Бюджетная система Канады: структура. Экономика Канады

Бюджетная система Канады: структура. Экономика Канады

Экономика Канады

Канада – уникальный пример государства, чья экономика и ВВП каждый год растут. Экономическое развитие связано с близостью Соединенных Штатов Америки и создание благоприятных условий для работы иностранных специалистов, которые выбирают Канаду в качестве основного места жительства.

Общая характеристика

До Второй мировой войны страна была, в основном, аграрной, потом произошла переориентация на индустрию. Быстрый рост промышленности и производства связан с развитием сферы обслуживания, туризмом, горной и добывающей сфер. При этом правительство и дальше продолжало поддерживать аграрный сектор, продукция которого шла и продолжает идти на рынки Мексики и США.

В канадской экономической модели успешно соединены индустрия, высокие технологии, использование природных ресурсов и привлечение к работе квалифицированных специалистов.

Канада обладает огромными гидроэнергетическими ресурсами, газа, запасами угля, урана. Самыми большими промышленными центрами запасами природного газа страны являются провинции Квебек и Онтарио, занимающие 77% обрабатывающей индустрии страны. Концентрация сельскохозяйственных компаний наблюдается в Альберте, Саскачеване и Манитобе. Центром лесной промышленности долгие годы остается Британская Колумбия. Нефтяной и топливно-энергетической столицей Канады считается Альберта, где добывают более 90% нефти.

Инфляция в 2020 г. составила 3%; по прогнозам экспертов в нынешнем году инфляция опуститься до 2,2%. Министерство финансов ожидает, что прирост ВВП в 2020 г. составит 2%, а в 2020 г. достигнет 2,5%.

Обрабатывающая промышленность

Представлена автомобильной, строительной и горнодобывающей сферами. В Канаде производят автомобили, грузовики, запчасти для транспортных средств и авиации. Своих автопредприятий в Канаде нет, зато развита обширная сеть американских и японских автомобильных компаний. Они сконцентрированы, главным образом, в Онтарио. Только три предприятия «Вольво» и один завод Paccar открыты в Квебеке. Автомобили используются канадскими потребителями, значительная часть идет на экспорт в США.

Развивается в стране авиационная промышленность (пассажирские лайнеры и бизнес-самолеты), производство поездов метро, локомотивов, мототехники, средства для безопасного движения поездов.

Ведется добыча нефти, газа и битумных песков, меди, железа, титана, цинка, урана, никеля, алюминия. Канадское правительство инвестирует много в разработку битумной нефти, которая идет на экспорт.

Строительная сфера активно развивается в городах, где живут мигранты. В частности, Эдмонтон, Монреаль, Торонто и Калгари, где не только много небоскребов, жилых и офисных объектов, но и многочисленных объектов, находящиеся на стадиях проектирования и строительства.

Энергетический сектор

Канадцы много потребляют энергии, что связано с особенностями климата и индустриализацией экономики. Используются не только природные ископаемые (уран, битумный песок, нефть и газ), но и возобновляемые источники энергии:

По всей стране построены разные виды станций – гидроэнергетические, станции, где используются различные энергетические источники, атомные, тепловые, которые работают на угле. Электроэнергия производится с большим излишком, исключение составляет остров Принца Эдуарда. Переизбыток энергии идет на экспорт в Соединенные Штаты.

Рыболовство

Данная отрасль промышленности Канады развивается уже несколько столетий и приносит большие доходы в бюджет. Рыбные банки находятся с восточной стороны от Лабрадора, Ньюфаундленда, Новой Шотландии и Нью-Брансуика. Здесь сосредоточены самые крупные мировые запасы рыбы.

Провинции на Атлантике занимаются выловом многих видов рыбы, также тут налажено промышленное разведение креветок, лангустов. В начале 1990-х гг. запретили ловлю трески, поскольку в водах произошло резкое сокращение этого вида рыбы.

Лесная промышленность

Почти 40% страны покрыто лесами – хвойными и лиственными. Лесное хозяйство занимается экспортом леса, производством бумаги и изготовлением кленового сиропа. Крупные предприятия расположены в Британской Колумбии, Квебеке и Онтарио.

Аграрный сектор

Почти 7% территорий Канады занимают поля с пшеницей, овощами, техническими культурами.

Сельское хозяйство характеризуется узкой специализацией, которая основана на природных и климатических условиях. Земледелие и скотоводство получают субсидии от государственных представителей, которые еще и помогают реализовывать продукцию, предоставляют различные услуги и материалы фермерам.

Сфера услуг

Рекреационный, экскурсионный, оздоровительный и экотуризм вызвали активный рост гостиничного производства, развитие сети заведений общественного питания, магазинов, расширение оптовой торговли.

Правительство частично поддерживает малый бизнес, но дефицит в муниципальных бюджетах принес сокращение государственных программ. Это способствовало привлечению инвесторов из других провинций и стран, которые заинтересованы в создании качественной отрасли услуг.

Телекоммуникации и наукоемкие отрасли

Канадские компании по телекоммуникациям дают в общую сумму ВВП 4% доходов. Крупнейшими корпорациями являются BCE Inc, Northern Telecom, Bell Canada. Работают три телесети – одна муниципальная Canadian Broadcasting Corporation и две частные Canadian TeleVision и Global Television. Муниципальные телекоммуникационные компании и сеть получают финансирование из госбюджета, а негосударственные – за счет рекламных поступлений.

Канадское правительство выделяет огромные средства на инновационные и научно-технические разработки. Приоритетные интересы сосредоточены в транспортировании, системах связи, космических инновациях.

Перспективными направлениями, которые уже влияют на экономику страны, являются проведение геофизических анализов, биоинженерия, медицина, лазерная хирургия, генетика растительного и животного мира, пересадка органов.

Рынок труда

Численность людей, которые работают, в Канаде достигла 16 млн. человек. Почти 50% должностей заняты высококлассными специалистами, которые имеют высшее образование.

Занятость в Канаде формируется под влиянием межнациональной и международной миграции. Провинции страны разрабатывают свои законы о труде, устанавливающие размеры минимальной заработной платы, продолжительность рабочего дня, график работы, социальные пособия. Законодательство призвано защищать права и работников, и нанимателей.

С 2020 года стала действовать государственная программа, призванная использовать трудовые ресурсы других государств мира. Правительство готово предоставить квоты на рабочие места для 1 млн. 80 тыс. мигрантов, въезжающие в страну по рабочим визам.

Банковская система

Сосредоточена на страховании, операциям с недвижимостью, предоставлении банковских услуг, что дает около 17% ВВП и 6% рабочих мест. В Канаде работают трастовые, чартерные и кредитные банковские структуры, а также Центробанк, который отчитывается про проделанную работу перед Парламентом.

Банки занимаются традиционной деятельностью, связанной с обменом валюты, выдачи займов, обслуживанием счетов. Финансово-банковские структуры активно поддерживают развитие малого и среднего бизнеса, создают комфортный климат для деловой активности.

Импорт и экспорт

Канадская экономика ориентируется на экспорт, который ежегодно приносит больше 2,5 млрд. евро в бюджет.

Главными внешними торговыми партнерами являются Соединенные Штаты, Мексика, ЕС, Япония и Британия. На экспорт идут:

  • Лес.
  • Рыбная, сельскохозяйственная и лесная продукция.
  • Энергетические ресурсы.
  • Промышленные товары.
  • Автомобили, машины, оборудование.
  • Запчасти.
  • Самолеты.

Импорт сосредоточен на продаже пластмасс, металлов, одежды, обуви, фруктов, овощей, продуктов питания, оборудования.

Торговля осуществляется и на государственном, и на муниципальном, и на региональном уровнях. Например, между собой торгуют отдельные провинции Канады, и муниципалитеты с американскими штатами, регионами в европейских странах. Большую часть продукции, в том числе кленовый сироп, автомобили, продукция аграрного сектора отправляется в США.

Канада входит в несколько внешнеэкономических организаций. Во-первых, это НАФТА, созданная США, Мексикой и Канадой для устранения препятствий торговых отношений. Данные государства урегулировали правила импорта и экспорта в инвестиционной и финансовой сферах, электроэнергетике, предоставлении услуг, сельском хозяйстве. В результат чего, возникла крупнейшая в мире зона свободной торговли между тремя государствами.

Во-вторых, АТЭС, который объединяет страны Океании, Азии, Северной и Южной Америк для осуществления экономической деятельности.

Экономика Канады

Канада – одна из процветающих стран мира в промышленной сфере. Она занимает 14 место в мире по размеру ВВП и 10-е место по размеру номинального ВНП. Отличительным знаком развития экономики считается зависимость государства от капитала внешних стран, в наибольшей степени американского.

Общие сведения

Канаде принадлежит около 90 % площади земли и 70 % лесополосы. Сотни муниципальных структур принимают участие в ведущих областях экономики. Они осуществляют большую часть грузоперевозок и вырабатывают подавляющую долю электроэнергии.

Одной из важных ролей в экономике Канады принадлежит добывающему хозяйству и первичной обработки сырья. Страна является огромнейшим производителем Zn, Ni, бумаги для выпуска газет, асбеста и калийных солей. Государство занимает лидирующие позиции по добыче гипса, Ag, Au, Ti, U, Mo, S, Pb и Co; играет существенную роль в добыче железной руды. Канада владеет огромными энергоресурсами мира: она на 3 месте по гидроэнергетическим ресурсам, на 6 по залежам природного газа, на 4 по запасам угля и на 1 по количеству урана. Она считается крупнейшим экспортером нефти в мире. Превосходит Канаду по степени технического прогресса и продуктивности работы только США.

Сельскохозяйственная продукция Канады весьма богата, она является крупнейшим поставщиком продовольствия в мировой экономике. Страна находится на 3 месте по количеству железных путей и на 4 по протяженности асфальтированных дорог и газопроводов.

Промышленным центром Канады являются 2 провинции – Онтарио и Квебек. Они занимают 77% всей обрабатывающей индустрии. Больше половины продукции сельхоз назначения и основную долю зерна выделяют провинции Манитоба, Саскачеван и Альберта. Альберта считается главным источником топливно-энергетических доходов, примерно 4/5 всей нефти Канады добывают в этой провинции. Центром лесной промышленности является провинция Британская Колумбия.

Ведущие отрасли промышленности

Государство обладает развитой обрабатывающей индустрией. Годовой рост промышленности Канады составляет примерно 5-6%. Быстрое развитие получила отрасль «новейшей экономики» – компьютерная техника, телефония, авиа-комплектующие, медикаменты.

Отраслевая структура

Сельское хозяйство

Главными составляющими сельскохозяйственной продукции являются картофель, зерновые культуры, кукуруза и пшеница, преобладающие в провинциях Онтарио, Саскачеван и Манитоба. В Новой Шотландии, Британской Колумбии и Ньюфаунленде широко развита рыболовная отрасль.

Канада находится на 5 месте по выработке зерновых, относится к группе лидирующих экспортеров пшеницы – 3 место.

Промышленность

Не так давно лидирующие позиции промышленности Канады занимали нефтяная, лесная и газовая отросли. Сейчас, из-за нестабильности курса сырьевого рынка, индустриальное развитие приобретают следующие отрасли:

  • разработка электротехнического обеспечения;
  • разработка телекоммуникационных средств;
  • производство лекарственных средств;
  • изготовление индустриального оборудования;
  • конструкционно-материальная индустрия (пластмассы, синтетические материалы и полимеры).
Читайте также:  Прямой работодатель - это кто?

Некоторые канадские производства только начинают набирать свои обороты: автомобильная, строительная, химическая индустрия. Стремительно прогрессирует эра компьютерных технологий и обрабатывающего производства. Одним из важных экономических факторов страны считается машиностроение: производство строительного транспорта и авиатехники.

Сфера услуг

Небывалому росту подверглась и сфера услуг Канады. Успешнее всего прогрессируют следующие отраслевые структуры:

  • гостиничное производство;
  • сфера общественного питания;
  • сфера оптовой торговли;
  • бизнес-идеи для коммерческого сегмента;
  • телекоммуникационная сфера.

Чтобы понизить дефицитность федерального бюджета Канады, правительство начало сокращать государственные расходы, поэтому часть муниципальных учреждений перешло в частные руки, были отменены некоторые государственные программы по содействию малому бизнесу, уменьшены затраты на общественные надобности. Это повысило развитие частной сферы услуг и повлияло на рабочий класс.

Уволенные работники столкнулись с большим количеством трудностей при попытке устроиться на работу в негосударственные фирмы. На сегодняшний день уровень безработицы в Канаде составляет 6,6%.

Система телекоммуникаций

Телекоммуникационная отрасль дает Канаде 3,9% ВВП. Наиболее процветающая корпорация в данной области – «BCE Inc», владеющая 2 дочерними компаниями Канады – «Nothern Telecom» и «Bell Canada».

В стране существует 3 телесети: муниципальная «Canadian Broadcasting Corporation» и две частные: «Canadian TeleVision» и «Global Television». Негосударственные предприятия финансируются за счет рекламы. А муниципальные получают средства из социальных фондов, специально выделяемых государством.

Наука и техника

Самое крупное достижение Канады за прошедшее столетие лежит в сфере транспортирования и систем связи, начиная с телефонии и заканчивая спутниковыми устройствами, вещающими теле- и радиопередачи.

Страна активно занимается научными трудами в сфере космических инноваций. Ее вклад в эту сферу привел к созданию газовых турбин РТ-6, авиалайнеров с малым разгоном и устройств зажигания двигателя для космических кораблей. Компании Канады разработали концепцию дистанционного наблюдения, геофизических анализов, продвинулись в биоинженерии и медицине. Колоссальный успех стране принесли исследования в сфере лазерной хирургии, генетике растительного и животного мира, пересадке органов.

Рабочая сила

Общее количество работающих в Канаде приравнивается к 15.6 млн человек, это на миллион больше, чем 10 лет назад. Примерно 1/2 рабочих мест занята специалистами с высшим образованием. 2/3 – занимают женщины.

Большое значение для развития страны имеет межнациональная миграция труда. Права работающего класса регламентируется Законом о труде, который издается министерством каждой провинции. Закон устанавливает размер минимальной зарплаты, продолжительность рабочего дня, порядок предоставления оплачиваемого отпуска, порядок увольнения и пособия по родам. Созданные законы защищают права работников и нанимателей.

Финансово-банковская система

Банковская система Канады, включая страхование и недвижимость, дают 16.7% ВВП, обеспечивая 6% рабочих мест. Банк Канады назван Центробанком страны и имеет обязательства за свою работу перед парламентом. Главными целями Банка Канады считаются:

  • создание и исполнение финансово-государственной политики;
  • контролирование банковских организаций страны;
  • выпуск денег.

Страна насчитывает 3 вида банковских структур:

Все банковские организации обязаны предоставлять жителям страны обмен валюты, выдачу займов и открытие счетов. Самыми известными считаются: Банк Новой Шотландии, Банк Монреаля и Королевский Банк Канады.

Канада находится на 1 месте в категории лучших и приемлемых стран для продвижения бизнеса. Нововведения в экономике страны, принятые еще в 2000 г., и сейчас сохраняют благоприятные условия для поддержки деловой активности.

Экономика Канады

Особенности экономики Канады

Канада – одна из самых богатых стран мира, член Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Большой восьмерки . Канада – это рыночная экономика со слегка бомльшим вмешательством государства, чем в Соединённых Штатах Америки, но намного меньшим, чем в большинстве европейских стран. Канада всегда имела более низкий уровень валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения, чем у его южного соседа (хотя богатство здесь равномернее распределено), но более высокий, чем в промышленно-развитых западноевропейских странах. Начиная с 1990-х, благодаря проведённой государственной реформе и управлению государством, исходящему из принципа экономического либерализма, государственный долг меняется с 68,4% ВВП в 1994 до 38,7% – в 2004 вследствие «серии»бюджетных профицитов. Последние десять лет, после периода экономического возбуждения, канадская экономика быстро растет с низким уровнем безработицы и большим профицитом федерального бюджета. Одновременно с уменьшением дефицита доля федеральных государственных расходов в ВВП изменилась с 19 до 12%, совокупные госрасходы снизились примерно на 10% с 1992 по 2004. Сегодня Канада очень похожа на США в том, что касается её рыночного направления в экономической системе, её производительных сил и её высокого уровня жизни. Тогда как в январе 2008 государственный уровень безработицы был самым низким с 1974, составляя 5,8%, провинциальные уровни безработицы варьировались от 3,2% до 12,2%.

Впечатляющий рост производственного, горнодобывающего секторов и сферы услуг превратил почти полностью аграрное государство в преимущественно индустриальное с преобладанием городского населения. Как и в других современных промышленно-развитых странах, в канадской экономике преобладает сфера услуг, в которой занято ? канадцев. Однако Канада отличается от других промышленно-развитых стран важным положением добывающей промышленности в её экономике, в частности, её нефтяной и лесной отраслей.

Канада является активным поставщиком энергии. В Канаде имеются газовые месторождения на восточном побережье и большие запасы газа и нефти, залегающие, в основном, в Альберте, Британской Колумбии и Саскачеване. Благодаря большим пространствам битумных песков в области Атабаски, Канада занимает восьмое место среди стран-производителей нефти (2006). В Британской Колумбии, Манитобе, Онтарио, Квебеке и Ньюфаундленде и Лабрадоре есть богатые источники дешевой возобновимой гидроэнергии. Канада является мировым лидером по добыче урана.

Канада – один из важнейших мировых поставщиков сельскохозяйственной продукции, преимущественно за счет западных провинций – крупнейших поставщиков пшеницы и злаков, координируемых Канадским пшеничным комитетом. Канада занимает второе место в мире по добыче алмазов, является крупнейшим производителем цинка и лидером по добыче многих других природных ресурсов: золота, никеля, алюминия и свинца. Многие города, не говоря уже обо всех городах северных областей страны, где сложно заниматься сельским хозяйством, существуют благодаря недалеко расположенному руднику или источнику древесины. Канада обладает также значительным промышленным сектором, сконцентрированным в основном на юге Онтарио, где имеется ряд автосборочных предприятий, выполняющих заказы американских автомобильных гигантов, и в Квебеке с его аэрокосмическим комплексом. Канада является одним из мировых лидеров в телекоммуникациях, биотехнологиях и фармацевтической промышленности.

Отчасти из-за более развитой добывающей промышленности Канада сильно зависит от международной торговли, особенно от торговли с США. Заключение с ними Соглашения о свободной торговле в 1989 и Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) 1994, к которому присоединилась Мексика, вызвало впечатляющий рост торговой и экономической интеграции Канады с США. Испытав замедление экономического роста в 2001, которое не рассматривалось с технической точки зрения как спад, поскольку длилось менее полугода, Канада не имела ни одного спада с 1991 и обладает в целом лучшими экономическими показателями в Большой восьмерке (Б8).

Валютой Канады является канадский доллар (CAD). Распространены купюры достоинством 5, 10, 20, 50 и 100 долларов. Канадские монеты выпускаются достоинством 1, 5, 10, 25 центов, а также 1 доллар («луни») и 2 доллара («туни»).

Канада входит в число ведущих промышленно развитых государств Запада. По данным на третий квартал 2008 г., ВВП Канады составил 1639,5 млрд. кан. долл. (в 2007 г. – 1537,6 млрд. кан. долл.), 1304 млрд. долл., рост ВВП – 0,3% (в 2007 г. – 2,7%), профицит госбюджета – 0,8 млрд. кан. долл. (в 2007 г. – 9,6 млрд. кан. долл.).

Уровень безработицы (по состоянию на декабрь 2008 г.) – 6,6% (в 2007 г. – 5,9%), инфляции (по состоянию на ноябрь 2008 г.) – 2,0% (в 2007 г. – 2,2%).

Большой вклад в экономику вносит автомобилестроительная отрасль, а также развитое производство машин и оборудования (строительное, горнодобывающее, сельскохозяйственное). Канадская экономика имеет ярко выраженную экспортную направленность, доля экспорта в ВВП в 2008 г. – 34,6%. Сальдо торгового баланса положительное – 37,5 млрд. кан. долл. Сальдо платежного баланса – 25,1 млрд. кан. долл.

В 2008 г. 78,3% товарного экспорта приходилось на США. Экспорт в Великобританию, Японию, Китай и Мексику составил 2,6%, 2,2%, 2,2% и 1,2% соответственно. Канада импортирует товары из США (52,7%), Китая (9,4%), Мексики (3,8%), Японии (3,5%) и Великобритании (2,8%). Удельный вес России во внешней торговле Канады незначителен.

Объем накопленных прямых иностранных инвестиций в экономику Канады в 2008 г. составил 516,3 млрд. кан. долл., а канадских прямых инвестиций за границей – 555,0 млрд. кан. долл. (в 2007 г. – 500,9 и 514,5 млрд. кан. долл. соответственно).

Во внешнеэкономической сфере приоритетной остается линия на всемерную либерализацию торговли, активное участие в международных и региональных интеграционных объединениях.

Одним из толчков к достижению сегодняшнего состояния стали реформы середины 1980-х гг. Итогом реформ в канадской экономике стало ее общее оздоровление и значительное улучшение в сфере государственных финансов. Основные достижения неоконсервативных и либеральных реформаторов следующие:

разгосударствление экономики, широкомасштабная приватизация и либерализация важнейших отраслей добывающей промышленности и инфраструктуры (роль государства в канадской экономике до этого была велика, под контролем государства находились практически все ключевые отрасли (добывающая промышленность, инфраструктура;

дерегулирование, ликвидация прямых субсидий в сельском хозяйстве и на транспорте;

сбалансированный федеральный бюджет и ликвидация бюджетного дефицита в большинстве провинций;

сокращение государственного аппарата: численность государственных служащих уменьшилась на 40 тысяч человек;

создание новых прогрессивных секторов экономики и расширение числа занятых в частном бизнесе.

Бюджетная система Канады: структура. Экономика Канады

Это федеративное государство включает в себя тринадцать субъектов – десять провинций и три территории, и бюджетная система Канады может рассматриваться в двух направлениях , поскольку и субъекты федерации явно подразделяются на два типа. Такому делению есть объяснения. Во-первых, это состав коренных народов. Население Канады образовывают явные обширные группы, компактно проживающие на отдельных территориях. Во-вторых, структура субъектов федерации достаточно мобильна. Бюджетная система Канады охватывает пять тысяч местных муниципальных образований. Это графства, сельские поселения и города (муниципалитеты). Нужно отметить, что более децентрализованной федерации в мире нет.

Читайте также:  Франшиза Zara: условия, обязанности сторон, затраты, срок окупаемости. Магазин Zara

Финансы

В этой стране отношения между обществом и государством очень хорошо сбалансированы, при этом региональные образования имеют высочайший уровень автономии. Нельзя говорить об абсолютном равенстве. Создаётся впечатление, что федерация любит некоторые провинции более, чем другие (особенно франкоязычный Квебек). В Канаде два государственных языка – английский и французский, о причинах такого явления будет сказано ниже.

Бюджетная система Канады и всё построение финансовых отношений характеризуется более всего тем, что роль регионов в ведении дел необычайно высока. Субъекты федерации пользуются увеличенной долей в ВВП (с учётом местного звена) сравнительно с тем, что имеет федерация, а также снижается общая доля в расходах государства в ВВП. Консолидированный бюджет (свод его на всех уровнях) повышает долю местного и субфедерального уровня.

Центр и регионы

Разделением полномочий между регионами и федерацией канадцы обязаны своей Конституции. В этом документе значится, что самые широкие полномочия по расходам предоставляются администрациям провинций. Бюджетная система Канады предусматривает распределение на местах расходов и на здравоохранение, и на образование, и на общественные услуги, на судебные органы и муниципальные организации, а также на многие другие нужды местных властей и провинций.

Однако Конституцией не определяется, как именно нужно пользоваться всеми этими полномочиями, а потому в каждой провинции разрабатываются свои собственные законы. ВВП страны превысил в 2016 году триллион долларов (в переводе на доллары США – 701 миллиард). Экономика Канады отличается высоким ростом всех показателей по сравнению с другими странами, считающимися развитыми.

Структура ВВП

Структура ВВП Канады говорит об очень высоком уровне развития экономики страны. Сельское хозяйство занимает всего три процента, а доля промышленности составляет тридцать один процент ВВП. Значительно более шестидесяти процентов уходят в отрасли сферы нематериальной. С 1993 года инфляция в Канаде ни разу не превышала двух процентов. Следует отметить, что экономика Канады всегда была открытой: экспорт составляет сорок пять процентов, а в сумме импорт и экспорт уже к двухтысячному году выросли до восьмидесяти пяти процентов ВВП. По большей части это является итогом договора НАФТА. В результате население Канады, Мексики и США, ресурсы, товары, услуги, капитал федерации свободно перемещаются на всех территориях этих стран.

В Большой семёрке самой низкой стоимостью жизни может похвастаться именно Канада. Здесь даётся возможность использования очень многих бесплатных или государственно субсидируемых услуг, в том числе в сфере образования и здравоохранения. Уровень цен и курс валюты страны стабилизированы, поскольку финансовая система Канады работает, как часы. Правительство ликвидировало имевшийся бюджетный дефицит, и это в целом повлияло на все макроэкономические показатели. Чтобы понять, как и за счёт чего работает эта система, нужно учитывать сложившиеся исторические особенности, коих длинный ряд, и все они коренным образом повлияли на основы бюджетной системы.

История

Вплоть до 1763 года эти территории были французской колонией, и страна управлялась губернатором-французом. А до этого полыхала Семилетняя война, в результате которой Канада отошла Великобритании, а потому и губернатором стал уже английский генерал. Однако официально как государство Канада родилась только в 1867 году, когда подписали Конфедеративный договор, принятый в английском парламенте. Процесс формирования государства был долгим – провинции вступали в Канаду вплоть до 1949 года, даже в 90-х годах двадцатого века ещё образовывались новые территории (например, Нунавут – в 1999 году). Генерал-губернатор – английский, а потому он являлся представителем королевы Великобритании (она до сих пор, кстати, глава государства Канада), и местный парламент не мог контролировать бюджет и бюджетную систему, чтобы принимать решения о расходах и доходах без соответствующего послания губернатора, в котором содержались его рекомендации.

Естественно, на федеральном уровне занимаются самыми важными источниками государственных доходов. Именно так сформирована структура бюджетной системы любой страны, и Канада здесь не исключение. Ранее у провинций были весьма ограниченные федеральными дотациями бюджеты, но постепенно передача полномочий всё-таки происходила, и субъекты федерации год от года всё более становились самостоятельными в образовании своих прибылей и трат. До Второй мировой войны правительство оказывало достаточно большое влияние на все уровни бюджетной системы страны. И после её окончания государство участвовало в развитии собственной экономики ещё, пожалуй, больше и активнее.

Реформы

Все основополагающие реформы были проведены в девяностые годы двадцатого века, и область государственного регулирования в канадской экономике значительно сузилась, особо это коснулось сферы финансов. Приватизация была более чем масштабной: все отрасли промышленности Канады, все крупные предприятия – обрабатывающая, нефтегазовая промышленность, железнодорожный и воздушный транспорт, связь – были проданы частным инвесторам. Субсидии резко сократились, по большей части они вообще были отменены. В сильно урезанном количестве они сохранились только в сельском хозяйстве. Весь транспорт без исключения субсидий лишился. Территории и провинции получали трансферты в существенно сокращённом виде. Задача правительства второй половины девяностых годов была единственная – оздоровить экономику.

Для этой цели государственные расходы были кардинально сокращены при сохранившихся ставках налогов. Теперь бюджетно-налоговая политика Канады приняла совершенно другой вид. Централизованные финансы включили в себя формируемый и исполняемый правительством федеральный бюджет, бюджеты территорий и провинций, местные бюджеты. Кроме того, у правительства остались внебюджетные фонды, а также муниципальный и государственный кредиты. А финансы организаций и предприятий остались децентрализованными. Таким же образом разделились и полномочия. Федеральное правительство занимается вопросами военной стратегии и обороны, регулирует правопорядок, управляет государственным долгом и государственной собственностью. Также оно формирует банковскую и денежно-кредитную систему, выстраивает коммерческие и торговые отношения. Состоит федеральный бюджет в основном из постоянно поступающих налогов, а это девяносто процентов всех поступлений.

Налоги

Налоговая система Канады имеет много ступеней, налогообложение основывается на соглашениях между территориями и центром относительно раздела полномочий. Прежде всего это касается личного подоходного налога и налогов на доходы корпораций. Два законодательных акта – относительно доходов и относительно расходов государства – касаются федеральн ого бюджет а . Из бюджетов местного и субфедерального уровней финансируются здравоохранение, образование, правопорядок и объекты инфраструктуры. Существуют в Канаде и внебюджетные фонды, которые имеют либо социальное назначение, либо экономическое или научно-исследовательское. Фонды социального назначения есть и у государства, это прежде всего госфонды пенсий по возрасту и страхования занятости. Платят в эти фонды все – и работодатели, и сами работники.

Пенсионное страхование имеет паритетные ставки, чем сильно отличается от страхования по занятости. Медицинское страхование обязательно, и в провинциях эти начисления на заработную плату появились ранее всех остальных. Кстати, федеральное правительство в медицинских программах не участвовало до 1948 года совсем. Действующее законодательство разрешает осуществлять заимствования на всех уровнях власти. Преимущественно сделки осуществляются на рынке ценных бумаг. Однако объём заимствований законодательно установлен с самоограничениями в каждой провинции Канады. Размер обычно соответствует состоянию экономики и финансов, а также социальным обязательствам. Источником займов для региональной власти бывают долговые ценные бумаги, которые размещаются на внутреннем рынке, а также кредиты, выданные по Канадской пенсионной программе. Объёмы кредитов для властей на местах устанавливает обычно правительство провинции.

Природные ресурсы

Право провинций на введение налогов с розничных продаж было получено в результате решения Верховного суда. Население Канады буквально отвоёвывало свои права в регионах. Также было очень важно для выстраивания налоговой системы в Канаде решить вопрос собственности природных ресурсов для возможного их налогообложения.

Теперь по Конституции все природные ресурсы принадлежат юрисдикции провинций целиком и полностью, а потому только местная власть получила исключительное право облагать их налогами. Значит, федеральные власти не могут ввести налог на добычу полезных ископаемых, которые находятся на территории провинции. Поэтому теперь в распоряжении федералов только те богатства недр, которые расположены на федеральных территориях и на континентальном шельфе.

Этапы развития экономики

Индустриализация в Канаде после Второй мировой войны прошла очень быстро. Экономика страны двадцать лет буквально процветала, но слишком быстрый рост её вызвал нехватку квалифицированных рабочих. Именно поэтому в шестидесятых годах прошлого века иммигранты всевозможных национальностей хлынули в страну. Затем в провинции Альберта обнаружились крупнейшие залежи нефти. Это обусловило резкий экономический скачок на данных территориях. И теперь Эдмонтон и Калгари – важнейшие финансовые, промышленные и железнодорожные центры, а сама провинция экономически растёт значительно быстрее остальной страны.

После спада 70-80 годов правительственные расходы значительно выросли, госбюджет наращивал дефицит в десятки миллиардов долларов США – это настоящая причина для уныния. Но в 1993-м Канаде повезло с министром финансов. В течение буквально десятилетия экономика намного улучшилась, были снижены торговые налоги (благодаря НАФТА и ФТА, опять же). Был даже погашен госдолг в тридцать шесть миллиардов американских долларов, дефицит бюджета – сорок два миллиарда долларов – тоже был аннулирован. Более того, в данное время наблюдается излишек бюджета канадского правительства – почти тридцать четыре миллиарда долларов.

Приватизация

Программу приватизации канадские власти начали ещё в 1985-м, а окончили в 1998-м. Проведена она была по принципу индивидуального подхода к передаче в частную собственность каждого предприятия, населению фондовым рынком предлагались акции, продажи велись и с помощью тендера, и путём переговоров. К 1997 году были приватизированы двадцать шесть крупнейших государственных предприятий.

В их числе: авиакомпания, железнодорожная, нефтяная компании, завод по обогащению урана, производства самолётостроения и оружейные, а также телекоммуникационные компании. В федеральный бюджет поступили огромные суммы – около шести миллиардов долларов США получило правительство. В итоге рынки капитала в Канаде с выполнением программы приватизации всё более расширялись, а бывшие государственные предприятия стали гораздо более эффективными. Банк Канады специально удерживал инфляцию в середине целевого диапазона – на расчётном уровне.

Три процента ВВП

Речь пойдёт о сельском хозяйстве Канады. Оно разнообразно и охватывает практически все существующие отрасли. Под земледелие отдано приблизительно семь процентов территории страны, львиная доля их на Центральном Западе. Канада является крупнейшим мировым производителем пшеницы, которую выращивают именно здесь. Попутно культивируются рапс, чечевица и даже женьшень. Провинции, расположенные у Атлантики, выращивают в основном картофель. В Квебеке и на берегах Онтарио хорошее длинное лето, а потому здесь фермеры могут себе позволить выращивание таких культур, как латук, кукуруза, огурец, клубника, яблоки, табак.

Читайте также:  Продажа доли единственным участником ООО: оформление документов

В провинции Альберта развито скотоводство, именно здесь находится самое крупное поголовье ценной мясной породы коров, выведенных в Канаде – Bostaurus. В провинции Британская Колумбия производят цыплят и яйца, а в Квебеке и Онтарио – разводят коров, но молочных. Все продукты животноводства и растениеводства – отменного качества, и огромная их часть экспортируется.

Разумеется, в Канаде весьма хорошо развито рыболовство. Это не вызывает удивления в стране многих огромных озёр и двух океанов. Ловили рыбу слишком рьяно, поэтому в семидесятые наступил так называемый тресковый кризис, последствия которого ощущаются и теперь.

Сорок процентов территории Канады покрыто лесами. Поэтому именно этой стране принадлежит первенство в количестве и качестве изготовления бумаги, а также Канада всегда является крупнейшим из мировых экспортёров леса.

Бюджетная система Канады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:13, реферат

Описание

Канада является государством с федеративным устройством. В настоящее время Канада состоит из 12 субъектов федерации: десяти провинций и двух территорий. Также в Канаде насчитывается около 5000 муниципальных образований, включая города, села, тауншипы, графства и районы специального обслуживания (special service districts). Федеральному правительству принадлежат полномочия по регулированию вопросов войны и мира, обороны, правопорядка, национального государственного долга и государственной собственности, денежно-кредитной и банковской системы, торговых и коммерческих отношений.

Работа состоит из 1 файл

Канада.docx

Канада является государством с федеративным устройством. В настоящее время Канада состоит из 12 субъектов федерации: десяти провинций и двух территорий. Также в Канаде насчитывается около 5000 муниципальных образований, включая города, села, тауншипы, графства и районы специального обслуживания (special service districts). Федеральному правительству принадлежат полномочия по регулированию вопросов войны и мира, обороны, правопорядка, национального государственного долга и государственной собственности, денежно-кредитной и банковской системы, торговых и коммерческих отношений. Также в компетенцию федеральных органов власти входят вопросы налогообложения на любом уровне государственной власти.

Конституция Канады относит к компетенции органов власти субъектов федерации решение вопросов местного характера (государственные учреждения, образование, юстиция), а также регулирование всех вопросов, связанных с частной собственностью (право собственности и гражданское право). Законодательство не регламентирует полномочия муниципалитетов, предполагая, что органы власти провинций по своему усмотрению делегируют некоторый объем полномочий муниципальным органам власти.

Бюджетная система Канады соответствует федеративной системе органов государственной власти — правительство каждого уровня имеет свой собственный бюджет. Доходная база федерального бюджета состоит из поступлений федеральных налогов, сборов и прочих платежей, а в доходы бюджетов провинций зачисляются налоговые платежи и межбюджетные трансферты, полученные от федерального бюджета.

Начиная с 1962 года, в Канаде действуют соглашения о сборе налогов, которые были заключены со всеми субъектами федерации за исключением Квебека. Согласно этим соглашениям, каждая провинция получила право на долю от поступлений федерального налога на ее территории, единую для всех провинций. Также провинции имеют право повысить ставку федерального налога на своей территории с тем, чтобы перечислить дополнительные налоговые поступления в доходы своих бюджетов. Указанный порядок относится к подоходному налогу с физических лиц и корпораций, налогу на товары и услуги (аналогу налога на добавленную стоимость). В доходы бюджетов провинций зачисляются налоги на природные ресурсы и налог на имущество.

Расходные полномочия органов власти различного уровня также закреплены в конституции. Так, федеральное правительство обязано финансировать: оборону, международные отношения, промышленную политику и научные исследования. Бюджеты провинций обязаны финансировать государственное образование, здравоохранение и муниципальные службы. Оба уровня бюджетной системы несут расходные обязательства в областях совместных интересов: таких как, например, сельское и лесное хозяйство. Также федеральное правительство несет расходы в области социального обеспечения.

Финансовая помощь бюджетам провинций из федерального бюджета выделяется в виде целевых и нецелевых трансфертов. При этом до 1997 года существовало три программы, в рамках которых осуществлялась федеральная финансовая помощь бюджетам нижестоящего уровня: нецелевые трансферты для выравнивания бюджетных доходов, трансферты в рамках финансирования утвержденных программ (Established Programs Financing — EPF) и финансовая помощь в рамках плана финансовой поддержки (Canada Assistance Plan — CAP).

Нецелевые трансферты выделяются бюджетам провинций для выравнивания их доходов. Принцип бюджетного выравнивания закреплен в Конституции. Формула расчета выравнивающих трансфертов построена таким образом, что федеральные средства распределяются между семью провинциями — Ньюфаундленд, Принс Эдвард Айленд, Нова Скотия, Нью Брансвик, Квебек, Манитоба и Саскатчеван. Эти субъекты федерации располагают доходным потенциалом ниже среднего уровня. Доходный потенциал рассчитывается как разность между среднедушевыми поступлениями каждого налога в целом по пяти провинциям, утвержденным в качестве федерального стандарта, и среднедушевыми налоговыми поступлениями на территории провинции. Налоговые поступления при этом рассчитываются по средним ставкам, действовавшим на территории всех провинций. Налоговый потенциал рассчитывается по 33 позициям, включающим прямые и косвенные налоги.

Целевой трансферт для финансирования утвержденных программ выделялся бюджетам провинций с целью расходования полученных средств на здравоохранение и среднее образование. Финансовые ресурсы передавались бюджетам провинций в виде прямых перечислений из федерального бюджета, а также путем передачи в доходы региональных бюджетов части налоговых поступлений федерального бюджета.

Средства в рамках финансирования национальной программы финансовой поддержки выделяются в соответствии с принципом долевого финансирования, а их сумма заранее не определяется. Финансовая помощь выделяется на содержание детских домов, домов инвалидов, прочих учреждений социальной и медицинской помощи, а также напрямую инвалидам, престарелым и безработным. При этом средства целевого трансферта не перечисляются на покрытие капитальных затрат, бремя финансирования которых полностью лежит на бюджетах провинций.

Бюджеты различных уровней в Канаде имеют право привлекать заемные средства в целях финансирования дефицита. При этом для федерального правительства не существует конституционных ограничений на объем привлеченных средств на финансирование как текущих, так и капитальных расходов. Федеральное законодательство не предусматривает ограничений предельного объема заимствований и для органов власти провинций, тем не менее законодательством многих субъектов федерации такие ограничения установлены. Например, нормативные акты провинции Альберта позволяют региональным органам власти привлекать заемные ресурсы на текущие цели в размере, не превышающем прогнозный годовой объем налоговых доходов бюджета провинции.

В Канаде существует несколько источников заемных средств для финансирования дефицита бюджета. Для федеральных органов власти – это внутренний и внешний рынки долговых бумаг, а также кредиты, полученные от Канадской пенсионной программы. Органы власти провинций привлекают средства на внутреннем рынке долговых бумаг и в виде кредитов от Канадской пенсионной программы. При этом последняя имеет право покупать федеральные государственные облигации и облигации органов власти провинций только в случае превышения доходов над расходами на выплату пенсий.

Региональные нормативные акты требуют от муниципальных органов власти, чтобы их бюджеты, в отличие от бюджетов вышестоящих уровней, были сбалансированы по текущим расходам. Таким образом, местные органы власти имеют право привлекать заемные средства только для финансирования дефицита по капитальным расходам. В случае необходимости привлечь дополнительные финансовые ресурсы, органы власти муниципальных образований обязаны, в зависимости от субъекта федерации, либо согласовывать с вышестоящими властями объемы заимствований, либо предоставлять для утверждения в правительство провинций программу заимствований на срок, превышающий цикл бюджетного планирования, либо привлекать ресурсы в пределах лимитов на объем кратко- средне- и долгосрочных займов, установленных законодательством провинции. Органы власти многих провинций оказывают содействие местным бюджетам в получении займов путем организации государственных посреднических институтов или предоставления ссудных средств на условиях долевого финансирования.

Доходная часть федерального бюджета более чем на 90% обеспечивается налоговыми поступлениями. При этом доля прямых налогов составляет более 2/3 доходов, косвенных более 1/4. Ведущее место в доходах федерального бюджета принадлежит подоходному налогу 47%, акцизы 20%, налог с корпораций 14% и социальные взносы 12%.

В Канаде используется децентрализованная модель межбюджетных отношений. Она характеризуется, прежде всего, относительно высокой долей региональных и местных налогов в консолидированном бюджете страны, а также наличием у властей штатов и муниципалитетов полномочий вводить собственные налоги.

В такой крупной стране, как Канада, децентрализация помогает адаптировать социальную политику к местным нуждам, в то же время обеспечивая правительствам провинций доходы, достаточные для поддержания единых стандартов общественных услуг при равных уровнях налогообложения.

Бюджет Канады распределяется так, что максимальную пользу от этих денег получают сами жители. Канада содержит небольшую армию, не тратит деньги налогоплательщиков на поддержание на плаву убыточных предприятий, а численность государственного аппарата настолько мала, что его содержание обходится канадцам гораздо дешевле, чем россиянам.

Эти и другие преимущества хорошо продуманной канадской системы управления экономикой, обществом и государством позволили Канаде создать одну из наиболее гуманных социальных систем. Суть этой системы заключается в том, что государство гарантирует определенный уровень жизни любому человеку, будь он гражданином Канады, постоянно проживающим на территории страны или беженцем.

Собирая подоходный налог по прогрессивной шкале со всего работающего населения, государство оказывает финансовую помощь (WELFARE) всем, кто по какой-либо причине нетрудоспособен или не может найти себе работу. Таким способом Канада исключает на своей земле появление класса людей, находящихся за чертой бедности.

Налоги идут в основном на социальные программы. Канадцы часто называют свою систему социального обеспечения “системой социальной безопасности”. Программы помощи рассчитаны на все слои общества, особенно на несовершеннолетних детей, безработных и пожилых людей.

За счет этого государство получило возможность контролировать уровень преступности и предупреждать социальную напряженность, неизбежно возникающую в обществе, в котором живут бедные и отчаявшиеся люди.

Такая социальная политика, в сочетании с высоким уровнем моральной устойчивости и четкой работой правоохранительных органов, позволяет Канаде оставаться одним из самых безопасных государств в мире, в котором уровень преступности невероятно низок, а социальные конфликты практически отсутствуют.

Оцените статью
Добавить комментарий