Автоматический обмен налоговой информацией: список стран. Соглашение об автоматическом обмене налоговой информацией

Содержание

Автоматический обмен налоговой информацией: список стран. Соглашение об автоматическом обмене налоговой информацией

Автоматический обмен налоговой информацией: список стран. Соглашение об автоматическом обмене налоговой информацией

Процесс борьбы с оффшорами, инициированный государством, проводится с целью защитить налоговую систему от уклонения крупных компаний от уплаты налогов.

В процессе финансовой интеграции были проделаны очень благоприятные изменения для межгосударственного налогового планирования. В полной степени исключить оффшорную деятельность остается невозможным, поэтому представители власти и налоговые инстанции активно работают над идентификацией реальных обладателей оффшорных организаций и ужесточением контроля над финансовыми операциями.

Чтобы вернуть выведенные деньги обратно в страну, из которой они вышли, и обложить их налогами, государства начали с проведения процедуры эффективного обмена информацией о действительных владельцах денег в оффшорах.

Конвенция МСАА

Одним из важнейших инструментов, который способствует обнаружению необлагаемых заграничных доходов, является Многосторонняя конвенция о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией (Multilateral Competent Authority Agreement). Еще один важный документ – Конвенция ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией.

Она предполагает, что все присоединившиеся государства обязуются передавать налоговую информацию другим странам-участницам конвенции.

Виды обмена информацией:

  1. Обмен информацией по запросу применяется в случае ведения дела в отношении единого налогоплательщика. Запросы могут быть устными или письменными.
  2. Автоматический обмен информацией. Для осуществления необходимо наличие двустороннего международного соглашения.
  3. Произвольный обмен информацией. Тут также необходимо двустороннее соглашение. Но инициатором должна выступать государственная организация, у которой имеются данные о налогоплательщике и которыми она считает нужным поделиться.

Отличие «обмена по запросу», принятого конвенцией в 1988 году, от «автоматического обмена» этого года

Обмен по запросу имеет некоторые отличия от автоматического:

  • обмен «по запросу» предусматривает передачу от одного государства другому финансовой информации о конкретном лице либо организации;
  • обмен «автоматический» позволяет предоставлять большой объем информации о нерезидентах, которые обслуживаются финансовыми предприятиями страны-участницы обмена.

2. Предоставляемая информация:

  • «по запросу» может предоставляться любая, предположительно важная, информация для органов управления, которая обеспечивает соблюдение налогового законодательства;
  • «автоматически» передаются только данные о счетах нерезидентов, информация о которых имеется в финансовых учреждениях.

3. Время и форма обмена:

  • «по запросу» данные передаются в письменном варианте в ответ на поступивший запрос;
  • «автоматически» данные передаются в электронном варианте один раз в год.

Должностные обязанности служб налогообложения

В ходе процесса передачи и приема финансовой информации органы служб налогообложения обязаны:

  • принимать от финансовых учреждений своего государства информацию о финансовых процессах юридических и физических лиц, являющихся резидентами других государств-участников MCAA;
  • каждый год передавать в электронном виде нужную информацию уполномоченным органам этих государств;
  • принимать от уполномоченных органов других государств-участников MCAA данные о счетах юридических и физических лиц, являющихся резидентами своей страны.

Какие организации обязуются передавать данные

В автоматическом обмене налоговой информацией участвуют:

  • банки;
  • страховые компании;
  • брокерские компании;
  • другие коммерческие финансовые организации.

В автоматическом обмене финансовой и налоговой информацией не участвуют такие учреждения:

  • правительственные учреждения;
  • международные организации;
  • центральные банки;
  • государственные пенсионные фонды;
  • другие госорганизации с заниженным уровнем риска, которые практически не могут быть заподозрены в совершении махинаций с целью уклонения от выплаты налогов.

Счета, попадающие под сбор данных

Данные будут собираться о личных счетах юридических и физических лиц и счетах корпораций, трастов и частных фондов.

Если собственник счета значится как налоговый резидент государства, с которым будет осуществляется обмен налоговыми данными, то он попадет под автоматический обмен. Такие физические лица будут именоваться “подотчетными лицами”, а их счета – “подотчетными счетами”.

Подотчетными станут и счета компаний:

  • если они подконтрольны одному или нескольким “подотчетным лицам”;
  • если они подконтрольны “пассивной нефинансовой структуре”, которая по факту подконтрольна “подотчетному лицу” (под таковой принимается любая организационная форма бизнеса, большая часть дохода которой создается пассивными доходами, это холдинги, фонды, трасты).

Информация, которая подлежит обмену

Исходя из типа счёта, будут происходить сбор и передача следующей информации:

  1. Личные данные, адрес проживания, государство, которому резидент платит налоги, идентификационный код, дата и место рождения собственника счёта.
  2. Номер открытого банковского счета.
  3. Международный идентификационный номер финансовой организации и ее наименование.
  4. Состояние и баланс счета на конец подотчетного года или дату закрытия счета.
  5. Общая сумма начисленных процентов по счету.
  6. Валюта счёта и остаток денежных средств на балансе.

“Принцип невзаимности”

При присоединении к Конвенции MCAA любое государство имеет право следовать “Принципу невзаимности”. Это предполагает, что такая страна-участница обязуется передавать финансовую информацию о счетах налоговых плательщиков-резидентов других государств-участников Конвенции, но не будет получать от них данные о собственных резидентах-налогоплательщиках.

Сутью такого принципа является интерес более не осложнять и так сложные вещи: некоторые оффшорные процессы предусматривают полную невыплату налогов, и для государства эта информация от других стран является бесполезной.

Штрафы за нарушения в предоставлении информации

При подаче в финансовое учреждение запроса из зарубежной уполномоченной организации на предоставление информации, перед тем как дать ответ, финучреждение должно оповестить местный орган налогообложения и предоставить информацию, которая необходима зарубежной организации. Срок передачи сведений составляет десять дней. Налоговый орган имеет полномочия запретить передачу данной информации.

В случае нарушения финучреждением налогового запрета предусмотрены штрафные санкции:

  1. За произвольный неоправданный отказ учреждения от предоставления информации о налогах и счетах физических и юридических лиц или предоставления информации, но с нарушением порядка, объема и сроков взимается штраф порядка 500 тысяч рублей.
  2. Если финансовое учреждение не предпринимает мер по установлению налогового резидентства клиента, с него производится взыскание в 300 тысяч рублей.
  3. Если одна из международных групп компаний не уведомила об участии, взимается штраф в пятьдесят тысяч рублей.
  4. За неоправданное непредоставление участником группы каких-либо данных или предоставление недостоверных данных накладываются санкции в размере ста тысяч рублей по каждому из списка сведений.

Плюсы и минусы обмена информацией

Автоматический обмен имеет как преимущества, так и недостатки. Плюс, например, таков: не нужно отправлять запрос на предоставление информации об оффшорах. Данные поступают в государство в автоматическом порядке, что регулируется на законодательном уровне и сокращает время работы.

Минус: финансовые и налоговые данные очень легко скрыть, особенно если денежные средства находятся вне государства-заявителя. Поэтому придется разрабатывать новые постановления, законы, проводить мониторинг бизнеса и проверять полностью всю банковскую систему.

Международный автоматический обмен налоговой информацией сопряжен и с рисками. Например, существует риск лишения мотивации малого и среднего бизнеса.

Список государств, обязующихся осуществлять обмен информацией

По данным Конвенции МСАА, в автоматическом обмене информацией обязуются участвовать:

  • с сентября 2020 г. начать осуществлять автоматический обмен должны: Ангилья, Аргентина, Барбадос, Бермуды, Бельгия, Болгария, Британские Виргинские острова, Венгрия, Великобритания, Германия, Гибралтар, Греция, Гренландия, Гернси, Джерси, Дания, Ирландия, Индия, Испания, Италия, Исландия, Кипр, Каймановы острова, Южная Корея, Колумбия, Кюрасао, Люксембург, Лихтенштейн, Литва, Латвия, Монтсеррат, Мальта, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Ниуэ, остров Мэн, острова Теркс и Кайкос, Португалия, Польша, Румыния, Сейшельские острова, Сан-Марино, Словения, Словакия, Франция, Фарерские острова, Финляндия, Чехия, Хорватия, Швеция, ЮАР, Эстония;
  • с сентября 2020 г. осуществить АОНИ должны: Австрия, Австралия, Андорра Албания, Аруба, Антигуа и Барбуда, Белиз, Гренада, Гана, Индонезия, Израиль, Китай, Канада, Коста-Рика, Маврикий, Маршалловы острова, Монако, Малайзия, Новая Зеландия, Науру, Острова Кука, Россия, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Синт-Маартен, Самоа, Швейцария (автоматический обмен налоговой информацией страна, по данным СМИ, откладывает до 2020), Чили, Япония.
Читайте также:  Инвентаризация земель населенных пунктов: особенности

Это официальные данные. Автоматический обмен налоговой информацией (список стран выше) полностью должен быть введен к 2020 году.

Автоматический обмен налоговой информацией в России

В мае 2016 года в рамках Форума “Организации экономического сотрудничества и развития по налоговому администрированию” (ОЭСР) Федеральная налоговая служба России подписала международный договор об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах. Начало такой практики в России намечено на сентябрь 2020 года.

Кроме общих (подписания соглашения об автоматическом обмене налоговой информацией), предусматривается подписание ряда других налоговых договоров о сотрудничестве и обмене сведениями для борьбы с уклонениями от налоговых платежей, а также договоров об обоюдной помощи государств в борьбе с нарушениями налогового законодательства. Таковые обычно предполагают передачу данных о регистрации налогоплательщиков, о счетах, зачислении на них дополнительных доходов и другой налоговой информации. Страны автоматического обмена налоговой информацией обязуются сделать тоже самое.

Что необходимо для автоматического обмена с другими странами

Чтобы Россия могла направить в адрес Конвенции доказательства того, что РФ в полной степени может участвовать в обмене данными, государству необходимо произвести еще несколько действий для начала работы системы:

  1. Принять на государственном уровне закон об автоматической передаче информации.
  2. Разработать кадровую политику, средства для осуществления процессов на местах.
  3. Разработать системы кодирования и пакет государственных документов для передачи данных.
  4. Обеспечить надежную защиту передаваемой информации, кодирование.
  5. Обеспечить полную засекреченность, безопасность передачи данных.
  6. Создать перечень тех государств, с которыми Российская Федерация желает сотрудничать в сфере обмена, то есть обмениваться финансовой информацией.

Стране необходимо выполнить немало требований, чтобы стать участницей Соглашения об автоматическом обмене налоговой информацией (Латвия, Швейцария и все остальные государства тоже обязаны подгонять свое законодательство к общим требованиям).

Российская Федерация вполне подготовлена к изменениям. Автоматический обмен налоговой информацией Россия совсем скоро сможет осуществлять. Сам по себе АОНИ непременно выгоден для государств-участников. К примеру, Россия передаёт другим государствам данные об их налоговых резидентах, которых сама РФ уже обложила налогами на доходы. А взамен ей предоставляются данные обо всех ее налоговых резидентах, у которых имеются счета за границей, то есть предположительно доход в бюджет государства.

Чем автоматический обмен грозит гражданам?

Если у корпорации открыт оффшорный счет, который она пытается скрыть, то это может:

  1. Привести к проблемам и санкциям за незадекларированный счет.
  2. За неуплату налогов могут взиматься значительные штрафы.
  3. Привести к большим проблемам из-за проведения валютных операций незаконно (штрафы, запрещение деятельности компании, лишение лицензии и так далее).

В заключение

Так, справедливо будет сделать вывод, что в 2020 году наши финансовые процессы практически станут видны насквозь и о банковской тайне уже можно будет забыть. Практически любые финансовые действия по счетам попадают под автоматический обмен: изменение баланса, личная информация и другие персональные данные.

Правда, для тех, кто выводит свои доходы на оффшорные счета, с автоматическим обменом налоговой информацией останется намного меньше возможностей сделать это в дальнейшем времени – что, конечно, хороший плюс. Именно поэтому бизнесменам и физическим лицам стоит навести порядок в своих банковских и других счетах во избежание будущих проблем с налоговыми инстанциями.

Россия вполне готова к автоматическому обмену налоговой информацией с остальными странами. Осталось только окончательно определить технические и кадровые средства. Остальное – дело рук мировой политики.

ФНС решила исключить Великобританию из списка для автообмена финансовой информацией

Москва. 19 сентября. INTERFAX.RU – Федеральная налоговая служба (ФНС) России намерена исключить из ежегодно обновляемого перечня юрисдикций, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, Великобританию, а также отдельные административные единицы – остров Мэн и Нормандские острова (Гернси, Джерси).

Это следует из проекта приложения к приказу ФНС “Об утверждении перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией”, опубликованного на портале regulation.gov.ru.

В то же время в перечень предполагается включить Израиль и Панаму.

Всего в проектируемом списке будут 88 юрисдикций.

Как это работает

Поправки в Налоговый кодекс РФ о международном автоматическом обмене финансовой информацией и документацией по международным группам компаний были внесены в 2020 году.

Согласно им, ФНС в рамках соответствующих международных договоров в автоматическом режиме осуществляет обмен финансовой информацией, полученной от российских организаций финансового рынка, об их клиентах, не являющихся налоговыми резидентами РФ, с компетентными органами иностранных юрисдикций.

Действующей международно-правовой основной для такого автоматического обмена является Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 января 1988 года, которая начала применяться в отношении Российской Федерации с 1 июля 2015 года, и многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года, подписанное ФНС России в мае 2016 года.

В марте ФНС прокомментировала появившиеся в СМИ сообщения о том, что Великобритания якобы не будет сообщать ФНС информацию о зарубежных финансовых счетах российских налоговых резидентов в банках Соединенного Королевства.

Российские налоговики сообщили, что Великобритания и РФ продолжают обмениваться налоговой информацией по запросу, при этом между двумя странами на данный момент нет автоматического обмена.

“Между ФНС России и HMRC налажен качественный обмен налоговой информацией по запросам, а также автоматический обмен межстрановыми отчетами (CbCreporting) в соответствии с Многосторонней конвенцией административной помощи в налоговых делах. Что касается принятия решения о присоединении к автоматическому обмену налоговой информацией о финансовых счетах – это право каждого государства”, – заявила ФНС.

ФНС сообщала, что в ближайшее время более 100 стран станут полноценными участниками автоматического обмена информацией, о чем было заявлено на Форуме налоговых администраций ОЭСР в Чили.

Также ведомство напомнило о продлении добровольного декларирования зарубежных активов и счетов еще на год с 1 мая 2020 года и порекомендовало всем, кто еще не воспользовался этой возможностью, “добровольно сообщить о своих активах и счетах в ФНС России, не дожидаясь, пока эта информация будет раскрыта зарубежными налоговыми органами”.

С 1 января 2020 года вступают в силу поправки в закон о валютном регулировании, принятые летом, которые позволят гражданам РФ не представлять в налоговые органы отчет о движении средств по зарубежным вкладам.

Граждане смогут не отчитываться перед ФНС за счета, открытые в банках, расположенных на территории ОЭСР и ФАТФ, в случае, если общая сумма движений по счету гражданина за год (либо остаток на счете) не превышают 600 тыс. рублей. При этом страны должны заключить с Россией соглашение об автоматическом обмене информацией. Согласно действующему законодательству, от предоставления отчетов в ФНС о движениях по зарубежному счету освобождены только граждане РФ, которые проживают за пределами страны более 183 дней в году.

ОЭСР раскрыла новые подробности автоматического обмена налоговой информацией

Почти 10 лет назад – в январе 2010 г. – страны G20 договорились: эра банковской тайны закончилась. Их предсказания сбываются – более 90 стран с 2020 г. обменялись информацией о 47 млн счетов, на которых бизнесмены хранят около 4,9 трлн евро. Такие данные впервые раскрыла Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на прошлой неделе. Это эквивалентно почти трети ВВП Евросоюза, который в 2020 г. составил 15,9 трлн евро, по данным Евростата.

Читайте также:  Что такое зона отчуждения? Трагедия тридцатилетней давности

Стандарт об автоматическом обмене информацией (Common Reporting Standard, CRS) был одобрен еще в 2014 г., внедрить его обязалось около 100 стран. Почти все они обязательства выполнили, указывала ОЭСР. Не присоединились к механизму США, которые еще в 2010 г. приняли собственный закон «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA). Он обязывает финансовые организации по всему миру информировать службу внутренних доходов США о счетах американских резидентов. А Кувейт перенес начало обмена налоговой информацией на 2020 г. Банки должны предоставить налоговикам данные о состоянии счета клиента, движении средств за год, остатках, а те – передавать их зарубежным коллегам.

Если страны не договорились об автоматическом обмене, то они предоставляют данные по запросу. Например, в марте Великобритания на 2020 г. исключила Россию из списка стран, с которыми обменивается данными автоматически, но Федеральная налоговая служба (ФНС) сможет получить информацию по запросу.

По таким запросам налоговики разных стран узнали об офшорных активах 500 000 человек, что в 2009–2019 гг. принесло странам «двадцатки» 95 млрд евро ($107 млрд по текущему курсу), отмечает ОЭСР в докладе. Часть налогоплательщиков раскрыли свои активы добровольно – что говорит о влиянии подобного сотрудничества. Уровень налоговой прозрачности «беспрецедентный», в ближайшие годы результаты для казны будут намного больше, радуется генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа (его слова приведены в сообщении организации).

ОЭСР в докладе утверждает, что обмен информацией снизил популярность трансграничных налоговых схем. В 2000–2008 гг. депозиты компаний и людей более чем в 40 основных международных финансовых центрах постоянно росли и достигли пика в $1,6 трлн в середине 2008 г. Но за последние 10 лет суммы, хранящиеся в этих юрисдикциях, сократились на $551 млрд, или 34,4%, поскольку они были вынуждены становиться более прозрачными, говорится в докладе организации.

Сами офшоры ужесточают условия работы зарегистрированных там компаний, требуя от них доказательств, что они ведут реальную деятельность, а не просто экономят на налогах. Так, Британские Виргинские острова (BVI) требуют, чтобы компании находились на территории юрисдикции, их количество и квалификация соответствовали деятельности компании, у них должны быть подходящие помещение и оборудование, адекватный уровень затрат. Экономически активной компания будет признана, если в течение года получает доход от своей деятельности.

«Впечатляющие результаты – и это только первая оценка наших совместных усилий!» – говорит Гурриа: страны лишь начали обрабатывать информацию, полученную с помощью автоматического обмена. Россия в 2020 г. получила данные из 58 стран, а сама отправила в 14. Примерно 10–15% этих данных позволят обнаружить несоответствия в отчетности налогоплательщиков, рассказывал в начале марта РБК начальник управления международного сотрудничества и валютного контроля ФНС Дмитрий Вольвач.

Автоматический обмен пока работает не в полную силу, а в ближайшее время появятся и новые инструменты, замечает старший партнер ITS Wealth Management Алексей Илюхин. Например, заработает Многосторонняя конвенция по выполнению налоговых соглашений (MLI) – алгоритм, с помощью которого страны будут согласовывать между собой применение новых инструментов контроля. А в Евросоюзе консультанты, бухгалтеры, юристы, банки с осени 2020 г. будут отчитываться перед европейскими налоговиками о трансграничных сделках с признаками «агрессивного налогового планирования», совершенных с июня 2020 г. «Мы действительно приближаемся к миру, где негде спрятаться», – подтверждает Гурриа. Осталось понять, как именно этот огромный массив данных будет использован, заключает директор группы по оказанию юридических услуг банкам и финансовым институтам PwC Legal Ксения Грицепанова.

Соглашение об обмене налоговой информацией: как это работает

В последних числах марта Великобритания в одностороннем порядке прекратила автоматический обмен налоговой информацией с Россией в рамках системы Common Reporting Standard (CRS). Отсутсвие автоматического обмена информацией означает, что ее могут попросить предоставить по запросу. Что еще нового произошло за последний год в сфере обмена налоговыми данными?

Великобритания – по запросу

Большинство юристов уверено, что постепенно обмен будет налажен между всеми странами, где так или иначе присутствует российский бизнес. Однако в Великобритании придерживаются своего мнения.

Если за 2020 год эта страна в рамках CRS направила в Россию отчеты о банковских счетах, которые российские резиденты (физ- и юрлица) открывали на британской территории, то за 2020-й и последующие годы таких отчетов не будет. Это решение приняло Управление по налогам и таможенным пошлинам Великобритании. Теперь получить у британских налоговиков информацию можно будет только по специальным запросам касательно отдельных лиц или компаний. Поэтому де-юре обмен данными полностью не прекратился.

Что представляет собой система обмена налоговыми данными?

Система автоматического обмена налоговой информацией CRS была создана Организацией экономической безопасности и сотрудничества (ОЭСР) в 2014 году. Соглашение об автообмене налоговой информацией подписали более 100 стран. Россия присоединилась к системе с 1 января 2020 года. А с сентября того же года начался автоматический обмен информацией между российскими и зарубежными налоговыми органами.

Соглашение представляет собой международный договор, который обязывает банки, брокеров, инвестиционные структуры и страховые компании стран, подписавших его, отправлять информацию о счетах нерезидентов местным налоговым органам. Те, в свою очередь, передают данные налоговым тех стран, резидентами которых являются владельцы счетов.

К соглашению присоединились государства Европы, Канада, островные государства (Сент-Китс и Невис, Гренада), некоторые государства Азии. С полным перечнем участников можно ознакомиться на сайте ОЭСР.

Как проверяют статус нерезидента?

Если человек получает налогооблагаемые доходы в одной стране, но постоянно проживает в другой, то он считается нерезидентом. Именно по этой причине при открытии счета банки в первую очередь будут запрашивать адреса проживания, доставки почты и телефон. В случае возникновения сомнений, финансовый институт может проверить IP-адрес, с которого клиент использует интернет-банкинг, и резидентство того, кому выдается доверенность на распоряжение счетом. Постоянные переводы денежных средств в другую юрисдикцию часто вызывают подозрения.

О каких счетах передают информацию?

Во всем мире действуют единые стандарты обмена. Они предусматривают передачу следующих данных.

    Счета физлиц («подотчетных лиц»), являющихся налоговыми резидентами стран, которые участвуют в соглашении Корпоративные счета компаний, фондов, трастов. Обмен будет производиться в случае, если эти счета подконтрольны одному или нескольким подотчетным лицам напрямую либо через пассивную нефинансовую структуру. К такой будет любой бизнес, в котором 50% дохода идет из пассивных источников, таких как недвижимость, дивиденты, роялти.

К счетам с низким уровнем риска относят:

    пенсионные счета срочного страхования жизни условно-депозитные счета юрлиц, открытые до 2016 года, остаток на которых не превышает 250 тыс. долл. на 31 декабря соответствующего отчетного года

Что узнает налоговая?

    Имя, дату, место рождения, адрес проживания, налоговое резидентство, ИНН – проще говоря основные сведения о контролируемом лице: и Номер счета. Если счет не номерной, то передается другой идентифицирующий признак Финансовая информация: валюта счета, текущий баланс, полученная прибыль от пассивных инвестиций Информация о том финансовом учреждении, где был открыт счет

Не все экономические агенты, за которыми осуществляют контроль финансовые регуляторы, отчитываются по CRS: краудфандинговые платформы, платежные институты, институты электронных денег, криптобиржи, учреждения, выпускающие карты с овердрафтом, страховые брокеры, поставщики информационных услуг, обменники, не подпадают под требования такой отчетности.

Кто получит данные?

В феврале 2020 года в России закончилась так называемая «амнистия капиталов»: владельцы зарубежных активов могли без каких-либо последствий заявить об их наличии. В случае подачи декларации декларант освобождался от уголовной, административной и налоговой ответственности за действия, связанные с приобретением, использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями. Сведения, указанные в декларации, не могут быть использованы для возбуждения уголовного дела, производства по делу об административном и (или) налоговом правонарушении в отношении декларанта. Полагаем, подобные амнистии еще будут проводиться в России.

Читайте также:  Как проверить запрет на выезд за границу. Запрет выезда за границу госслужащим

Можно ли не сообщать о счетах?

Согласно закону, инвестор должен сообщать о своих зарубежных активах в страну налогового резидентства. Для того, чтобы считаться налоговым резидентом любой страны необходимо выполнить условия по проживанию в стране не менее 183 дней. Паспорт сам по себе не дает такого основания. Подробно об этом мы уже писали в нашем блоге.

Тем не менее даже зарубежный статус не гарантирует вам, что сведения о ваших счетах не станут доступны налоговым органам, ведь все больше и больше стран присоединяются к соглашению об автоматическому обмену информацией. Например, та же Великобритания с 2020 года обменивается автоматически информацией с Антигуа и Барбуда и Вануату (среди прочих стран). В интернете можно встретить много подобной информации, но следует быть внимательным. Обмен информацией все больше совершенствуется и все больше стран к нему присоединяется, поэтому никаких гарантий никто дать не может.

Какие страны чаще выбирают для налогового резидентства

Некоторые европейские страны, а также государства карибского региона предлагают наиболее выгодные условия своим налоговым резидентам. Например Кипр и Мальта часть налогов значительно снизили, а частично и вовсе отменили. Конечно же, это играет немаловажную роль при выборе программы для инвестирования.

Гражданство Кипра

Вы можете стать гражданином этой страны за инвестиции в жилую недвижимость от 2 млн. евро. Второй паспорт можно получить всего за 6 месяцев.

Гражданство Мальты

Мальтийский паспорт вы можете получить за 12-14 месяцев, сделав безвозвратный взнос в размере 650 тыс. евро в национальный фонд, купив ценных бумаг на 150 тыс. евро и став владельцем недвижимости на Мальте стоимостью минимум 350 тыс. евро (как вариант – арендовать жилье стоимостью 16 тыс. евро/год).

Гражданство на Карибах

За относительно небольшие невозвратные взносы (100-200 тыс. долл. США) в национальный фонд вы можете получить паспорт одной из стран Карибского моря: Сент-Китс и Невис, Антигуа и Барбуда, Гренады, Сент-Люсии, Доминики.

За более подробными консультациями обращайтесь к экспертам нашей компании. Мы предоставим детальную информацию о программах и обеспечим полное юридическое сопровождение при оформлении второго гражданства.

Налоговики узнали о зарубежных счетах и активах россиян в 58 странах

Федеральная налоговая служба получила данные о зарубежных активах россиян в 58 юрисдикциях, включая Британские Виргинские и Каймановы острова, Маврикий и другие офшоры и низконалоговые юрисдикции.

«Это совершенно новый уровень налоговой прозрачности. Если раньше нужно было делать запрос в компетентный орган иностранной юрисдикции, то теперь информация о наличии зарубежного счета у конкретного налогоплательщика сама поступает и доступна по нажатию кнопки», — прокомментировал РБК заместитель главы ФНС Алексей Оверчук.

В течение 2020 года ФНС сравнит полученные сведения с отчетностью налогоплательщиков. «Мы уверены, что 80–85% полученной информации нас не удивит, потому что мы и так знаем о налогоплательщиках очень много. 10–15% — на такую долю выявляемых несоответствий мы рассчитываем», — рассказал РБК начальник управления международного сотрудничества и валютного контроля ФНС Дмитрий Вольвач.

Число резидентов со счетами за рубежом и количество контролируемых ими компаний ФНС не разглашает.

Как работает автообмен налоговой информацией

Автоматический обмен — часть глобального плана Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с уклонением от уплаты налогов и незаконными схемами вывода прибыли. Россия получает данные о зарубежных счетах налогоплательщиков с сентября 2020 года. В обмене участвуют 75 стран и 13 территорий. Кроме имени и номера счета в отчетах раскрыты баланс, данные о движении средств за год, инвестиционные доходы, прибыль от продажи акций, проценты по вкладам, облигациям и т.д. Сравнение этих данных с декларациями помогает выявить налоговые нарушения.

Подготовка к старту автообмена шла несколько лет. Россия в числе государств — участников G20 приняла план борьбы с размыванием налоговой базы и выводом прибыли Base Erosion and Profit Shifting (BEPS) в 2013 году. «Тогда никто не верил, что, например, Каймановы острова будут сообщать о счетах и бенефициарах трастов. Чтобы это произошло, должна была перевернуться вся международная налоговая система», — отметил Оверчук.

Справились ли банки

ФНС передает данные о счетах нерезидентов зарубежным коллегам. Банки, страховые и управляющие компании, депозитарии и брокеры должны через электронный сервис сообщать ФНС о клиентах-иностранцах с активами от $1 млн и компаниях со счетами от $250 тыс.

Российские финансовые организации впервые сформировали отчетность по стандарту CRS (Common Reporting Standard, «Единый стандарт отчетности») — за 2020 год. До 1 мая банки должны передать отчеты за 2020 год. Штраф за отказ предоставить информацию или нарушение сроков составляет от 300 тыс. до 500 тыс. руб., но до 2020 года действует мораторий на его применение.

Банки не испытали больших проблем при подготовке отчетности, потому что последние три года передают информацию о счетах резидентов США, подчеркивают в ФНС. Предшественник CRS — американский закон FATCA — обязывает финансовые организации по всему миру информировать Службу внутренних доходов США о счетах американцев.

Проблема обработки данных

«Все участвующие в автообмене страны сталкиваются с проблемой верификации полученных данных, мэтчинга — поиска связи между владельцем зарубежного счета и записями во внутренних системах налоговых органов. Без корректной идентификации поступающие данные — это информационный мусор», — рассказал Вольвач.

Автоматизированная информационная система «Налог-3» будет сначала идентифицировать налогоплательщика, а затем выявлять расхождения между полученной из-за рубежа информацией и данными, имеющимися об этом налогоплательщике у ФНС России. Будет формироваться профиль выявленного риска, управление которым будет осуществлять сотрудник ФНС по утвержденному протоколу, пояснил Вольвач.

Стимул для деофшоризации

Число стран — участников автоматического обмена растет. В этом году к нему присоединятся Австрия, Швейцария, Латвия и другие. Можно самостоятельно сообщить о своих счетах и активах в рамках амнистии капитала, не дожидаясь, пока это выявит автообмен. «Игра в прятки, перерегистрация в юрисдикциях, которые пока не участвуют в автообмене, прыжки с одного острова на другой бесперспективны», — уверен Оверчук.

1 марта 2020 года завершился второй этап амнистии капитала. За вторую волну налогоплательщики задекларировали более €10 млрд остатков по банковским счетам.

Условия третьей амнистии, которая продлится до 1 марта 2020 года, будут более жесткими. В отличие от двух первых, когда налогоплательщик не был обязан возвращать капиталы, на этот раз гарантии сохранятся при переводе денег в Россию либо перерегистрации холдинговых структур в специальных административных районах на острове Октябрьский в Калининграде и на острове Русский во Владивостоке.

Автообмен уже произвел положительный эффект, считает партнер департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Виктор Калгин. «Это сильный стимул задекларировать иностранные активы и выполнять требования деофшоризационного законодательства», — отметил он.

По мнению партнера Paragon Advice Group Александра Захарова, главный драйвер деофшоризации — требования открывать офисы и нанимать сотрудников, которые приняты в конце года во многих юрисдикциях и из-за которых держать компанию в офшоре стало сложнее и дороже. «Сейчас ЕС ведет переговоры с Кипром о введении требований economic substance (экономического присутствия. — РБК)», — отметил юрист.

Тенденции к полному отказу от офшоров нет, но их сущность меняется, подчеркивает Калгин. «Структуры становятся все более прозрачными. Все меньше искусственных компаний без реального содержания», — говорит эксперт.​

Оцените статью
Добавить комментарий