых члена — Армения и Кыргызстан, за счет чего стали богаче управленческие конструкции, появилось больше сбалансированности при принятии решений, отмечают эксперты.

Весь мир находится в ситуации неопределенности, роста протекционизма, торговых и валютных войн. Тем не менее, по мнению экспертов, в сложившихся условиях у ЕАЭС есть уникальная возможность налаживать связи. Это шанс для стран Союза, которые нуждаются в новых рынках и экономическом росте.

Эксперты рекомендовали и дальше расширять сеть партнеров ЕАЭС, в том числе за счет членов АСЕАН и самой организации, а также закрепить правосубъектность ЕАЭС во Всемирной торговой организации (ВТО) и других международных организациях, координировать свои позиции на площадках этих структур, на международных форумах, участвовать в одних и тех же коалициях, по возможности синхронно голосовать. Все это будет укреплять правосубъектность Союза.

В 2016 году в Союзе появился новый фокус — на «цифру». В ЕАЭС заявили о переходе экономик к новому технологическому укладу и цифровой трансформации. Союзу необходимы совместные цифровые проекты, единые правила и стандарты на все интеграционное объединение.

Участники дискуссии обратили внимание на недостаточную консолидацию государств ЕАЭС, отсутствие интеграционных проектов, которые реализовывали бы страны Союза вместе. В этой связи странам необходимо объединять силы, обратить особое внимание на науку и технологии.

По их мнению, крупные инфраструктурные проекты должен осуществлять отдельный институт ЕАЭС. А для реализации интеграционных проектов Союзу нужен источник собственного дохода.

Участники дискуссии также предложили ЕЭК интенсифицировать взаимодействие с деловым сообществом, расширить спектр форматов сотрудничества, подумать над проектами, в том числе для малого и среднего бизнеса.

Существует проблема различия национальных законодательств. Сближение регулирования, практика имплементации наднационального регулирования на национальный уровень может решить проблему. Необходимо пересматривать механизм принятия решений и передать ЕЭК больше компетенций, чтобы Комиссия действовала более эффективно. А проблему недоинтеграции можно устранить с помощью реализации договоренностей. При этом все пункты Договора о ЕАЭС должны выполняться. Этому будут способствовать меры по повышению дисциплины внутри Союза, наделение Комиссии функциями контроля за исполнением наднациональных решений, норм и правил. Должна быть имплементация решений и продвижение инициатив, которые страны могут предложить мировому сообществу, особенно по «цифре».

По мнению участников дискуссии, необходимо унифицировать системы государственного управления, выстроить эффективное взаимодействие с профильными председателями парламентов стран.

Недостаточно проработана сфера услуг и онлайн-поставок, есть отдельные вопросы по стандартизации, сертификации, антимонопольному законодательству, системе признания специалистами, существуют нетарифные барьеры для поставок на общий рынок скоропортящейся продукции — овощей и фруктов. Чтобы создать рынок без изъятий и ограничений, необходимо имплементировать автоматическое признание ветеринарных сертификатов.

Среди вопросов, на которые необходимо обратить внимание, -использование потенциала железнодорожного транспорта в рамках инициативы «Один пояс, один путь», необходимость создания единой транзитной системы, ускорения интеграции таможенных электронных систем.

Евразийская повестка должна расшириться за счет включения таких сфер, как туризм, наука, образование, спорт, культура. Будущее ЕАЭС — за общим гуманитарным пространством, ростом программ по развитию сотрудничества, проведению совместных исследования.

Необходимо также развивать систему стратегического долгосрочного планирования в ЕАЭС, выстраивать единую стратегию для всех стран, проводить гармонизацию, обращать внимание на вопросы реализации целей устойчивого развития, проблемы глобального потепления, развития низководородной экономики.

Другими темами, которые необходимо развивать, должны стать вопросы атомной энергетики, возобновляемых источников энергии, создания транспортных коридоров, использования водных ресурсов, экологии.

Читайте также:  Самые дорогие мотоциклы в мире. Рейтинг мотоциклов

Таможенный союз ЕАЭС

Таможенный союз (ТС) – межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ТС предполагает отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза. Кроме того в Таможенном союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности.

Заключение Союза является основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.

Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.

Участниками Таможенного союза в настоящее время (2016 год) являются члены ЕАЭС:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.

Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:

  • Высший евразийский экономический совет – наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
  • Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.

Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз – один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.

Важным аспектом деятельности Союза стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.

  • На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
  • Казахстан получает – 7,11%;
  • Беларусь – 4,55%;
  • Кыргызстан – 1,9%;
  • Армения – 1,11%.

Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов.

Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.

Официальную информацию о Таможенном союзе можно получить на сайте Евразийского экономического союза – eurasiancommission.org.

История создания ТС

Для лучшего понимания предпосылок и целей создания Таможенного союза, полезно будет рассмотреть эволюцию интеграционных процессов на постсоветском пространстве:

  • 1995 год – Беларусь, Казахстан и Россия подписывают первое соглашение о создании Таможенного союза. Впоследствии к соглашению присоединяются Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан;
  • 2007 год – Беларусь, Казахстан и Россия заключают Договор о единой таможенной территории и строительстве Таможенного союза;
  • 2009 год – ранее заключенные соглашения наполняются конкретным содержанием, подписывается порядка 40 международных договоров. Принимается решение о формировании с 1 января 2010 года единого таможенного пространства на территории Беларуси, России и Казахстана;
  • 2010 год – вступает в силу Единый таможенный тариф, принимается общий для трех государств Таможенный кодекс;
  • 2011 год – таможенный контроль снимается с границ между государствами ТС и переносится на их внешние границы с третьими странами;
  • 2011 – 2013 годы – продолжается разработка и принятие общих для стран Союза законодательных норм, появляется первый единый технический регламент о безопасности продукции;
  • 2015 год – в Таможенный союз вступает Армения и Кыргызстан.
  • 2016 год – Вступление в силу Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Заявление президентов стран ЕАЭС «О цифровой повестке Евразийского экономического союза».
  • 2017 год – «Белая книга» барьеров, изъятий и ограничений. Подписание и ратификация Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.
  • 2018 год – Вступление в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС. Предоставление Республике Молдова статуса страны-наблюдателя при ЕАЭС. Подписание Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Подписание Временного соглашения, ведущего к созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.

Нужно сказать, что интеграционные процессы, с разной скоростью и результатами, постоянно шли весь описываемый период. Постепенно приводилось к общим нормам законодательство и таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

Цели Таможенного союза и их реализация

Ближайшей целью Таможенного союза было заявлено увеличение рынков сбыта товаров и услуг производимых его участниками. Расчет делался, в первую очередь, на рост продаж внутри Единого таможенного пространства Союза. Добиться этого предполагалось путем:

  • Отмены внутренних таможенных платежей, что должно способствовать ценовой привлекательности производимой в Союзе продукции;
  • Ускорения оборота товаров в связи с отменой таможенного контроля и оформления при их перемещении внутри ТС;
  • Принятия общих санитарно-эпидемиологических и ветеринарных требований, единых стандартов безопасности товаров и услуг, взаимного признания результатов испытаний.

Для унификации подходов к качеству и безопасности было заключено межгосударственное соглашение об обязательной сертификации продукции указанной в «Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов». На 2016 согласовано свыше трех десятков регламентов по требованиям к безопасности и качеству товаров, работ и услуг. Сертификаты, выданные любым государством, имеют силу во всех остальных.

Следующей целью Таможенного союза нужно назвать совместную защиту внутреннего рынка ТС, создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.

Противоречия в ТС

Таможенный союз объединил государства с общим прошлым, в том числе экономическим, но разным настоящим, в первую очередь экономическим. У каждой из бывших советских республик и в советский период имелась своя специализация, а в годы независимости произошло множество других изменений, связанных с попытками найти свое место на мировом рынке и в региональном разделении труда. У Беларуси и Кыргызстана, государств равно далеких географически и по устройству экономики, мало взаимных интересов. Но есть интересы одинаковые. Хозяйственная структура обоих стран еще с советских времен построена таким образом, что нуждается в российском рынке сбыта. Ситуация у Казахстана и Армении несколько отличается, но и для них связи с Россией чрезвычайно важны, в значительной степени по причинам геополитического характера.

В то же время российская экономика до конца 2014 года успешно росла за счет высоких цен на нефть, газ и прочие сырьевые ресурсы. Что давало Российской Федерации финансовые возможности для финансирования интеграционных процессов. Подобный образ действий, возможно, не обещал скорой экономической выгоды, но предполагал рост влияния России на мировой арене. Таким образом, настоящим локомотивом процессов евразийского объединения вообще и Таможенного союза в частности, всегда оставалась Российская Федерация.

История интеграционных процессов последних десятилетий выглядит как череда компромиссов между влиянием России и интересами ее соседей. Например, Беларусь неоднократно заявляла, что ей важен не Таможенный союз сам по себе, а единое экономическое пространство с равными ценами на нефть и газ и допуском предприятий Республики к российским госзакупкам. Ради этого Беларусь согласилась на повышение тарифов на ввоз легковых авто в 2010-2011 годах, не имея собственного производства подобной продукции. Подобная «жертва» также стала причиной объявления обязательной сертификации товаров легкой промышленности, что больно ударило по мелкорозничной торговле. Кроме того внутренние стандарты ТС пришлось привести в соответствие с нормами ВТО, хотя Россия является членом этой организации (и пользуется соответствующими возможностями в международной торговле), а Беларусь нет.

Пока Республика Беларусь не получила желаемых выгод в полной мере, т.к. вопросы о равных с внутрироссийскими ценах на энергоносители отложены до 2025 года. Также белорусские предприятия не получили возможностей для участия в российской программе импортозамещения.

Следует отметить, что соглашения Таможенного союза имеют множество исключений и уточнений, антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, не позволяющих говорить об общей выгоде и равных условия для всех участников организации. Практически каждое из государств ТС в определенные моменты выражало свое недовольство договорными условиями.

Несмотря на ликвидацию таможенных постов внутри Союза, пограничный контроль между государствами сохраняется. Также на внутренних границах продолжаются проверки службами санитарного контроля. Практика их работы не демонстрирует ни взаимного доверия, ни объявленного единства подходов. Пример тому – периодически возникающие между Россией и Беларусью «продовольственные войны». Их обычный сценарий начинается с непризнания качества сертифицированных белорусской стороной продуктов и приводит к запрету поставки российским потребителям «до устранения недостатков».

Читайте также:  Крупнейшие банки США и всё самое интересное о них

Преимущества Таможенного союза

Говорить о достижении декларированных при заключении Таможенного союза целей на данный момент (2016 год) невозможно, внутренний товарооборот между участниками ТС падает. Особенных преимуществ для экономики по сравнению с периодом до заключения договоренностей также не наблюдается.

Вместе с тем есть основания считать, что без соглашения о Таможенном союзе ситуация выглядела бы еще более удручающей. Кризисные явления в каждой отдельно взятой экономике могли бы иметь больший масштаб и глубину. Присутствие в ТС дает многим предприятиям сравнительное преимущество на внутрисоюзном рынке.

Долевое распределение таможенных пошлин между государствами ТС тоже выглядит благоприятным для Беларуси и Казахстана (первоначально РФ претендовала на перечисление в собственный бюджет 93% от общего объема).

Действующие в ТС соглашения дают возможность беспошлинной реализации автомобилей произведенных на территории Союза в режиме промышленной сборки. Благодаря этому Беларусь получила иностранные инвестиции в строительство предприятий для производства легковых авто. До этого времени подобные проекты не имели успеха ввиду малого объема собственно белорусского рынка сбыта.

Практика применения таможенных соглашений

Изучая опубликованную информацию о создании и функционировании Таможенного союза легко заметить, что декларативная часть, т.е. ратифицированные межгосударственные соглашения и общие документы упоминаются значительно чаще, чем конкретные цифры по увеличению товарооборота.

Но относиться к Союзу как пиар-акции очевидно не следует. Заметно упрощение движения товаров, уменьшение числа административных процедур, некоторое улучшение конкурентных условий у предприятий стран-участниц ТС. Вероятно, для наполнения согласованных единых правил экономическим содержанием требуется время и взаимная заинтересованность не только государственных институтов, но и субъектов хозяйствования внутри ТС.

Евразийский экономический союз. Цели и история создания

Содержание

Общие положения

Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики.

Целями создания ЕАЭС является:

  • всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик;
  • создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения.
  • функционирует внутренний рынок товаров;
  • применяется Единый таможенный тариф ЕАЭС [1] и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами;
  • действует единый режим торговли товарами в отношении третьих стран;
  • осуществляется единое таможенное регулирование;
  • осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного).

В отношении третьих стран ЕАЭС применяются единые меры нетарифного регулирования, такие как:

  • запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
  • количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
  • исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
  • автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
  • разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

Государства–члены Евразийского экономического союза

Российская Федерацияс 1 июля 2010 года
Республика Беларусьс 6 июля 2010 года
Республика Казахстанс 1 июля 2010 года
Республика Арменияс 10 октября 2014 года
Кыргызская Республикас 23 декабря 2014 года

История формирования Евразийского экономического союза

Официальной датой начала формирования Таможенного союза можно считать 1995 год, когда между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь было заключено Соглашение о создании Союза. Целью данного Соглашения было налаживание экономического взаимодействия между сторонами, обеспечение свободного товарообмена и добросовестной конкуренции.

26 февраля 1999 года был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Участниками Договора стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года — Узбекистан. До начала 2000-х годов в странах-участниках активно шел процесс налаживания сотрудничества в различных областях деятельности (в том числе социокультурной, научной).

В 2000 году было принято решение об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Участниками сообщества стали Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан.

В 2003 году было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). Началась работа по подготовке правовой базы ЕЭП, которая в дальнейшем стала основной для функционирования Союза. Наиболее важными событиями в процессе формирования Таможенного союза стали два неформальных саммита глав государств ЕврАзЭС.

На неформальном саммите 16 августа 2006 года главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу. Через год, 6 октября 2007 года, на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Официально с 1 января 2010 года начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран, начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза. Постепенно на внутренних границах стан-участниц Таможенного союза стали отменяться таможенное оформление и таможенный контроль, ликвидировались пункты принятия уведомлений.

В 2012 год вступили в силу международные договоры, формирующие правовую основу Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, создающие основу для свободного движения не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы.

С подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе 29 мая 2014 года страны-участницы Таможенного союза и Единого экономического пространства положили начало новому более тесному взаимодействию. 10 октября 2014 года к Договору о ЕАЭС присоединилась Республика Армения. 23 декабря 2014 года был подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.

Структура единого таможенного законодательства Евразийского экономического союза

В связи с формированием нормативной правовой базы Евразийского экономического союза изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств–участников Таможенного союза и Решения Комиссии таможенного союза (в настоящее время – Евразийская экономическая комиссия). На данный момент таможенное законодательство ЕАЭС представляет собой четырехуровневую систему:

  • Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза [2] ;
  • международные соглашения государств–участников ЕАЭС, регулирующие таможенные правоотношения;
  • решения Евразийской экономической комиссии;
  • национальное таможенное законодательство стран-участниц.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза

Переход на более высокий уровень интеграции потребовал серьезных изменений в нормативно-правовой базе Союза. Работа над созданием нового Таможенного кодекса велась несколько лет, процесс требовал многочисленных согласований поправок со сторон государств-членов Союза. 26 декабря 2016 года был принят Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который заменил Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый в 2009 году. Новый ТК ЕАЭС вступил в силу 1 января 2020 года. Документ объединяет в себе множество международных договоров и соглашений Таможенного союза (например, Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза), которые утратят силу полностью или частично.

Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд новых положений, касающихся не только структуры самого Кодекса (новый ТК ЕАЭС содержит 4 приложения, которых в ТК ТС не было), но и правил таможенного регулирования в Союзе. Так, в проекте ТК ЕАЭС обновлен понятийный аппарат, введен принцип «единого окна», заявлен приоритет электронного декларирования, внесены некоторые изменения в таможенные процедуры, реформирован институт уполномоченного экономического оператора и др.

Органы управления Евразийского экономического союза

Органами управления ЕАЭС являются:

  • Высший Евразийский экономический совет (высший орган управления)
  • Евразийский межправительственный совет
  • Евразийская экономическая комиссия (рабочий постоянно действующий орган)
  • Суд Евразийского экономического союза

Направления деятельности Евразийской экономической комиссии:

  • Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
  • установление торговых режимов в отношении третьих стран;
  • статистика внешней и взаимной торговли;
  • промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
  • энергетическая политика;
  • естественные монополии;
  • взаимная торговля услугами и инвестиции;
  • транспорт и перевозки;
  • валютная политика;
  • охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг;
  • таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
  • таможенное администрирование;
  • и другие.
Оцените статью
Добавить комментарий